Воскресенье, 11.12.2016, 01:24

     



ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
МЕНЮ САЙТА

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ПРАКТИКУМ "НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА" [22]
ПРАКТИКУМ "МОРФОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА" [22]
ТЕСТЫ ПО ИСТОРИИ ЯЗЫКОЗНАНИЯ [7]
ПРИНЦИПЫ И ПРИЕМЫ АНАЛИЗА ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ [17]

Статистика

Форма входа


Главная » Файлы » ПРОФИЛЬНЫЙ КЛАСС » ПРАКТИКУМ "МОРФОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА"

Местоимение
20.04.2015, 15:55

№ 56. Выпишите местоимения в контексте, определите:

1) семантико-функциональный разряд;

2) группу по соотнесенности с частью речи;

3) у изменяемых – форму в тексте. Поставьте местоимение в начальную форму, выделите окончание.


Образец выполнения:

Мы не знали ни его, ни его родственников.

Мы – личное, 1 л. мн. ч.; местоимение-существительное; в им. п. (нач. ф.).


Его родственников – лично-притяжательное, 3 л.; местоимение-существительное в обобщенно-качественном значении (употреблено как мест. – прил.); в род. п. ед. ч. м. р. – форма обособлена от парадигмы.


1. Нам нужно только то, что нам нужно (А. Чехов).


2. Читая Пришвина, мы ощущаем, что слово его не связано никакой заранее принятой программой, может быть, поэтому чувствуешь, что оно насквозь художественно-символично, открыто всем возможностям, которые несет непостижимый, могучий жизненный поток, всегда полный смысла (В. Пришвина).


3. Чувство утраченной родины и вера в новую жизнь, которую можно найти, открыть, совершенно так же, как открыл Колумб свою Америку, пришло ко мне в девятилетнем возрасте с такой силой, что я в эту неведомую прекрасную страну попробовал даже убежать из гимназии (М. Пришвин).


4. Что-то делаю, ничего не вижу в природе, ни за чем не слежу (М. Пришвин).


5. Хотя Порфирий Владимирыч и отказался от суда над братом, но великодушие маменьки так поразило его, что он никак не решился скрыть от нее опасные последствия, которые влекла за собой сейчас высказанная мера (М. Салтыков-Щедрин).


6. Чувство юмора – это то, что заставляет вас смеяться над чем-то таким, что случилось с кем-то другим, и что привело бы вас в чувство ярости, если бы это случилось с вами (В. Кротов).


7. Нигилист – это человек, который ко всему относится с критической точки зрения, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру… (И. Тургенев).


8. Я восторженно оглянулся… Да, несомненно, в зеркале было все, что было и здесь, вокруг меня – и стены, и стулья, и пол, и солнечный свет, и ребенок, стоявший среди комнаты… Нас было двое, удивленно смотревших друг на друга! И вот один из нас вдруг закрыл глаза – и все исчезло: остались только светлые пятна, закружившиеся в темноте… Потом снова открыл их – и снова увидел все то, что уже видел… (И. Бунин).


9. Поскольку мы опять-таки имеем дело не с классификацией, нечего опасаться, что некоторые слова никуда не подойдут – значит, они действительно не подводятся ни под какую категорию. Таковы, например, так называемые вводные слова, которые едва ли составляют какую-нибудь ясную категорию, между прочим, именно из-за отсутствия соотносительности (Л. Щерба).


10. За столько веков Амур испробовал все виды оружия: стрелы, ружья, пушки, бомбы разных систем… И все это для того, чтоб люди полюбили друг друга (Ф. Кривин).


№ 57. Определите семантико-функциональный разряд местоимений, оттенки указательного значения, передаваемые ими. Все ли выделенные слова однозначно следует отнести к местоимениям? Если нет, то как следует их квалифицировать? Назовите фразеологически связанные употребления местоименных слов.

I

Я завещаю вам шиповник,

Весь полный света, как фонарь,

Июньских бабочек письмовник,

Задворков праздничный словарь.

Едва калитку отворяли,

В его корзине сам собой,

Как струны в запертом рояле,

Гудел и звякал разнобой.

II

Клянусь, мне столько лет, что наковальня

И та не прослужила бы так долго,

Куда уж там кувалде и мехам.

Сам на себе я самого себя


Самим собой ковал – и горн гашу,

А все-таки работой недоволен:

Тут на железе трещина, тут выгиб

Не тот, тут – раковина, где должна бы

Свистеть волшебной флейтой горловина.


Не мастера ты выковал, кузнец,

Кузнечика ты смастерил, а это

И друг неверный, и плохой близнец,

Ни хлеба от такого, ни совета.


Что ж, топочи, железная нога!

Железная не там открылась книга.

Живи, браток, железным усом двигай!

А мне наутро – новая туга…

III

Мне бы только теперь до конца не раскрыться,

Не раздать бы всего, что напела мне птица.

Белый день наболтал, наморгала звезда,

Намигала вода, накислила кислица,

На прожиток оставить себе навсегда

Крепкий шарик в крови, полный света и чуда,

А уж если дороги не будет назад,

Так втянуться в него и не выйти оттуда,

И – в аорту, неведомо чью, наугад.

IV

То были капли дождевые,

Летящие из света в тень.

По воле случая впервые

Мы встретились в ненастный день.


И только радуги в тумане

Вокруг неярких фонарей

Поведали тебе заране

О близости любви моей,


О том, что лето миновало,

Что жизнь тревожна и светла,

И как ты ни жила, но мало,

Так мало на земле жила.


Как слезы, капли дождевые

Светились на лице твоем,

А я еще не знал, какие

Безумства мы переживем.


Я голос твой далекий слышу,

Друг другу нам нельзя помочь,

И дождь всю ночь стучит о крышу,

Как и тогда стучал всю ночь.

(А. Тарковский).


№ 58. Определите семантико-функциональный разряд и форму данных местоимений; поставьте в начальную форму (если образование формы именительного падежа возможно). Укажите особенности словоизменения («дефекты» парадигмы, супплетивизм, особую сочетаемость с предлогами).

Узнать себя, некто в шляпе, радоваться нечему, я пришел, никого не встретить, узнал нечто новое, ни для кого не секрет, встретиться у них, не верить никаким сплетням, похвалить некого, позвать с нами.


№ 59. Дайте семантико-грамматическую характеристику выделенных местоимений (категориальная семантика, грамматические категории, синтаксическая функция). К какому разряду по соотнесенности с частями речи следует отнести местоимения в каждом из употреблений? Какие грамматические свойства отражают изменение категориальной семантики? Какие из возможных форм местоимения следует, по-вашему, считать исходными (начальными) для разных значений?

I

1. Человек, у которого не хватает ума на то, чтобы придумать средства для улучшения своего невыносимого положения, может назваться счастливым только в том случае, если он не понимает и не чувствует неудобств своего положения: жизнь человека ограниченного почти всегда течет ровнее и приятнее жизни гения или даже просто умного человека (Д. Писарев).


2. Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в ее жизнь и воспел ее, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина (К. Паустовский).


3. Мальчишка, конечно, и не подозревал, что сейчас в нем пробудилась и заговорила российская жалость, та ни с чем не сравнимая жалость, которая много вредила русским людям, но и помогала сохранять душу, оставаться людьми (В. Астафьев).


4. Он [Обломов], как только проснулся, тотчас же вознамерился встать, умыться и, напившись чаю, подумать хорошенько, кое-что сообразить, записать и вообще заняться этим делом как следует. С полчаса он все лежал, мучась этим намерением, но потом рассудил, что успеет еще сделать это и после чаю, а чай можно пить, по обыкновению, в постели, тем более, что ничто не мешает думать и лежа (И. Гончаров).


5. Когда душа таит зерно пламенного растения-чуда, сделай это чудо, если ты в состоянии (А. Грин).


6. Перечеркните минус – и он станет плюсом. Этим и занимается сатира: все ее плюсы – из наших минусов (Ф. Кривин).

II

1. Все современное воспитание направлено на то, чтобы ребенок был удобен: последовательно, шаг за шагом оно стремится усыпить, подавить, истребить все, что является волей и свободой ребенка, стойкостью его духа, силой его требований (Я. Корчак).


2. Книги окутывали всю землю, весь мир печалью о лучшем, и каждая из книг была как бы душой, запечатленной на бумаге знаками и словами, которые оживали, как только мои глаза, мой разум соприкасались с ними (М. Горький).


3. Все, что видел Пьер направо и налево, было так неопределенно, что ни левая, ни правая сторона поля не удовлетворяла вполне его представлению (Л. Толстой).


4. Если внимательно прочесть все написанное Пришвиным, то остается убеждение, что он не успел рассказать нам и сотой доли того, что он превосходно видел и знал (К. Паустовский).


5. Спорт, витамины, гигиена – все знают, что этим надо заниматься, но делают это единицы, равно как и ограничивают свои вредные привычки (Из газет).


6. Слово, которое обобщает все краски земли, самое невыразительное и бесцветное слово (Ф. Кривин).


7. Едва успев открыть глаза, Кролик почувствовал, что сегодня все от него зависит и все на него рассчитывают (А. Милн, в пересказе Б. Заходера).


№ 60. Определите, к какой группе по соотнесенности с частями речи и к какому семантико-функциональному разряду следует отнести выделенные местоимения. Ответ обоснуйте. Назовите принципы русской орфографии, которые реализуются при выборе слитного или раздельного написания этих слов.


1. Давно уже Ежик не видел такого большого неба. Давно уже не было такого, чтобы он вот так останавливался и замирал. И если кто у него спрашивал, зачем он останавливается, отчего замирает, Ежик все равно бы ни за что не смог ответить (С. Козлов).


2. От чего зависит ваше решение?


3. Вы не назовете мне ничего ни в области материальной, ни в области духовной, что бы не было создано человеком. Весь мир представляет собою не что иное, как человеческое деяние, человеческое дело, человеческое мнение, человеческую мысль, человеческую идею. Если взять самую отвлеченную, самую величественную идею, самую громадную идею, когда-либо созданную людьми, идею бога – самого высшего, самого разумного существа, вездесущего, всевидящего, всезнающего, всесильного, всесотворившего – и эта идея есть не что иное, как отвлечение человеком от самого себя лучшего свойства своей души (М. Горький).


4. Народ разделился: одна половина не способна ни на что, другая способна на все (А. Архипов).


5. Благодаря такой остроте зрения, кроме мира, который видели все, у Васи был еще другой мир, свой собственный, никому не доступный и, вероятно, очень хороший, потому что, когда он глядел и восхищался, трудно было не завидовать ему (А. Чехов).


6. Он не знал ничего: ни что ему говорить, ни куда идти.


7. То, что для народа возмужалого, как и для человека возмужалого, кажется торжеством бытия и высочайшею поэзиею, для него было бы горьким, безотрадным разочарованием, после которого уже незачем и не для чего жить (В. Белинский).


8. Ни за книгой, ни за чем другим он сюда не приходил.


9. Ямщик, не гони лошадей!

Мне некуда больше спешить,

Мне некого больше любить,

Ямщик, не гони лошадей! (Н. Риттер)


№ 61. Просклоняйте местоимения я, ты, мы, вы, себя, кто, свой, тот. Сопоставьте системы окончаний с окончаниями разных склонений субстантивного и адъективного типа, отметьте соответствия. Для сопоставления возьмите, например, парадигмы слов брат, конь, луна, тень, новый, лисий.


№ 63. Проанализируйте употребление выделенных слов, определив их синтаксическую функцию, семантику и характер грамматических категорий. К какой части речи следует отнести слова в каждом из контекстов? Наблюдения обобщите, перечислите закономерности межкатегориальных переходов для каждой группы контекстов.

1. Народ разделился: одна половина не способна ни на что, другая способна на все (А. Архипов).

2. Все, что сбыться могло,

Мне, как лист пятипалый,

Прямо в руки легло,

только этого мало (А. Тарковский).


3. Птолемей писал, что по мере продвижения в Индию горы становятся все выше, все больше снегов и ледников встречается на труднопроходимых перевалах, все бурнее реки, заваленные огромными валунами (И. Ефремов).


4. Вот новые люди стали появляться на степи. Все чаще приходят они по дороге из города и располагаются станом у деревни (И. Бунин).


5. Таким героям – наравне с их создателями – воздвигают памятники; с ними делятся в вечерней тиши сокровенными думами; их страсти и переживания не перестают волновать все новые и новые поколения читателей (С. Бэлза).


№ 64. Проанализируйте употребление слова самый в разных контекстах, отметив семантику и грамматические особенности слова и словосочетания. Определите частеречную отнесенность для каждого контекста.


1. Один из самых отличительных признаков творческой оригинальности или, лучше сказать, самого творчества состоит в этом типизме, если можно так выразиться, который есть гербовая печать автора (В. Белинский).


2. Художественная отделка [романа «Отцы и дети»] безукоризненно хороша; характеры и положения, сцены и картины нарисованы так наглядно и в то же время так мягко, что самый отчаянный отрицатель искусства почувствует при чтении романа какое-то непонятное наслаждение, которого не объяснишь ни занимательностью рассказываемых событий, ни поразительною верностью основной идеи (Д. Писарев).


3. Только тогда, когда человек попутешествовал по наиболее разнообразным странам, когда он видел не одну какую-нибудь местность, а самые разные, – только тогда приобретается необходимый кругозор, глубина ума, знание, каких не найдешь в книгах (В. Вернадский).


4. Кутузовский штаб говорил, что русская армия, которая шла по следам отступающего Наполеона, была так слаба, что истинное положение дел надо было утаивать «не только от неприятеля, но и от самих чиновников, в армии служащих» (Е. Тарле).


5. Через два часа после этого князь Андрей тихими шагами вошел в кабинет к отцу. Старик все уже знал. Он стоял у самой двери и, как только она отворилась, старик молча старческими, жесткими руками, как тисками, обхватил шею сына и зарыдал, как ребенок (Л. Толстой).


6. Внешность «Летописца» имеет вид самый настоящий, то есть такой, который не позволяет ни на минуту усомниться в его подлинности; листы его так же желты и испещрены каракулями, так же изъедены мышами и загажены мухами, как и листы любого памятника погодинского древлехранилища (М. Салтыков-Щедрин).

7. Вдоль обрыва, по-над пропастью, по самому по краю

Я коней своих нагайкою стегаю, погоняю!.. (В. Высоцкий)


№ 65. Проанализируйте различные употребления количественных местоимений. Учитывая структуру словосочетания, отметьте особенности их семантики и морфологического поведения (возможность склонения для каждого из сочетаний, наличие словоизменительных грамматических категорий, соответствие парадигмы определенному словоизменительному типу). К какой группе по соотнесенности с частями речи следовало бы отнести эти местоимения в каждом из употреблений?


1. В небе блестят и кудрявятся белые облака, всюду столько света и радости, как бывает лишь в июне, и все неподвижнее становится воздух к полудню (И. Бунин).


2. Сколько счастья, сколько муки

Ты, любовь, несешь с собой.

В час свиданья, в час разлуки

Дышит все тобой одной (Старинный романс).


3. Человек, привыкший надеяться на себя и свои собственные силы, привыкший осуществлять сегодня то, что задумано было вчера, начинает смотреть с более или менее явным пренебрежением на тех людей, которые, мечтая о любви, о полезной деятельности, о счастии всего человеческого рода, не умеют шевельнуть пальцем, чтобы хоть сколько-нибудь улучшить свое собственное, в высшей степени неудобное положение (Д. Писарев).


4. Не уходи, еще не спето столько песен,

Еще звенит в гитаре каждая струна (Е. Белогорская, В. Козин).


5. Никогда и ни с кем не говорил он о том, что видел там, на Круглом озере, но часто думал об этом и, сколько ни боролся с искушением, не мог победить его (Д. Мережковский).


6. С кем я только не был дружен

С первой встречи близ огня.

Скольким душам был я нужен,

Без которых нет меня!

Скольких их не свете нету

Что прочли тебя, поэт,

Словно бедной книге этой

Много, много, много лет (А. Твардовский).


7. Фильмов у нас снимают мало, зато сколько режиссеров! (С. Скотников).


8. Воровать можно сколько угодно, только не надо при этом нарушать законы! (Н. Пеннин).


9. Нашему народу уже столько обещано, а ему все мало (Б. Крутиер).


10. [Бондарчук] заметил, как бы в шутку, что оставляет за собой право три дня молчать и возможность проспать 56 часов подряд. Позже, когда между напряженнейшими графиками съемок возникал перерыв в несколько дней, он примерно по столько времени и спал: только сон мог снять нечеловеческое напряжение, в котором Сергей Федорович постоянно находился (И. Скобцева).


11. Фаберже говорил: «Меня мало интересует ювелирная вещь, если ее стоимость определяется качеством и размером камней. Для меня важно, сколько в предмете заложено искусства».


12. Каждый день приносит с собой новую работу, и ее накопляется столько, что человек поздно ложится, не выполнив всего, что собирался сделать за день, а утром поспешно хватается за дело, недоконченное вчера (П. Кропоткин).


13. Градус политического термометра, указанный на этом вечере обществу, был следующий: сколько бы все европейские государи и полководцы ни старались потворствовать Бонапартию, для того чтобы сделать мне и вообще нам эти неприятности и огорчения, мнение наше насчет Бонапартия не может измениться (Л. Толстой).


14. Лев открыл пасть, укротитель засунул в нее голову, и все зрители вдруг увидели, насколько дикое животное умнее, великодушнее человека (Б. Андреев).


15. Ловенгард, как шутили молодые непочтительные репортеры, картавил на все буквы, и потому его не всегда можно было сразу понять. К тому же Ловенгард любил говорить несколько выспренне (К. Паустовский).


16. Это был необыкновенный осенний день! Было столько синевы, столько огненных листьев, столько солнца, что к вечеру Медвежонок заплакал (С. Козлов).


17. О стольком еще нужно поговорить!


№ 66. Проанализируйте употребление местоимения он / оный. К каким семантическим разрядам следует отнести это местоимение в разных контекстах? Отметьте стилистическую окраску контекстов и их соответствие литературной норме. Как современные возможности употребления обусловлены историей этого местоимения? Для справки используйте толковые и этимологические словари, учебники по исторической грамматике русского языка.


1. В оный день, когда над миром новым

Бог склонял лицо свое, тогда

Солнце останавливали словом,

Словом разрушали города (Н. Гумилев).


2. Американцы перенесли в геном картофеля ген одного вида бактерий. Данный ген «отвечает» за синтез белка-эндотоксина Bt. t., который способен парализовать пищеварительную систему жука. Наш российский НИИ фитопатологии установил, что оный белок убивает только колорадского жука и в то же время совершенно безопасен для дружественных нам божьих коровок (Из газет).


3. [Доброгнев]: До каких пределов могут дойти энифиане в запале своих «изысканий»? Меня это тревожит в первую очередь, потому что, по некоторым соображениям, мы не можем спросить у энифиан об этом прямо.

[Диего Вирт]: Только что оной нашей нерешительности удивлялся мой напарник (В. Головачев).


4. Через неделю <...> глуповцев поразило неслыханное зрелище. Север потемнел и покрылся тучами; из этих туч нечто неслось на город: не то ливень, не то смерч. Полное гнева, оно неслось, буровя землю, грохоча, гудя и стеня и по временам изрыгая из себя какие-то глухие, каркающие звуки. Хотя оно было еще не близко, но воздух в городе заколебался, колокола сами собой загудели, деревья взъерошились, животные обезумели и метались по полю, не находя дороги в город. Оно близилось, и по мере того как близилось, время останавливало бег свой. Наконец земля затряслась, солнце померкло… глуповцы пали ниц. Неисповедимый ужас выступил на всех лицах, охватил все сердца. Оно пришло… (М. Салтыков-Щедрин).


5. «Лучше остаться без куска хлеба, лучше лишиться головы, чем быть обязанным своей фортуной бесчестному человеку», – говорил во время оно молодой капитан Арсеньев. Такой образ мыслей, пожалуй, многие назовут донкихотством, но между тем есть в самом деле что-то унизительно тягостное в одолжениях бесчестных людей, что-то такое, в чем благородный человек не хотел бы сознаться перед другими и что желал бы позабыть сам, как неприятный, тяжелый сон (С. Жихарев).


6. 3 февраля в полночь мы отправились из Конюшенной церкви с телом Пушкина в путь; я с почталионом в кибитке позади тела; жандармский капитан впереди оного. Дядька покойного желал также проводить остатки своего доброго барина к последнему его жилищу, куда недавно возил он же и тело его матери; он стал на дрогах, кои везли ящик с телом, и не покидал его до самой могилы (А. Тургенев).


7. «Да, так вот оно что. Вот что», – думал Нехлюдов, выходя из острога и только теперь вполне понимая всю вину свою (Л. Толстой).


8. «Вот то-то и оно-то!» – ответили мне.


9. «Я уже не сержусь». – «Оно и видно! Все дуешься!»


10. «Да у тебя все получится хорошо!» – «Так-то оно так, но все равно мне страшно!»


11. На этой же студии спустя оное время и был записан наш первый диск (Из радиопередачи).


№ 67. Определите оттенок указательного значения, передаваемый выделенными местоимениями. Учитывая формальные признаки слова (в частности, этимологический местоименный корень), его семантику и особенности построения контекста, определите семантико-функциональный разряд.


1. Мне стало смешно, когда я вспомнил, что были некогда люди премудрые, думавшие, что светила небесные принимают участие в наших ничтожных спорах за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права!.. (М. Лермонтов).


2. Иной команде уже нечего терять, кроме своих болельщиков (Е. Тарасов).


3. Не могучие эвкалипты и пальмы, а ползучие стебли и кустарники – вот что делает джунгли непроходимыми (Ф. Кривин).


4. Пока есть кому воровать, будет и что (В. Сумбатов).


5. С кем я только не был дружен С первой встречи близ огня. Скольким душам был я нужен,

Без которых нет меня! (А. Твардовский)


6. Кроме торговцев, мало кто понимает по-английски.


7. Мне снится сон, мой школьный друг,

Уже в который раз,

Что мы с тобою входим в круг,

Где все танцуют вальс (Н. Рябинин).


8. … Он [Базаров] легко раздражался, говорил нехотя, глядел сердито и не мог усидеть на месте, словно что его подмывало… (И. Тургенев).


9. – Ну, я думал, мало ли кто это может быть! Сам знаешь, тут, в Лесу, нельзя пускать в дом кого попало! (А. Милн, в пересказе Б. Заходера).


10. – Вошла я это, матушка-барыня, ночи за две перед тем, как барышне умереть, глянула на туалет, а в зеркале стоит кто-то белый-белый, как мел, да длинный-предлинный!

– Да небось платье твое отразилось.

– И, бог знает что! Разве я не помню, в чем была? То-то и дело, что в юбке в одной бумазейной да в темной кофточке! (И. Бунин).


11. «Да, – сказал Пятачок, – у Кролика настоящие Мозги». <...> «Наверно, поэтому, – сказал наконец Пух, – наверно, поэтому-то он никогда ничего не понимает!» (А. Милн, в пересказе Б. Заходера).


12. Может быть, скоро задымят здесь трубы заводов, лягут крепкие железные пути на месте старой дороги и поднимется город на месте дикой деревушки. И то, что освящало здесь старую жизнь, – серый, упавший на землю крест будет забыт всеми… Чем-то освятят новые люди свою новую жизнь? Чье благословение призовут они на свой бодрый и шумный труд? (И. Бунин).


13. – Ну, это-то уж лишнее, – ответил я бабушке. – А просто мне не хочется сейчас. Вот завтра или вечером – покажу (И. Бунин).


14. Я пожал плечом и сделал вид, что больше не замечаю тебя. Но вот тут-то и начинается история (И. Бунин).


15. На прощанье шаль с каймою

Ты на мне узлом стяни:

Как концы ее, с тобою

Мы сходились в эти дни.

Кто-то мне судьбу предскажет?


Кто-то завтра, сокол мой,

На груди моей развяжет

Узел, стянутый тобой? (Я. Полонский)


16. Дружбы – как браки – заключаются на небесах. Пути же Господни, сами знаете, неисповедимы. Они-то и привели меня в конце 1965 года в просторную светлую комнату на восьмом этаже писательского кооператива у метро «Аэропорт» (Б. Володин).


17. Не раз отодвигал я зеркало от стены и не раз убеждался, что ничего-то нет за ним, кроме бревен, паутины и шершавых дощечек! (И. Бунин).



Категория: ПРАКТИКУМ "МОРФОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА" | Добавил: admin | Теги: практикум по русскому языку, русский язык в школе, Морфология, дидактический материал по русскому, русский язык в профильных классах
Просмотров: 374 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
ВИДЕОУРОКИ
ОБУЧАЮЩИЕ ФИЛЬМЫ ПО
   РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОТКРЫТЫЕ УРОКИ ДМИТРИЯ
   БЫКОВА

СКАЗКА

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

ЛЕКЦИИ ПО РУССКОЙ
   ЛИТЕРАТУРЕ


ВИДЕОУРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В
   11 КЛАССЕ


ПИСАТЕЛЬ КРУПНЫМ ПЛАНОМ

ТВОРЧЕСТВО ГОГОЛЯ

ТВОРЧЕСТВО САЛТЫКОВА-
   ЩЕДРИНА


ТВОРЧЕСТВО НЕКРАСОВА

ЛИТЕРАТУРА ВОЕННЫХ ЛЕТ

РОДОВОЕ ГНЕЗДО ПИСАТЕЛЯ

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

***

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА. ХХ ВЕК

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
***

ЛИТЕРАТУРНЫЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА БОЛЬШОЙ
   СЦЕНЕ



ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

ПРОБА ПЕРА

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

"УЧИТЕЛЬ  СЛОВЕСНОСТИ"
РЕКОМЕНДУЕТ








ПАН ПОЗНАВАЙКО


Презентации к урокам


портрет Пушкина
ВЫШИВАЕМ ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ
Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Copyright MyCorp © 2016  Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0