Вторник, 19.03.2024, 05:22


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ПРАКТИКУМ "НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА" [22]
ПРАКТИКУМ "МОРФОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА" [22]
ТЕСТЫ ПО ИСТОРИИ ЯЗЫКОЗНАНИЯ [7]
ПРИНЦИПЫ И ПРИЕМЫ АНАЛИЗА ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ [17]

Главная » Файлы » ПРОФИЛЬНЫЙ КЛАСС » ПРАКТИКУМ "МОРФОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА"

Имя существительное
20.04.2015, 16:08

№ 1. Выпишите в контексте выделенные существительные, определите их разряд (собственные; нарицательные, употребленные в значении собственных; собственные, употребленные в значении нарицательных). Покажите их семантические и формально-грамматические особенности. Наблюдения обобщите: сделайте вывод о типах употребления существительных данных ЛГР.


Образец выполнения:

Это цербер какой-то, вас стерегущий… Он и меня никак не хотел пустить (А. Писемский).

Цербер какой-то – имя мифологического персонажа используется для обозначения охранника, верного стража; собственное в значении нарицательного, полная парадигма числа, о переносном употреблении свидетельствует изменение орфографии (строчная буква вместо прописной) и сочетаемости (неопределенное местоимение-прилагательное).


1. Но Кутузов лучше всех знал, что ловить Наполеона, сидя в Зимнем дворце или в кресле перед камином в доме русского посольства в Лондоне, гораздо легче, чем сделать это на реке Березине (Е. Тарле).


2. Обломовы старались, впрочем, придать как можно более законности этим предлогам в своих собственных глазах и особенно в глазах Штольца, который не щадил и в глаза и за глаза доннерветтеров за такое баловство. Времена Простаковых и Скотининых миновались давно. Пословица «ученье свет, а неученых тьма» бродила уже по селам и деревням вместе с книгами, развозимыми букинистами (И. Гончаров).


3. В мае было много громовых туч с бурями и с перунами зажигающими (А. Болотов).


4. Дворянский люд <...> пил и ел и в конце концов наедал столько, что сами радушные амфитрионы приходили в изумление (М. Салтыков-Щедрин).


5. Идет-гудет Зеленый Шум,

Зеленый Шум, весенний шум! (Н. Некрасов).


6. В лесу эта трава цветет все лето: от зеленого шума до поры увядания (А. Стрижев).


7. Читая Пришвина, мы ощущаем, что слово его не связано никакой заранее принятой программой, может быть, поэтому чувствуешь, что оно насквозь художественно-символично, открыто всем возможностям, которые несет непостижимый, могучий жизненный поток, всегда полный смысла (В. Пришвина).


8. Я ускользнул от Эскулапа

Худой, обритый – но живой (А. Пушкин).


9. …Бледная Диана

Глядела долго девушке в окно.

[Без этого ни одного романа

Не обойдется; так заведено!] (А. Пушкин).


10. И там есть дамы – просто чудо!

Дианы строгие в чепцах,

С отказом вечным на устах.

При них нельзя подумать худо:

В глазах греховное прочтут

И вас осудят, проклянут (М. Лермонтов).


11. Ольга к ней,

Авроры северной алей

И легче ласточки влетает (А. Пушкин).


12. Щелкают затворы кодаков и медленно вертятся ручки синематографических аппаратов (В. Брюсов).


13. «Можно войти?» – спросил Заяц. Он стоял под крыльцом, пока Медвежонок разговаривал с Ежиком (С. Козлов).


14. Ручьишко, ручей, ручеечек, речонка

Здесь вьется, как магнитофонная пленка,

И ноги обвиты, и руки обвиты,

И музыкой, будто водою, омыты.

И лучшие штраусы – дивные вальсы —

Бегут по воде, как по клавишам пальцы,

Лучами, кругами, крутыми витками…

Я мог бы их слушать веками.

Веками (Э. Межелайтис, пер. А. Зауриха).


15. Степа щелкнул пультом и опять попал на поэтический вечер. Теперь на сцене стоял другой пушкин, похожий на Чубайку. Он был одет в расшитую васильками рубаху навыпуск. Застыв в характерной для театра Кабуки позе, он медленно разводил поднятые над головой руки, словно разрывая на две половины невидимый парус (В. Пелевин).


16. Когда умирают кони – дышат,

Когда умирают травы – сохнут,

Когда умирают солнца – они гаснут,

Когда умирают люди – поют песни (В. Хлебников).


17. Стрелецкая луна. Замоскворечье… Ночь.

Как крестный ход, идут часы Страстной недели…

Я вижу страшный сон. Неужто в самом деле

Никто, никто, никто не может мне помочь.

В Кремле не надо жить – Преображенцев прав,

Там зверства древнего еще кишат микробы:

Бориса дикий страх и всех иванов злобы,

И самозванца спесь взамен народных прав (А. Ахматова).


18. [О фильме «Карнавал»] – О чем фильм? Да о том, как мы все, растиньяки, оставив свои города, городишки, деревни, приехали в Москву. Для того чтобы ее завоевать. Героиня из тех, кто Москву не завоевал (М. Таривердиев).


19. Входит Леонид Ильич и говорит: «Микаэл Леонович, если вы хотите курить в моем кабинете, не курите «БТ». Я курю «Беломор»». – «Так у меня нет «Беломора»», – отвечаю я. Тут в кадре появляется какой-то швейк: «Дайте трешку, я сейчас сбегаю напротив, принесу» (М. Таривердиев).


20. Явно необходим регулярный (и престижный!) фестиваль, который вынес бы на поверхность гольфстримы российской оперы (Из газет).


21. Частое отречение галилеев способно остановить планету (Афоризм).


22. Евдокимов. Люблю, когда меня называют по фамилии… У меня довольно странное имя. Я появился на свет, когда моя мама защищала кандидатскую. Тогда плоховато было с юмором. Короче, меня зовут Электрон (Э. Радзинский).


23. Служение стихиям не терпит суеты. К двум полюсам ведет меридиан. Благословенны вечные хребты! Благословен Великий Океан! (В. Высоцкий).


№ 2. Образовав необходимые формы, определите одушевленность / неодушевленность данных существительных. Заполнив таблицу, сделайте выводы о выражении данного признака у существительных разных родов и разных словоизменительных классов, а также о его связи с лексико-семантическим вариантом слова.


Образец выполнения:


Парта, мама, воевода, герой, дом, стол, окно, существо (вопроса), (живое) существо, ночь, мать, согласный (звук), рабочий, съестное, животное, преисподняя, горничная, родные, родня, молодежь, кукла, волокита, тенор, москвич, «Москвич», страшилище, солдат, подмастерье, Марс, личинка, судак, микроб, тип, валет, мешок, дворник, усопший, труп, кумир.


№ 3. Выпишите выделенные одушевленные и неодушевленные существительные в контексте. Определите:

а) с учетом контекстуального значения – одушевленность / неодушевленность;

б) тип склонения;

в) форму;

г) выраженность признака ЛГР в контексте.

Если признак не выражен, составьте контекст, в котором одушевленность / неодушевленность была бы выражена.


Образец выполнения:

Не время выкликать теней! (Ф. Тютчев)

Выкликать теней – одушевленное (так названы духи, души умерших, «тени забытых предков»), 3-е субстантивное скл.; в форме вин. п. мн. ч., омонимичной род. п., – одушевленность формально выражена.


1. Ежели ты к этому [глотать обиды] не привык, а умеешь глотать только устрицы, то обида у тебя поперек горла встанет, задушит (М. Салтыков-Щедрин).


2. Вечером ели устриц, пили вино, катались (А. Чехов).


3. Лежащий на ложе в грозовом полумраке прокуратор сам наливал себе вино в чашу, пил долгими глотками, по временам притрагивался к хлебу, крошил его, глотал маленькими кусочками, время от времени высасывал устрицы, жевал лимон и пил опять (М. Булгаков).


4. Отделавши осетр, Собакевич сел в кресла и уж более не ел, не пил, а только жмурился и хлопал глазами (Н. Гоголь).


5. Все жуки он хотел подобрать к мотылькам (Н. Гоголь).


6. Как красных маков раскидало

По золотому полю жниц (К. Случевский).


7. В Оракула все верят слепо;

Как вдруг, – о чудо, о позор! —

Заговорил Оракул вздор:

Стал отвечать нескладно и нелепо (И. Крылов).


8. Зачем арапа своего

Младая любит Дездемона,

Как месяц любит ночи мглу?

Затем, что ветру и орлу

И сердцу девы нет закона.


Таков поэт: как Аквилон,

Что хочет, то и носит он —

Орлу подобно, он летает

И, не спросясь ни у кого,

Как Дездемона, избирает

Кумир для сердца своего.

(А. Пушкин)


9. Тройка, семерка, туз – скоро заслонили в воображении Германна образ мертвой старухи. Тройка, семерка, туз – не выходили из его головы и шевелились на его губах. <...> Всякий пузастый мужчина напоминал туза. Тройка, семерка, туз – преследовали его во сне, принимая все возможные виды: тройка цвела перед ним в образе пышного грандифлора, семерка представлялась готическими воротами, туз огромным пауком (А. Пушкин).


10. «Отыгрышем», то есть искусством ставить свой шар, Мишурес владел, как никто. От сильного удара свой шар отбежал на середину, где тоже стоял верняк, который Мишурес тотчас положил. Это было 14 очков. Он притворился обезумевшим от радости и кинулся на третий шар, которого не забил. – Такого шара промазали, – сказал студент с насмешкой. Подобно всем игрокам, он склонял шар в родительном падеже, как живое существо, ибо ни один бильярдист не может заставить себя видеть в шаре неодушевленный предмет – так много в нем чисто женских капризов, внезапного упрямства и необъяснимого послушания. Студент вдруг начал испытывать на себе это сложное и странное упрямство шаров. Они отказывались падать в лузы (Л. Славин).


11. Купируют боль пиявки, поставленные на область сердца, причем пиявки снимают сразу после того, как они присосутся к коже, так как цель применения пиявок при этом состоит не в кровоизвлечении (Справочник медицинской сестры).


12. Есть одна забава – делать из людей игрушки (А. Грин).


13. Он [Оскар Уайльд] короновал искусство, которое знает цветы, каких нет в лесах, птиц, каких нет ни в одной роще, творит великолепные чудеса, когда хочет, и по одному своему велению вызывает из пучин чудовища и миндальные деревья заставляет цвести зимой (П. Пильский).


14. Так, по выходе в офицеры, он задался целью наивозможнейшего совершенства в знании службы и очень скоро стал образцовым офицером (Л. Толстой).


15. Ты себя в счастливцы прочишь, а при Грозном жить не хочешь? (А. Кушнер).


16. И тогда в объемистый астрономический каталог будет внесен под каким-нибудь многозначным номером Омар Юсуф, сварливый и недалекий джинн, превратившийся в спутника Земли исключительно вследствие своего несносного характера и невежественного пренебрежения к данным науки (Л. Лагин).


17. Не стоит превозносить и гребной винт – движитель неэкономичный и ненадежный, настолько уступающий природным, что слабосильная по сравнению с океанским лайнером меч-рыба шутя обгоняет могучего гиганта (Д. Биленкин).


18. Как поймать микроба? (Название статьи в детской энциклопедии).


19. Химические соединения, оказывающие губительное воздействие на микроорганизмы, получили название антисептиков (К. Лукомская).


20. Посреди юрты горит очаг, потрескивает арчин – можжевельник, выделяющий эфирные масла (они убивают микробов) (Из газет).


21. Лукашин. Я так люблю крабы! (Э. Брагинский, Э. Рязанов).


22. Армия шахтеров с утра до вечера возилась под землей, чтобы взвод акционеров мог лопать омары и рассуждать о демократии (Л. Славин).


23. В прибрежных водах Хасанского района можно выращивать гребешка, а можно – нефтеналивные терминалы. Какая концепция победит? (Из газет).


24. Поскольку моря, где добывают креветок, мидий и морских гребешков, от большинства регионов России находятся далеко, единственный способ сохранить деликатес – заморозить (Из газет).


25. Если вам любезно предлагают самые что ни на есть натуральные, буквально только что выловленные из моря сырые мидии, устрицы и проч. – улыбайтесь и не ешьте! (Из газет).


26. Еще в семьдесят лет он [Николай Озеров] в Малом театре играл в «Синей птице» Хлеба (Из телепередачи).


27. Зрители, театроведы хорошо принимали «Гамлета». Особенно критикам понравился призрак отца Гамлета, которого у Шекспира нет среди действующих лиц, а у нас он появился. Призрака, как и главного героя, зовут Гамлетом, и это он толкает сына к отмщению (Из газет).


28. В прежнее время практически любой старшеклассник мог с закрытыми глазами разобрать и собрать калашников (Из телепередачи).


29. Перед ним сидел Шиллер, – не тот Шиллер, который написал «Вильгельма Телля» и «Историю Тридцатилетней войны», но известный Шиллер, жестяных дел мастер в Мещанской улице (Н. Гоголь).


№ 4. Охарактеризуйте род данных существительных, отметьте его показатели:

1) семантический (содержащаяся в лексическом значении слова семантика пола);

2) словообразовательный (слово относится к определенному словообразовательному типу, дающему существительное определенного рода, или – в субъективно-оценочных образованиях – род соответствует роду производящего слова);

3) морфологический (род соответствует словоизменительному классу, показателем считают форму им. п. ед. ч. или форму род. п. ед. ч.);

4) синтаксический (у неизменяемых существительных и существительных общего рода – род согласуемого слова).

У несклоняемых существительных обоснуйте родовую принадлежность. Определите тип словоизменения. Результаты занесите в таблицу.


Образец выполнения:


Строитель, канитель, рама, семя, врач, млекопитающее, дешевизна, пень, сень, путь, набережная, дедушка, бабушка, домишко, зверюга, дитя, село, ситро, инкогнито, домище, городище, топорище, хинди, стюардесса, рикша, татарин, недотрога, воевода, визави, травести, станция, герой, лгунья, фрау, подмастерье, староста, царица, умница, куница, шоу, поместье, рантье, кутюрье, моль, рояль, тюль, шампунь, окунь, ястреб, Саша, ткачиха, импресарио, комендант, сваха, росомаха, святоша, правительство, колибри, суфле, конфетти, самбо, жюри, голубь, глушь, бородач, камыш, подкидыш, борщ, плащ-палатка, бета-излучение, платье-костюм, роман-эпопея, горе-пекарь.


№ 5. Верно ли, что у всех одушевленных существительных род имеет лексико-грамматический характер? Определите характер категории рода у данных существительных, наблюдения обобщите.

Ласточка, цеце, мужчина, динго, комарище, баран, шимпанзе, львица, собака, инженер, кассирша, петух, ворона.


№ 6. Определите род существительных, выделите его показатели. Какие из перечисленных существительных имеют характерный родовой суффикс (словообразовательный показатель рода)? Для справки можно обратиться к Обратному словарю или Грамматическому словарю А.А. Зализняка.


1. Зайчишка, сюртучишко, страстишка, перышко, передышка, латышка, домишко, насмешка, актеришка, комнатишка, человечишка, чувашка, афишка, крылышко, сельчишко, малышка, кинишко, золотишко, таракашка, коротышка, мормышка, подготовишка, князишка, манишка, глупышка, ледышка, карасишка, портфелишко, умишко, распашка.


2. Кумушка, долюшка, тестюшка, усушка, соловушка, сараюшко, сиротинушка, медведушка, хохотушка, брюшко, завитушка, заюшка, гостюшка, сторонушка, игрушка, воробушка, девчушка, побирушка, иудушка.


3. Кладбище, училище, детище, побоище, арбузище, хранилище, человечище, торжище, дождище, прозвище, скандалище, жилище, посмешище, логовище.


4. Юноша, паникерша, квакша, левша, копуша, горбуша, чинуша, хромуша, святоша, нэпманша, книгоноша, галоша, гейша, капитанша.


№ 7. Верно ли, что все существительные, оканчивающиеся на -бь, -вь, -мь, -пь, -сь, -фь, – женского рода? Если нет, то каковы исключения? Для справки обратитесь к Обратному словарю или Грамматическому словарю А.А. Зализняка.


№ 8. Из Обратного словаря или Грамматического словаря А.А. Зализняка выпишите существительные, оканчивающиеся на -ль, – по 4–5 слов с непроизводной основой или относящихся к различным словообразовательным типам; определите род. У производных выделите словообразовательный формант. Наблюдения обобщите: сделайте вывод о связи словообразовательной структуры слова с родовой отнесенностью.


№ 9. Определите род неизменяемых существительных (с использованием толковых словарей и словарей грамматических трудностей), укажите основания для родовой квалификации; расставьте ударения в заимствованных словах.


Образец выполнения:

Пенсне? – ср. р., общий принцип (неодушевленные несклоняемые существительные традиционно относятся к ср. р.).

Урду? – м. р., по роду существительного – родового понятия – «язык».

Ассорти, эсперанто, буржуа, амплуа, инженю, кюре, досье, атташе, антраша, макао, гну, конферансье, портье, аутодафе, рококо, торнадо, пенальти, тореро, арго, пани, удэге, рефери, сопрано, сирокко, кепи, кофе, джиу-джитсу, фуэте, ханты, альпака, лечо, авто, гофре, эмансипе, шасси, сиртаки, мини, джерси, буги-вуги, бистро, бикини, нейтрино, цунами, ралли, фламенко, татами, ретро, ноу-хау, мумие, мафиози, икебана.


№ 10. Пользуясь различными словарями (толковыми, словарями иностранных слов, новых слов и значений и др.), определите род несклоняемых существительных – названий денежных единиц; расставьте ударения. Отметьте возможные колебания в роде (трактовки разных словарей). Наблюдения обобщите.

Эскудо, экю, песо, сольдо, тенге, крузейро, афгани, евро.


№ 11. Определите род существительных (с использованием толковых словарей и словарей сокращений), укажите склоняемость и основания для родовой квалификации.


Образец выполнения:

АТС – ж. р., по роду стержневого слова сочетания-расшифровки – «автоматическая телефонная станция».

ТАСС – ср. р., по роду стержневого слова – «Телеграфное агентство Советского Союза»; допустимо использовать как м. р. – «структурный» род (аббревиатура оканчивается на согласный).

ООН, ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО, вуз, СССР, Совинформбюро, ВЛКСМ, БСЭ, НАТО, Совнарком, РФ, РАН, Детгиз, ЧК, ОГПУ, КГБ, зам, ПВО, загс, ФИДЕ, ИНИОН, РОСТА, ОПОЯЗ, Леф, Пролеткульт, Рабкрин, НАСА, УЕФА, ФИФА, военкомат, начштаба, кавторанг, помкомроты, СПИД, ВИЧ, управделами, торгпредство, МХТ, ВОЗ, завскладом, культпросвет, ВИА, филфак, Минобрнауки, ЭВМ, самбо, КПД, Осоавиахим, ДОСААФ, РЯШ, РЯНШ, МАПРЯЛ, РОПРЯЛ.


№ 12. Определите род выделенных существительных. К какому роду они относятся в современном литературном языке? Объясните, чем обусловлены колебания в роде. Наблюдения обобщите.


1. Старички потребовали свой собственный классический кадриль (М. Каменская).


2. Лаевский, безусловно, вреден и так же опасен для общества, как холерная микроба (А. Чехов).


3. Помню я зало

С шумной толпою,

Личико милой

Под белой фатою… (Е. Юрьев).


4. Дремлет во власти вечерних оков

Зала в безмолвной печали.

Слышится запах увядших цветов

В вазе на белом рояле (А. Любанский).


5. Она [Варвара Павловна] была очень хороша в это мгновенье. Серое парижское платье стройно охватывало ее гибкий, почти семнадцатилетний стан, ее тонкая, нежная шея, окруженная белым воротничком, ровно дышавшая грудь, руки без браслетов и колец – вся ее фигура, от лоснистых волос до кончика едва выставленной ботинки, была так изящна… (И. Тургенев).


6. Вчера назначен был дуэль за Комендантской дачей на Черной речке между Дантесом, ныне Геккерном (А. Тургенев).


7. Как хорошо с приятелем вдвоем

Сидеть и пить простой шотландский виски (А. Вертинский).


8. Противники Писарева испугались его неосторожности; отрекаясь от тургеневского Базарова, как от шаржи, они отмахивались еще больше от его преображенного двойника (А. Герцен).


9. Вчера – уж солнце рдело низко —

Средь георгин я шел твоих,

И как живая одалиска

Стояла каждая из них (А. Фет).


10. Серебряная ночь гляделась в дом…

Она без свеч сидела за роялью.

Луна была так хороша лицом

И осыпала пол граненой сталью (А. Фет).


11. И только ветер вечно будет

Ему надгробный петь псалтирь… (И. Северянин).


12. Карякин. У нас в Туле знаешь какая картофель!.. Белая, рассыпчатая… Ее вот так маслицем покропишь… (Из кинофильма «Служили два товарища»).


13. Я ковал тебя железными подковами,

Я коляску чистым лаком покрывал,

Но метро сверкнул перилами дубовыми,

Сразу всех он седоков околдовал (Из песни).


14. Русь была кладезью самородков (Из радиопередачи).


№ 13. Охарактеризуйте данные существительные, определив с учетом возможных оттенков лексического значения:

а) лексико-грамматический разряд;

б) группу по отношению к категории числа;

в) возможность образования форм множественного числа.

Отметьте слова, у которых число служит для различения лексико-семантических вариантов слова, а также случаи лексика-лизации форм множественного числа. Для справки используйте толковые словари.


Образец выполнения:

Выбор – отвлеченное (по глаголу выбирать), singularia tan-tum; выборы – в значении «избрание путем голосования» (многосубъектное и многообъектное действие) – отвлеченное, pluralia tantum, лексикализация мн. ч.

Масло – 1) вещественное (тип вещества), sing. t.; при обозначении разновидностей (напр., растительные масла) – полная парадигма числа (происходит конкретизация); 2) «вид художественной техники» – отвлеченное, sing. t.

Величина, восход, атмосфера, грязь, хлам, восток, брак, бронза, металл, гордость, радость, восприятие, клиентура, долг, камень, пространство, выгон, орешник, купечество, ловля, слово, овес, завод, верхушка, ноты.


№ 14. Охарактеризуйте данные существительные, определив с учетом оттенков лексического значения:

а) лексико-грамматический разряд;

б) группу по отношению к категории числа;

в) обусловленность числовой формы характером обозначаемого предмета;

г) возможные значения числовой формы;

д) наличие форм единственного числа.

Отметьте слова, у которых число служит для различения лексико-семантических вариантов слова, а также случаи омонимии, лексикализации форм множественного числа. Для справки используйте толковые словари.


Образец выполнения:

Весы – конкретное («прибор для определения веса»), pluralia tantum, «сложный, состоящий из нескольких частей предмет», может обозначать как реальную единичность, так и раздельное множество предметов (напр., одни весы – трое весов); вес – «количество вещества, определяемое мерой массы», – отвлеченное, singularia tantum.

Молодые – конкретное («молодая семейная пара»), потенциальное pluralia tantum, значение «коллективного» множества, состоящего из «молодой» и «молодого».

Игры, власти, бредни, всходы, святки, заметки, переговоры, духи, деньги, финансы, очки, поручни, хлопья, консервы, очистки, люди, лыжи, коньки, супруги, раскопки, стихи, леса, окрестности, времена, углеводы, легкие, небеса, кулисы, руки, подмостки, образа, лохмотья, почки, встречи, хлеба.


№ 15. Выпишите выделенные существительные в составе словосочетания, укажите:

1) лексико-грамматический разряд (с учетом контекстуального значения слова);

2) группу по отношению к категории числа;

3) форму числа в контексте и ее значение (если возможно определить).

Для справки используйте толковые словари.


Образец выполнения:

Стихи – всегда исповедь. Поэт творит прежде всего затем, чтобы самому себе уяснить свои думы, волнения (В. Брюсов).

Стихи – отвлеченное («ритмически организованная речь; тип художественного текста»), pluralia tantum; в контексте форма числа асемантична (хотя отнесенность слова к pluralia tantum закономерна: стихи – это совокупность стихотворных строк, стихов).

Уяснить свои волнения – отвлеченное, singularia tantum с потенциально полной парадигмой; в контексте – в форме множественного числа, так как обозначаются конкретные проявления чувств, значение числовой формы – раздельное множество.


1. У ботаников есть термин – разнотравье (К. Паустовский).


2. Колдовство пришвинской прозы именно и объясняется его обширными познаниями. В любой области человеческого знания заключается бездна поэзии (К. Паустовский).


3. …если чувства и убеждения национальны, то знание – одно для всех и у всех (И. Гончаров).


4. Школа – место, где учителя требуют с ученика знаний по всем предметам, в то время как сами знают только по одному (Е. Жерацкий, «АиФоризмы»).


5. Не внешние обстоятельства направляют человеческую жизнь, а направляет ее характер человека. Ибо человек сам – иногда замечая, иногда не замечая – делает выбор и выборы, то мелкие, то крупные… И от выборов тех и других – решается ваша судьба (А. Солженицын).


6. Российский избиратель посещает выборы исключительно из желания отомстить (Р. Амлинский, «АиФоризмы»).


7. Недостаток прежних снегов заменился вдруг многими и почти ежедневными мятелями: и снегу много, и дороги переменились (А. Болотов).


8. …он [писатель] глубоко несчастлив там, где масса читателей представляет собой бродячее человеческое стадо, мятущееся под игом давлений внешнего свойства. <...> Читатель-простец составляет ядро читательской массы; это – главный ее контингент. Он в бесчисленном множестве кишит на улицах, в театрах, кофейнях и прочих публичных местах, изображая собой ту публику, к услугам которой направлена вся производительность страны, и в то же время ради которой существуют на свете городовые и жандармы (М. Салтыков-Щедрин).


9. Он не мог часто навещать семью Васильевского острова. Этому мешали не дела и не служба: он тем и другим занимался довольно небрежно; жизнь его состояла из досугов почти беспрерывных (М. Лермонтов).


10. Написав свою первую главу слогом, приличным рассказанному событию, я намерен далее употреблять слог хотя и не столь возвышенный, но зато более натуральный, о чем и извещаю заранее читателя (Ф. Достоевский).


№ 16. Выпишите существительные с управляющими словами и предикативные словосочетания с существительными. Определите форму. Выделите показатели падежа. Охарактеризуйте падежную форму, указав тип употребления (при какой части речи или самостоятельное; предложное или беспредложное) и значение падежной формы.


Образец выполнения:



Категория: ПРАКТИКУМ "МОРФОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА" | Добавил: admin | Теги: практикум по русскому языку, русский язык в школе, дидактический материал по русскому , Морфология, русский язык в профильных классах
Просмотров: 3150 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0