Пятница, 09.12.2016, 01:02

     



ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
МЕНЮ САЙТА

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ПРАКТИКУМ "НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА" [22]
ПРАКТИКУМ "МОРФОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА" [22]
ТЕСТЫ ПО ИСТОРИИ ЯЗЫКОЗНАНИЯ [7]
ПРИНЦИПЫ И ПРИЕМЫ АНАЛИЗА ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ [17]

Статистика

Форма входа


Главная » Файлы » ПРОФИЛЬНЫЙ КЛАСС » ПРАКТИКУМ "МОРФОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА"

Имя числительное
20.04.2015, 15:57

№ 40. К какой части речи относятся следующие слова? Ответ обоснуйте, учитывая семантику слов и грамматические особенности. Для уточнения лексического значения используйте толковые словари. Если возможно, определите производящую базу данных слов, словообразовательный тип.


1. Два, двое, двойка, двойняшки, двойник, двушка, двоечник, двусмысленный, двойной, двойственный, двукратный, двоякий, вдвое, вдвоем, дважды, вдвойне, раздвоение, двоиться, удвоить.


2. Три, треть, трое, тройник, троица, трио, триада, тройка, трешка, троечница, третий, тройной, троекратный, тройственный, втрое, втроем, трижды, утроить, в-третьих.


№ 41. Определите способы образования прилагательных. Сколько словообразовательных типов (словообразовательных моделей) здесь представлено? Перечислите особенности образования сложных прилагательных на базе числительных и сочетаний с числительными – по сравнению с образованными на базе других производящих.

Черноморский, двужильный, пятиалтынный, двухтысячный, общеизвестный, мелкозернистый, двухлористый, односторонний, разносторонний, двухсторонний, однорельсовый, двугривенный, семисоттысячный, двудомный, вагоностроительный, трехпроцентный, стопроцентный, краснокожий, тысячеголосый, двухвостый, четырехколесный, двухгодовалый, белозубый, пятидесятилетний, двухбалльный, одноногий, пятиярусный, пятипалый, одиннадцатичасовой, трехногий, десятилетний.


№ 42. На основании значения и грамматических свойств выделенных слов определите их частеречную принадлежность. Укажите, что сближает данные слова с числительными.


1. Вот поэтому я перебрал и взвесил десятки имен, прежде чем остановил свой выбор на том, которое должна была носить моя красавица яхта. Я назвал яхту «Победа» (А. Некрасов).


2. Плюшкин, севши в кресла и взявши в руку перо, долго еще ворочал на все стороны четвертку бумажки, придумывая, нельзя ли отделить от нее еще осьмушку, но наконец убедился, что никак нельзя, всунул перо в чернильницу с какою-то заплесневевшей жидкостью и множеством мух на дне и стал писать, выставляя буквы, похожие на музыкальные ноты, придерживая поминутно прыть руки, лепя скупо строка на строку и не без сожаления подумывая о том, что все еще останется много чистого пробела (По Н. Гоголю).


3. Райский смотрел на комнаты, на портреты, на мебель и на весело глядевшую в комнаты из сада зелень; видел расчищенную дорожку, везде чистоту, чопорность, порядок; слушал, как во всех комнатах попеременно пробили с полдюжины столовых стенных бронзовых и малахитовых часов… (И. Гончаров).


4. Пятого апреля тысяча девятьсот двадцатого года «Рикша» в поисках пропавшего судна «Вандом» был сбит с курса циклоном и, потерпев значительные повреждения, отнесен далеко к югу (А. Грин).


5. А между тем Борис Андреев был одним из самых эрудированных и начитанных людей. Мечтой его жизни была роль короля Лира, ради которой он прочел сотни книг о Шекспире, став почти настоящим шекспироведом (И. Изгаршев).


6. В этой конурке он приладил к стене узенькую трехногую кровать, накрыв ее небольшим подобием тюфяка, убитым и плоским, как блин, и, может быть, так же замаслившимся, как блин, который удалось ему вытребовать у хозяина гостиницы (Н. Гоголь).


7. Тускло горела пятилинейная лампа, в абажур, сделанный из газетной бумаги, бились ночные бабочки, за стеной смиренно похрапывала старуха хозяйка, а Макар слово за словом одолевал ужасно трудный и чертовски нужный ему язык (М. Шолохов).


8. Хрусталь мой волшебен трикраты

Под первым устоем ребра —

Там руки с мученьем разжаты,

Раскидано пламя костра (И. Анненский).


9. Прямым следствием Бородинского сражения было беспричинное бегство Наполеона из Москвы, возвращение по старой Смоленской дороге, погибель пятисоттысячного нашествия и погибель наполеоновской Франции, на которую в первый раз под Бородином была наложена рука сильнейшего духом противника (Л. Толстой).


10. За рубежом наиболее известные брэнды (фактически просто «клеймо», название фирмы, написанное определенным шрифтом) стоят десятки миллиардов долларов. Подчас гораздо дороже, чем все оборудование, труд специалистов и т. п. – короче, всего, что обеспечивает выход собственно товаров, на которые этот самый брэнд ставится (Из газет).


11. Полжизни прошло, теперь не вырвешься. Тысячеглаз надсмотрщик, фонари, фонари, фонари… (В. Маяковский).


12. Пара гнедых, запряженных с зарею,

Тощих, голодных и грустных на вид;

Тихо плететесь вы мелкой рысцою

И возбуждаете смех у иных! (А. Апухтин).


№ 43. Определите лексическое и количественное значение данных слов. Каково их происхождение? Отметьте архаические формы. Для справки обратитесь к толковым и этимологическим словарям, учебникам по исторической грамматике русского языка. Составьте предложения с данными словами.

Дюжина, пуд, фунт, фут, сажень, локоть, гривна, полушка, четверть, седмица, пополудни, тридевятое царство, тридесятое государство, за тридевять земель, сам-другой, сам-третий, первойнадесять, двунадесять, двунадесятый, осмьнадцать, полтора, полтораста, две шестины, четыре девятины.


№ 44. Определите сочетаемость данных существительных с количественными и/или собирательными числительными. Сделайте выводы: перечислите группы существительных в соответствии с сочетаемостью, отмечая их семантические и грамматические особенности.


Образец выполнения:


Самолет, директор, сын, жюри, сирота, слуга, носок, невежа, архимандрит, гала-концерт, собачка, щенок, ученица, стюардесса, город, сосед, сани, дядя, женщина, мужчина, животное, весы, премьер-министр, дочь, лисенок, штатский, профессор, паинька, охотник, горе-критик, военный, зверь, дитя, путь, казак, казачка, глаз, англичанин, дежурная, сутки, чулок.


№ 45. Отметьте необычное для современного языка или ненормативное употребление собирательных и количественных числительных, объясните его причины.


1. Из-под Костромы, из-под Костромщины шли четыре мужчины (Скороговорка).


2. «А много ли вас?» – «Немного, немного, восемнадцатеро всего, восемнадцатеро», – говорил за окном, заикаясь и щелкая зубами, очевидно, совсем прозябший человек (Н. Лесков).


3. Двенадцатый час —

Осторожное время.

Три пограничника,

Ветер и темень.

Три пограничника,

Шестеро глаз —

Шестеро глаз

Да моторный баркас… (Э. Багрицкий).


4. Филипп. Мсье Имерцаки, спецификация у вас?

Имерцаки. У меня.

Филипп. Прочтите нам, пожалуйста, наименование товаров. <...>

Имерцаки. Сорок бомб, трое револьверов, пятеро винтовок, двести воробчиков (Л. Славин).


5. Диван, двое кресел, дюжина стульев и круглый столик о шести ножках. Мебель была превосходная, гамбсовская… (И. Ильф, Е. Петров).


6. Все было кончено: Наполеон с армией перешел по наведенным мостам через Березину раньше, чем трое русских генералов, которые должны были «завязать его в мешок», явились на место действия (Е. Тарле).


7. У нас чисто женский коллектив. Всего два мужчины (Из радиопередачи).


8. Соперниц по фортуне у Терешковой оказалось четверо – Валентина Пономарева, Ирина Соловьева, Татьяна Кузнецова и Жанна Еркина (Из газет).


9. У него было двое прислуг (Из школьного сочинения).


10. Интересы обвиняемого представляли пятеро адвокатов (Из радиопередачи).


11. 35-летняя Наталья решила искать судьбу – свою и еще пятерых подруг – по Интернету, который только-только установили на ее компьютере (Из газет).


12. В этом центре ожидают появления клонированных младенцев еще четверо матерей (Из радиопередачи).


13. Здоровья и долгих лет жизни желают юбиляру семьи двоих его взрослых дочерей (Из радиопередачи).


14. В прокуратуру для возбуждения уголовного дела направлено шесть материалов (Из телепередачи).


15. Прежде чем записать альбом, музыканты долго притирались друг к другу. Бутусов неслучайно взял в свою группу всего троих музыкантов. Его интересует взаимодействие трех инструментов: гитары, баса и барабана. <...> На личном фронте у Вячеслава Бутусова, кажется, полная идиллия. Любимая молодая жена. Трое дочек – младшей Софии всего четыре годика (Из газет).


16. Соколовский миф о том, что «все до единого были расстреляны», оказался на удивление стойким: нам кажется невероятным сама возможность спасения, и даже теперь, когда царские останки найдены и очевидно, что двоих тел не хватает, мы удивляемся: куда же они делись?.. (Т. Толстая).


17. Ранее Великобритания уже объявляла персонами нон-грата девятерых российских дипломатов (Из телепередачи).


18. Дети просто видят на флаге пятерых людей (Из телепередачи).


19. Три очень тяжелых мальчишки раскрылись в этом спектакле (Из телепередачи).


20. Пятеро медсестер из Болгарии, один врач из Палестины находятся в заключении (Из телепередачи).


21. Сегодня в Москву приехали шестеро взволнованных людей (Из телепередачи).


22. Трое черных коней храпели у сарая, вздрагивали, взрывали фонтанами землю. Маргарита вскочила первая, за нею Азазелло, последним мастер (М. Булгаков).


23. Из семи отобранных нами аналитических команд пятеро работают вот каким образом: они дают рекомендации «покупать», если рассчитанная на год вперед справедливая цена акции на 15–20 % выше текущей ее цены (Из газет).


№ 46. Просклоняйте имена числительные и сочетания с числительными, определив разновидность склонения каждой части и отметив особенности образования форм.

1 594 372; 32 943 человека; 651 281 яблоня; 115 863 дома; семеро козлят; полтораста заявок; двое суток; обе книги.


№ 47. Прочитайте предложения, правильно образовывая формы числительных.

I

1. От 8,494 отнять 3,913. 2. От 15,692 отнять 7,923. 3. От 28,987 отнять 12,531. 4. От 9,777 отнять 3,444. 5. От 43,158 отнять 25,679. 6. От 94,358 отнять 82,173. 7. От 107,34 отнять 75,28. 8. От 685,14 отнять 527,39. 9. От 993,27 отнять 742,12. 10. От 407,25 отнять 241,16. 11. От 793,43 отнять 123,78. 12. От 999,44 отнять 666,72.

II

1. Частное от деления 35 839 на 21 653 равно 1,655. 2. Частное от деления 986 210 на 34 642 равно 28,469. 3. Частное от деления 457 223 на 8 451 равно 54,1. 4. Частное от деления 741 369 на 2 580 равно 287,352. 5. Частное от деления 654 912 на 9 436 равно 69,4. 6. Частное от деления 619 832 на 5 806 равно 106,757. 7. Частное от деления 294 583 на 1 069 равно 275,569. 8. Частное от деления 169 348 на 3 186 равно 53,154. 9. Частное от деления 555 687 на 3 902 равно 142,41. 10. Частное от деления 412 735 на 1 052 равно 392,334. 11. Частное от деления 390 604 на 8 210 равно 47,577. 12. Частное от деления 896 753 на 36 345 равно 24,673.

III

1. Произведение 395 и 74 равно 29 230, сумма этих чисел равна 469, а разность – 321. 2. Произведение 190 и 31 равно 5 890, сумма этих чисел равна 221, а разность – 159. 3. Произведение 242 и 54 равно 13 068, сумма этих чисел равна 296, а разность – 188. 4. Произведение 371 и 95 равно 35 245, сумма этих чисел равна 466, а разность – 276. 5. Произведение 510 и 99 равно 50 490, сумма этих чисел равна 609, а разность – 411. 6. Произведение 968 и 23 равно 22 264, сумма этих чисел равна 991, а разность – 945. 7. Произведение 725 и 86 равно 62 350, сумма этих чисел равна 811, а разность – 639. 8. Произведение 712 и 48 равно 29 904, сумма этих чисел равна 760, а разность – 664. 9. Произведение 897 и 122 равно 109 434, сумма этих чисел равна 1013, а разность – 775. 10. Произведение 488 и 67 равно 32 696, сумма этих чисел равна 555, а разность – 421. 11. Произведение 549 и 478 равно 262 422, сумма этих чисел равна 1 027, а разность – 71. 12. Произведение 988 и 123 равно 121 524, сумма этих чисел равна 1 111, а разность – 865.


№ 48. Прочитайте предложения, правильно образовывая формы числительных и ставя существительные в нужную падежную форму.


1. Подготовлены книги с 474 (таблица).


2. Уже издана энциклопедия с 953 (иллюстрация).


3. Статьи энциклопедии подготовлены 368 (автор).


4. Угадавшие 7 чисел выиграли по 5 825 (рубль), 6 чисел – по 4 379 (рубль), 5 чисел – по 1 186 (рубль), 4 числа – по 523 (рубль).


5. Каждый из 18 (проектируемый технопарк) может дать работу 70 000 (человек).


6. Сегодня в России действуют 2 (программа) по переселению людей из районов Севера. Одна их них касается всех 27 (регион). В прошлом году на жилищные субсидии для переезда россиянам перечислили 812 000 000 (рубль), в этом планируем 1 012 000 000 (рубль). В прошлом году жилищные субсидии предоставили 2 000 (семья), а всего в очереди на переселение стоит 225 000 (семья).


7. Вы можете выбрать трех– или пятидверную версию автомобиля «Мерседес-Бенц» с двигателями от 90 до 193 (лошадиная сила). Стоимость А-класса от 19 990 евро, его легко приобрести в кредит на срок до 5 (год) с начальным взносом от 30 % и ежемесячной выплатой от 299 евро.


8. Отправили сообщения 594 (адресат).


9. Он гордился своими 689 (питомец).


10. Новый магазин предоставляет рабочие места для 457 (человек).


№ 49. Определите формы имен числительных, существительных и прилагательных в выделенных сочетаниях, укажите их соответствие друг другу; если есть несоответствие (несогласование), поясните это.


1. Въезд его не произвел в городе совершенно никакого шума и не был сопровожден ничем особенным; только два русские мужика, стоявшие у дверей кабака против гостиницы, сделали кое-какие замечания, относившиеся, впрочем, более к экипажу, чем к сидевшему в нем (Н. Гоголь).


2. Министр нежных чувств. Я министр нежных чувств его величества короля. У меня теперь ужасно много работы – мой король женится на соседней принцессе. Я выехал сюда, чтобы, во-первых, устроить встречу принцессы с необходимой торжественностью. А во-вторых и в-третьих, чтобы решить две деликатные задачи. Дело в том, что моему всемилостивейшему повелителю пришла в голову ужасная мысль. Жандармы! [Входят два бородатых жандарма] (Е. Шварц).


3. Остались только два известные аристократа, любители живописи, не хотевшие ни за что отказаться от такого приобретения (Н. Гоголь).


4. А потому я не буду излагать, как шла эта ночь, потому что все это описать дано не моему перу, я помню только два выдающиеся батальные эпизода и финал, но в них-то и заключалось главным образом страшное (Н. Лесков).


5. С восьми часов утра, когда рассвело и началась атака, и до семи вечера, когда стемнело и все кончилось, прошло одиннадцать томительных часов, в каждый из которых вряд ли выдалось относительно тихих пять минут (К. Симонов).


6. За последние 40 лет человечество получило 72 новых вируса. По подсчетам врачей, каждый год возникают опасные две-три инфекции (Из газет).


7. …четыре белых мужских руки <...> уцепляют нас за ногу, за руку, за воротник, за шапку, за ухо – вволакивают как куль, а калитку в нашу прошлую жизнь захлопывают навсегда. Все. Вы арестованы! (А. Солженицын).


8. Комната ткачей. Два больших ручных ткацких станка сдвинуты к стене. Две большие рамы стоят посреди комнаты. Рамы пустые. Большой стол. На столе – ножницы, подушечка с золотыми булавками, складной аршин (Е. Шварц).


№ 50. Просклоняйте именные словосочетания. Проанализируйте парадигму: определите формы слов, направление синтаксической связи, ее тип. Попробуйте поместить в контекст определение, согласованное с существительным (синтаксический способ выявления грамматических признаков), проанализируйте формы согласованного определения, их соответствие формам существительного. Перечислите особенности образования форм, отметив также акцентологические. Укажите, на основании каких свойств количественно-именных сочетаний лингвисты выделяют особые счетные формы существительного (см., напр.: Орфоэпический словарь русского языка / Под ред. Р.И. Аванесова. – М., 1983. С. 689; Зализняк А.А. Русское именное словоизменение. – М., 1967. С. 46–48).

1. Два дома, пять домов, несколько домов, много домов, окно дома.


2. Три друга, трое друзей, пять друзей, пятеро друзей.


3. Два шага, размер шага.


4. Три конька, трое коньков, трое саней.


5. Два года, начало года, пять лет, начало лета.


6. Два грамма, пять грамм, стандартные граммы.


№ 51. Проанализируйте употребление слова один в данных контекстах. Определите его лексическое значение, подберите синонимы. Укажите форму (число и род), грамматическое значение, значимость и обусловленность формы в контексте. К какой части речи следовало бы отнести слово один в каждом из представленных контекстов? Как квалифицируют его толковые словари?


1. Выяснилось только одно – что Полиграф отбыл на рассвете в кепке, шарфе и пальто (М. Булгаков).


2. Прелестно… Весь маневр в одну минуту… (К. Станюкович).


3. Любка проводила танцующих гостей до переезда; она осталась одна на пустой улице (И. Бабель).


4. А что касается моего отношения к памятнику, то оно двоякое: одно – пока памятник еще не поставлен; и другое – когда он уже стоит (Л. Андреев).


5. Филипп Филиппович начал втыкать коловорот и высверливать в черепе Шарика маленькие дырочки в сантиметре расстояния одна от другой (М. Булгаков).


6. В таких случаях она обращалась теперь к одному партикулярному, но могущественному человеку (Ю. Тынянов).


7. Один раз я толкнула поднос зонтиком, гостинцы его рассыпались по полу, а ему сказала, чтоб он не беспокоил меня (И. Гончаров).


8. Но почему же один Беня Крик взошел на вершину веревочной лестницы, а все остальные повисли внизу, на шатких ступенях? (И. Бабель).


9. «Его, Филипп Филиппович, нужно хлыстом отодрать хоть один раз, – возмущенно говорила Зина, – а то он совершенно избалуется» (М. Булгаков).


10. В один прекрасный июньский день было везде жарко (В. Гаршин).


11. Один из матросов был англичанин, другой был малайцем (И. Бабель).


12. Ко мне явился, по рекомендации одного моего приятеля, человечек низенького роста… (И. Гончаров).


13. Но этой весной, на второй день пасхи, в скромную комнату, занимаемую мною в одном из пансионов Берлина, вошла незнакомая мне девушка (И. Эренбург).


14. Было далеко за полночь. Один фонарь только озарял капризно улицу и бросал какой-то страшный блеск на каменные домы и оставлял во мраке деревянные… (Н. Гоголь).


15. Вот шагает гражданин.

Он один,

Совсем один.

Он ужасно одинок (Ю. Коваль).


16. Одни кузнечики таинственно шептались в знойные летние дни у порога избушки, мирно дремлющей на солнце (И. Бунин).


17. Последняя туча рассеянной бури!

Одна ты несешься по ясной лазури,

Одна ты наводишь унылую тень,

Одна ты печалишь ликующий день (А. Пушкин).


18. При постоянной практике можно попытаться отнести человека к одному из описанных и наиболее часто встречающихся психотипов (Из газет).


19. Натягивая чулок на пухлую ногу с невымытой по случаю отъезда матери пяткой, Таня заискивающе сказала Нюше: «Какую я книжку читала!.. Как будто одна Татьяна Ларина влюбилась в одного Евгения и послала к нему записку через няньку…» (А. Бухов).


20. Я так давно живу на свете, так много видел и, главное, так много помню, что помимо убеждений рассудка, один жизненный опыт заставляет меня относиться к газетным известиям с осторожностью (М. Салтыков-Щедрин).


21. Всякое произведение искусства только потому художественно, что создано по закону необходимости, что в нем нет ничего произвольного, что в нем ни одно слово, ни один звук, ни одна черта не может замениться другим словом, другим звуком, другою чертою (В. Белинский).


22. Видел Егорушка, как мало-помалу темнело небо и опускалась на землю мгла, как засветились одна за другой звезды (А. Чехов).


23. По лицу Анны Сергеевны трудно было догадаться, какие она испытывала впечатления: оно сохраняло одно и то же выражение, приветливое, тонкое; ее прекрасные глаза светились вниманием, но вниманием безмятежным (И. Тургенев).


24. Уже одно то, что коренное условие мужицкой жизни составляет вечный, никогда не прерывающийся труд, достаточно указывает на совершенно серьезный ее характер и на положительную невозможность относиться к ней с умилениями и приседаниями (М. Салтыков-Щедрин).


25. В одном только случае мы согласились бы взять тебя из училища: если там происходит что-нибудь, что мешает тебе оставаться честным человеком (А. Толстой).


26. Дядя встал и сверкнул глазами, но в это же время между ним и лакеем встал во весь рост Рябыка: левой рукой, как-то одним щипком, как цыпленка, он отшвырнул слугу, а правою посадил на место дядю (Н. Лесков).


27. Вся философия сводится к одному вопросу: что есть действительность? Можно сказать даже больше того. Всякая разумная человеческая деятельность сводится к одному исканию – исканию подлинной действительности (А. Лосев).


28. Кроме того, он был не чужд любования собою и своим голосом, свойственного очень молодым, в особенности красивым, людям, которые, оставаясь даже совершенно одни, постоянно воображают, что на них кто-то с любопытством смотрит, и ведут себя точно на сцене (А. Куприн).


№ 52. Объясните, чем обусловлено различие в оформлении падежных форм числительных. Для справки обращайтесь к словарям грамматических трудностей, к пособиям по практической стилистике, учебникам по исторической грамматике.


1. Изучая историю точного знания, мы ясно видим, как перед нами открывается нечто целое, глубоко связанное тысячью нитей со всей историей человечества и в то же время уходящее куда-то вперед, теряющееся в бесконечной дали недосягаемого (В. Вернадский).


2. Пугачев с шестьюдесятьми казаками пробился сквозь неприятельское войско (А. Пушкин).


3. Они [турки] были подкреплены четырью тысячами конницы (А. Пушкин).


4. Ветру не было, и поднимаемая тысячью ног пыль стояла все время над арестантами, двигавшимися посередине улицы (Л. Толстой).


5. Солнце, всходившее над городом, вырвало из предрассветной тени портик дворца Сапармурата Туркменбаши Великого, ослепительно блеснуло в огромных зеркальных окнах белоснежного мраморного здания и, затопив светом всю центральную площадь, вспыхнуло тысячью искр в чистейшей воде дворцовых фонтанов (Д. Иванов).


6. «Ну, Алифан, – сказал он [мещанин Котельников] однажды сироте, – гляди сюда: оставлен ты сиротою, я тебя призрел, можно сказать, из последнего натужился… Шесть годов, господи благослови, мало-мало по сту-то серебром ты мне стоил…» (Г. Успенский).


№ 53. Проанализируйте употребление выделенных слов в следующих контекстах. К какой части речи следует их отнести? Дайте аргументированный ответ, учитывая их семантику и грамматические особенности. Следует также принять во внимание контексты из предыдущего упражнения.


1. И упал он [Остап] силою и воскликнул в душевной немощи: «Батько! где ты! Слышишь ли ты?». – «Слышу!» – раздалось среди всеобщей тишины, и весь миллион народа в одно время вздрогнул (Н. Гоголь).


2. Хозяин вваливался в чернобурой лисе, сверкая миллионом снежных блесток, пахнущий мандаринами, сигарами, духами, лимонами, бензином, одеколоном, сукном, и голос его, как командная труба, разносился по всему жилищу (М. Булгаков).


3. Говор народа, топот лошадей и телег, веселый свист перепелов, жужжание насекомых, которые неподвижными стаями вились в воздухе, запах полыни, соломы и лошадиного пота, тысячи разных цветов и теней, которые разливало палящее солнце по светло-желтому жнивью, синей дали леса и бело-лиловым облакам, белые паутины, которые носились в воздухе или ложились по жнивью, – все это я видел, слышал и чувствовал (Л. Толстой).


4. Если вырученные деньги мы обратим в процентные бумаги, то будем получать от четырех до пяти процентов, и я думаю, что будет даже излишек в несколько тысяч (А. Чехов).


5. В доме было десять тысяч дверей,

Но она всегда выходила в окно (И. Кормильцев).


6. С тех пор я пил из тысячи рек,

Но не смог утолить этой жажды (И. Кормильцев).


7. Русские леса трещат под топором, гибнут миллиарды деревьев… (А. Чехов).


8. После Октября с началом гражданской войны и повсеместной разрухи Александр Вертинский в числе тысяч и тысяч соотечественников покинул Россию (В. Сафошкин).


№ 54. Укажите ошибки в образовании падежных форм числительных и существительных, объясните причины их появления.


1. В Доме культуры поют, танцуют и рисуют свыше двухста школьников.


2. Старая ферма волжского моста, которую только что заменили, весила около 1,5 тысячи тонн при длине 158 метров.


3. Сейчас в базе данных информация о более чем четырехсот семьях.


4. В романе «Война и мир» насчитывается более пятиста действующих лиц.


5. Обломов в детстве привык полагаться на трехсот своих Захаров.


6. Лирический герой страдает от боли, которая постигла миллионов русских людей.


7. Лирический герой говорит голосом тысячей матерей, жен, которые живут во мраке.


8. Стоимость обучения колеблется от тринадцати до двадцати одной тысяч рублей.


9. В прошлом году Испания усыновила шестьсот пятьдесят два российского ребенка.


10. Анархисты позволили выйти примерно двухсот пятидесяти людям, взятым в заложники.


11. В ведении менеджера насчитывается более триста пятьдесят одного сотрудника.


12. Силу крика теннисистки измерили и оказалось: сто одна и две десятых децибела.


13. Объем обрабатываемой древесины достигнет сто пятьдесят тысяч кубометров в год.


14. Машина весит около семьсот пятидесяти килограмм.


15. Бобры нашли сумку с семидесятью тысячью долларов.


16. При перемещении весов по квартире вес отличается до двести грамм.


17. Средняя зарплата в 2010 году достигнет двадцать одной тысячи рублей.


18. И так с двумя, точнее с полуторами строчками рождалась сцена погони.


19. Сегодня в мире живут от восемьсот миллионов до миллиарда людей, которые голодают.


20. В общем эволюция души длится тысяча восемь лет.


21. Он получил поддержку девятьсот девяносто девяти делегатов.


№ 55. Произведите полный морфологический разбор имен числительных (в соответствии со схемой разбора).


1. Когда машина крутыми зигзагами взбирается к перевалу, взнесенному на высоту пять тысяч метров, когда за узкой кромкой дороги, вырубленной в круче, сквозь голубоватую толщу воздуха внизу видишь причудливые петли всего проделанного за полдня пути, когда даже моторам не хватает воздуха и когда даже вода в радиаторах начинает кипеть при восьмидесяти градусах, нельзя не думать о подвиге тех, кто прокладывал этот путь (В. Овчинников).


2. У меня с детства проявилась любовь к такой старинной книге, и воображение рисовало таинственного человека, который сто или двести лет назад написал книгу, чтобы я ее прочитал теперь (Д. Мамин-Сибиряк).


3. Трудно остановить народ, раздраженный всем, что он видел, народ, который уже триста лет не знал войны внутри государства, который готов пожертвовать собой за отечество и не делает различий между тем, что принято и что не принято в обыкновенных войнах (Е. Тарле).


4. Замечтавшись о каком-нибудь подвиге своего любимца, он не замечал, как вместо полутора аршин тесемок отмеривал три или пять, или в задумчивости шел бог знает куда, позабыв о своей профессии, и возвращался потом без копейки домой (Г. Успенский).


5. В багровых столбах горело вечной огненной мукой и неутоленной страстью лицо Дарьи Петровны. Оно лоснилось и отливало жиром. В модной прическе на уши и с корзинкой светлых волос на затылке светились 22 поддельных бриллианта (М. Булгаков).


6. Специалисты безжалостно утверждают, что способности человека, имеющие значение для научной работы (подвижность нервной системы, память и т. п.), начинают ухудшаться с 22–25 лет (О. Трубачев).


7. Размеры паркетных досок унифицированы: при длине 1200 мм ширина изделия – 145 мм, при длине 1800 мм – ширина 155 мм и при длине 240 мм – ширина 202 мм. Паркетные планки крепят гвоздями длиной 40 и толщиной 1,6–1,8 мм. <...> В каждую планку длиной до 300 мм забивают три гвоздя: два – в боковой паз и один – в торцевой. В планку длиной более 300 мм забивают четыре гвоздя, из них три – в боковой паз и один – в торцевой (Справочник домашнего мастера).

Категория: ПРАКТИКУМ "МОРФОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА" | Добавил: admin | Теги: практикум по русскому языку, русский язык в школе, Морфология, дидактический материал по русскому, русский язык в профильных классах
Просмотров: 397 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
ВИДЕОУРОКИ
ОБУЧАЮЩИЕ ФИЛЬМЫ ПО
   РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОТКРЫТЫЕ УРОКИ ДМИТРИЯ
   БЫКОВА

СКАЗКА

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

ЛЕКЦИИ ПО РУССКОЙ
   ЛИТЕРАТУРЕ


ВИДЕОУРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В
   11 КЛАССЕ


ПИСАТЕЛЬ КРУПНЫМ ПЛАНОМ

ТВОРЧЕСТВО ГОГОЛЯ

ТВОРЧЕСТВО САЛТЫКОВА-
   ЩЕДРИНА


ТВОРЧЕСТВО НЕКРАСОВА

ЛИТЕРАТУРА ВОЕННЫХ ЛЕТ

РОДОВОЕ ГНЕЗДО ПИСАТЕЛЯ

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

***

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА. ХХ ВЕК

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
***

ЛИТЕРАТУРНЫЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА БОЛЬШОЙ
   СЦЕНЕ



ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

ПРОБА ПЕРА

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

"УЧИТЕЛЬ  СЛОВЕСНОСТИ"
РЕКОМЕНДУЕТ








ПАН ПОЗНАВАЙКО


Презентации к урокам


портрет Пушкина
ВЫШИВАЕМ ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ
Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Copyright MyCorp © 2016  Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0