Суббота, 03.12.2016, 12:40

     



ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
МЕНЮ САЙТА

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ПРАКТИКУМ "НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА" [22]
ПРАКТИКУМ "МОРФОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА" [22]
ТЕСТЫ ПО ИСТОРИИ ЯЗЫКОЗНАНИЯ [7]
ПРИНЦИПЫ И ПРИЕМЫ АНАЛИЗА ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ [17]

Статистика

Форма входа


Главная » Файлы » ПРОФИЛЬНЫЙ КЛАСС » ПРАКТИКУМ "МОРФОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА"

Предложный падеж
20.04.2015, 16:03

1. В детской дружбе заложена какая-то таинственная сила, которая проходит через всю остальную жизнь. Те, кого мы любили в детстве, служат точно путеводными маяками для остального жизненного пути (Д. Мамин-Сибиряк).


2. Освобождение из головлевского плена до такой степени обрадовало Анниньку, что она ни разу даже не остановилась на мысли, что позади ее, в бессрочном плену, остается человек, для которого, с ее отъездом, порвалась всякая связь с миром живых (М. Салтыков-Щедрин).


3. Все дремлет, но дремлет напряженно-чутко, и кажется, что вот в следующую секунду все встрепенется и зазвучит в стройной гармонии неизъяснимо сладких звуков (М. Горький).


4. Можно представить себе ужас, который охватил жену при таком внезапном открытии! (Н. Лесков).


5. Вчера отслужили мы первую панихиду по Пушкине в 8 часов вечера (А. Тургенев).


6. В растерянности мы попятились, но тут из-за шатров выбежала маленькая смуглая девочка в красной одежде, расшитой звенящими серебряными монетами, что-то крикнула женщинам, и те сразу успокоились (В. Ян).


7. Вся история науки доказывает на каждом шагу, что в конце концов постоянно бывает прав одинокий ученый, видящий то, что другие своевременно осознать и оценить не были в состоянии (В. Вернадский).


8. Протопопица осталась не только во мраке неведения, но даже и в совершенном хаосе (Н. Лесков).


9. Крестьяне <...> расписали храм, и даже при столь спокойном деле явилось нечто в игривом духе (Н. Лесков).


10. Всякий необходимо причиняет пользу, употребленный на своем месте. Напротив того: упражнения лучшего танцмейстера в химии неуместны; советы опытного астронома в танцах глупы (К. Прутков).


№ 17. Определите тип, разновидность склонения, его особенности (трансформации основы при склонении, супплетивизм, дефекты парадигмы). Охарактеризуйте парадигму слова (полная, неполная; у неполной назовите причины неполноты).


Образец выполнения:

Шепоток – субстантивный тип, 2-е скл., чередование о/ /o (шепоток – шепотка); неполная парадигма числа – singularia tantum, так как отвлеченное.

Кум – субстантивный тип, 2-е скл., трансформация основы во мн. ч. – суффикс -овj – (кумовья).

Сын, княжна, шорты, Пушкин, треска, армянин, тамада, Бармалей, ухо, дочь, теленок, человек, мечта, туфля, лист, дерево, любовь, сливки, лен, дедушка, мольба, кухня.


№ 18. Определите род и тип склонения собственных существительных, образуйте форму творительного падежа, выделите показатели формы.


Образец выполнения:


Анна Петровна Зима, Сальвадор Дали, Тимофей Ильич Жаркий, Сулико Джавахишвили, Вано Гогоберидзе, Армен Аветисян, Карине Аветисян, Данила Иванович Топчий, Любовь Сергеевна Сидоренко, Иван Сергеевич Сидоренко, Джордж Иванофф, Любовь Петровна Черний, Отто Юльевич Шмидт, Мари Шмидт, Санта Клаус, Гия Канчелия, Георгий Гулиа, Эдит Пиаф, Ромео Монтекки, Жан-Клод Ван Дамм, Козьма Прутков, Долорес Ибаррури, Эжен Ионеско, Пабло Пикассо, Франсиско Гойя, Эмиль Золя, Марис Лиепа, Акира Куросава, Дени Дидро, Федерико Феллини, Виктор Гюго, Виктор Антонович Садовничий, Богдан Хитрово, Чарльз Дарвин, Марлен Дитрих, Юрий Карлович Олеша, Эрнст Теодор Амадей Гофман, Астрид Линдгрен, Важа Пшавела, Эрик Берн, Йохан Хейзинга, Элизабет Тейлор, Айрис Мердок, Лу Синь, Александр Иванович Герцен, Генрих Сапгир, Андрей Живаго, Николай Карамзин, Жан Расин, Павел Яковлевич

Черных, Фердинанд де Соссюр, Роман Якобсон, Люсьен Теньер, Шарль Балли, Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ.


№ 19. Определив род существительных, тип и вариант склонения, образуйте формы именительного и родительного падежа множественного числа. Выделите показатели формы, поставьте ударение. При выполнении используйте Орфоэпический словарь. Наблюдения обобщите.


Образец выполнения:


Помидор, купол, мандарин, цех, муж, ботинок, зайчонок, щенок, ребенок, грамм, ампер, болгарин, осетин, человек, носок, чулок, квартал, стол, стул, брадобрей, трактор, тесть, конь, лист, сын, комбайнер, сокол, путь, соловушка, портфелишко, платье, стремление, село, ухо, сердце, ружье, подмастерье, плечо, болотце, полено, дно, ведерко, деревня, труба, кобура, статья, теща, ступня, туфля, косуля, кочерга, тамада, дядя, дача, свеча, лгунья, певунья, мачта, мечта, кошка, строка, доска, башка, купальня, квашня, кухня, княжна, клавиша, мышь, дочь, горсть, племя, стремя, имя, знамя, семя.


№ 20. Определив род существительных, тип и вариант склонения, образуйте формы именительного и творительного падежа множественного числа. Выделите показатели формы, поставьте ударение. Отметьте различия вариантных форм. При выполнении используйте Орфоэпический словарь. Наблюдения обобщите.


Образец выполнения:


Дверь, зверь, страсть, лошадь, плеть, дочь, плечо, ухо, полено, колено, веретено, крыло.


№ 21. Отметьте случаи субстантивации. Укажите, какие семантические и грамматические изменения происходят в исходном слове (словосочетании) при его субстантивации.


1. Освобождение из головлевского плена до такой степени обрадовало Анниньку, что она ни разу даже не остановилась на мысли, что позади ее, в бессрочном плену, остается человек, для которого, с ее отъездом, порвалась всякая связь с миром живых (М. Салтыков-Щедрин).


2. Книги окутывали всю землю, весь мир печалью о лучшем, и каждая из книг была как бы душой, запечатленной на бумаге знаками и словами, которые оживали, как только мои глаза, мой разум соприкасались с ними (М. Горький).


3. Награды раздавал он [Наполеон] лично и с необычайной щедростью, требовал, чтобы сами солдаты называли отличившихся товарищей, и солдаты и офицеры были осыпаны милостями, чинами, орденами, и громовое «Да здравствует император!» прокатывалось по рядам (Е. Тарле).


4. Всякий из нас, кто пережил дни победы, помнит, что есть такие минуты торжества, радости, когда человек до того полон настоящим, что даже не может думать о будущем (С. Маршак).


5. «Высокий класс!.. – бормотал Авессалом Владимирович, не зная, что делать с излишком своей энергии. – Ах!.. Ах!..» Он кинулся к окну, всплеснул руками и стал часто и мелко кланяться двум девушкам, глядевшим на него из окна противоположного дома. Он топтался на месте и расточал томные ахи (И. Ильф, Е. Петров).


6. На этой высоте, в этом далеке я не ощущал даже собственного веса, не замечал самого себя (Г. Успенский).


7. – Так ты ходишь? Это хорошо! Ты славную долю выбрал себе, сокол. Так и надо: ходи и смотри, насмотрелся, ляг и умирай – вот и все! <...> Жизнь? Иные люди? – продолжал он [Макар Чудра], скептически выслушав мое возражение на его «Так и надо». – Эге! А тебе что до того? Разве ты сам – не жизнь? Другие люди живут без тебя и проживут без тебя (М. Горький).


8. Я завожусь на тридцать лет,

Чтоб жить, мучительно дробя

Лучи от призрачных планет

На «да» и «нет», на «ах!» и «бя»,

Чтоб жить, волнуясь и скорбя

Над тем, чего, гляди, и нет… (И. Анненский).


9. Я еду во вчера. Обратно. Наугад.

Туда, где ничего ничто не изменило,

Где мы уже не властны все подряд

Ломать своей сегодняшнею силой (И. Снегова).


10. И на все мои вопросы,

Где возможны «нет» и «да»,

Отвечал вещатель грозный

Безутешным НИКОГДА! (Н. Глазков).


11. Вечная слава героям

И фронтовое «прости» (Н. Глазков).


12. Не стоит углубляться, разжевывать смысл этого «если». <...> Увы, дорогой мой, думать надо было раньше. На «думать» уже времени нет, надо действовать (О. Попцов).


13. «Увы…» – это одряхлевшее «Ура!» (Л. Крайнов, «АиФоризмы»).


14. Но завтра и много, много завтр опять не оказалось моря… (М. Цветаева).


15. Когда-то в Мехико я познакомился с женщиной, которая написала знаменитую «Бесаме мучо» (М. Таривердиев).


16. К его «нет» мы все привыкли относиться с почтением. Не только из уважения, но и из понимания непреложности этого слова (В. Таривердиева).


17. Легко не красть. Тем более – не убивать. Легко не вожделеть жены своего ближнего. Куда труднее – не судить. Может быть, это и есть самое трудное в христианстве. Именно потому, что греховность тут неощутима. Подумаешь – не суди! А между тем, «не суди» – это целая философия (С. Довлатов).


18. Когда ребята спускались по лестнице, медперсонал смотрел на них как на обреченных, словно уходящих в никуда (Из газет).


№ 22. Укажите грамматические ошибки и объясните причины их появления. Наблюдения обобщите, дайте вашу классификацию возможных ошибок в употреблении имен существительных.

I

1. Зам. директора Московского института города назвала трех китов, на которых базируется цивилизованный подход к реформированию коммунальных служб города.


2. Чичиков скупал там мертвых душ. Так называли тех, кто уже умер, но на бумаге считались живыми.


3. Вводя в пьесу внесценических персонажей, Чацкий подчеркивал свою авторскую позицию.


4. Пес Шарик превратился в злого существа.


5. Это уже третья волна эмиграции, когда на родину предков вслед за интеллигенцией и ее родней потянулись рабочие и колхозники, не знающие даже немецкого языка.


6. Живописец видит, как ангелы попирают в бездну адских созданий.


7. Прочитав в желтой прессе, точнее в одной из желтых пресс, ваше выступление, я вынужден заметить, что наша область не разваливается.


8. Нужно следить не только за детенышами, но и охранять взрослые особи стаи.


9. Виктор Авилов в спектакле играет страшного чудовища-гоблина.


10. Если человек платит налог за животного, то может и потребовать, чтобы была площадка для выгула собак.


11. Среди планет земной группы еще лишь Марс имеет двух маленьких спутников, вероятно, захваченных из пояса астероидов.


12. К XIV веку закончили свое падение редуцированные.

II

1. Учился наш повес всему понемногу, но это ему не мешало чувствовать себя комфортно.


2. И это тоже был фальш.


3. 29 января 1837 года был назначен дуэль у Пушкина.


4. Будучи еще очень молодой, поэт выходит замуж за Сергея Эфрона, который становится ее музой.


5. И только после этого он стал полноправным членом артеля.


6. Софья любила Чацкого до отъезда за границу. И известная ученая Нечкина утверждает, что Софья до сих пор любит Чацкого.


7. Снег на тротуаре напротив редакции изуродован и утрамбован колесами «Беларуся» так, что лопатой теперь его уже не возьмешь.


8. Е.Н. Прокопович в своей книге «Стилистика частей речи» выделяет в системе экспрессивных форм прошедшего времени многократные бесприставочные формы, которые являются носительницами особых значений.


9. Быть городской головой – это много!


10. Конфликт с совестью достигает своей апогеи.

III

1. Поэт отразил в лицах просвещенной интеллигенции русскую действительность начала XX века.


2. А ведь проблема с горячей водой только началась.


3. Глухота к нравственным проблемам обедняет его духовно, сужает его философские познания мира.


4. Тема любви в русской прозе XIX века многогранна и объемна. Она захватывает и таких индивидуальностей, как Базаров, и таких «птенцов», как Аркадий.


5. В итоге они не могут найти ни одного общего мнения.


6. Иван Петрович проработал на лесозаготовке около 20 лет.


7. Учитель на уроке использует работу разных видов.


8. Вокруг определения этой науки до сих пор идут полемики.


9. Что же наш народ по всему этому поводу думает?..


10. Образ мыслей его и поведений находятся в резком противоречии с окружающей средой.


11. Следователь, человек очень сильного морального устоя, может с легкостью запутать обвиняемого в своих показаниях.


12. С изменением правил приема в вузы равные стартовые условия для всех претендентов на студенческую корочку будут восстановлены.


13. В общении с ним читатель узнает его манеры поведения.


14. Раскольникова мучает угрызение совести.


15. Используя сквозной мотив путешествия, автор помещает своего героя в различные среды.


16. Между этими городами – автомобильные сообщения.


17. Пушкин испытывал своих героев чувствами любви.


18. В пьесе описаны многие дворянства: московское, петербургское, провинциальное.


19. Писатели использовали символические образы для ответов на самые сложные вопросы.


20. В прокуратуру для возбуждения уголовного дела направлено шесть материалов.


21. Я бы добавил к ее отличительной черте еще удивительную тонкость и чуткость натуры.


22. Во время сражения он не знает ни малейшего страха.


23. Молчалин живет по принципу своего отца.


24. Чехов подробно описал в пьесе переживание героев.

IV

1. Если женщина в течение своей жизни родит два и более ребенка, то она имеет право на льготы при назначении пенсии.


2. Стиральная машина должна быть подключена к электрической сети с заземлением согласно правил техники безопасности.


3. Целых две недели привычный шум моря заглушал непрекращающийся смех зрителей. На XVI международном фестивале «Кивин – 2005» выступили 378 команд КВН.


4. До конца года мы ждем укрепления курса доллара к евру.


5. При длительной работы вблизи глаз напрягается.


6. Он человек высокопрофессиональный. И в сотнях, и в тысячах ситуациях оставался человеком порядочным.


№ 23. Произведите полный морфологический разбор имен существительных (в соответствии со схемой разбора).


1. Но между человеком, который говорит, что народы Запада пошли на Восток, потому что Наполеон захотел этого, и человеком, который говорит, что это совершилось, потому что должно было совершиться, существует то же различие, которое существовало между людьми, утверждавшими, что земля стоит твердо и планеты движутся вокруг нее, и теми, которые говорили, что они не знают, на чем держится земля, но знают, что есть законы, управляющие движением и ее, и других планет (Л. Толстой).


2. Артиллерия Наполеона значительно уменьшилась сравнительно с тем, что у него было еще под Бородином; много орудий пришлось побросать по дороге из-за невозможности тащить их: ведь даже у кавалерии лошадей не хватало, и целые кавалерийские части давно уже спешились (Е. Тарле).


3. Когда же к концу знаменитого года в Городе произошло уже много чудесных и странных событий, и родились в нем какие-то люди, не имеющие сапог, но имеющие широкие шаровары, выглядывающие из-под солдатских серых шинелей, и люди эти заявили, что они не пойдут ни в коем случае из Города на фронт, потому что на фронте им делать нечего, что они останутся здесь, в Городе, Тальберг сделался раздражительным и сухо заявил, что это не то, что нужно, а пошлая оперетка (По М. Булгакову).


4. Чрезмерный богач, не помогающий бедному, подобен здоровенной кормилице, сосущей с аппетитом собственную грудь у колыбели голодающего дитяти (К. Прутков).


5. Две-три улочки двухэтажных домов вокруг базарной площади, почтамт, пять магазинов в дощатых будках да несколько десятков бараков – этот городишко лепился к металлургическому комбинату и был его порождением (Д. Рубина).


6. Книга сыграла и продолжает играть основополагающую роль в развитии нашей цивилизации. Гигантская, накопленная за века библиотека – надежная память человечества, где запечатлены его свершения и мечты, прозрения и заблуждения. Эта библиотека создавалась на камне и металле, глиняных табличках и деревянных дощечках, свитках папируса и пергаментных кодексах, пальмовых листьях и бересте, шелке и бумаге – менялся материал и способ изготовления книги, но неизменным оставалось ее назначение: служить сохранению и передаче знания, опыта, художественных ценностей. В этом отношении история книги – как неотъемлемая часть истории культуры – едина от уникальных древнейших манускриптов до современных массовых изданий (С. Бэлза).


7. Итак, мы с Маринкой и с Лакки, английским сеттером, престарелая критик детской литературы Эмилия Кондратьевна, девушка и тонкая душа, соавторы Миша и Руся и мрачный Кириллов с акцентом – действующие лица этой… ну, скажем, интермедии (Д. Рубина).


8. Рассказчик действует на уровне голоса и слуха. Прозаик – на уровне сердца, ума и души. Писатель – на космическом уровне. Рассказчик говорит о том, как живут люди. Прозаик – о том, как должны жить люди. Писатель – о том, ради чего живут люди (С. Довлатов).


9. Даже в те часы, когда совершенно потухает петербургское серое небо и весь чиновный народ наелся и отобедал, кто как мог, сообразно с получаемым и собственной прихотью, – когда все уже отдохнуло после департаментского скрыпенья перьями, беготни, своих и чужих необходимых занятий и всего того, что задает себе добровольно, больше даже, чем нужно, неугомонный человек, – когда чиновники спешат предать наслаждению оставшееся время: кто побойчее, несется в театр; кто на улицу, определяя его на рассматриванье кое-каких шляпенок; кто на вечер – истратить его в комплиментах какой-нибудь смазливой девушке, звезде небольшого чиновного круга; кто, и это случается чаще всего, идет просто к своему брату в четвертый или третий этаж, в две небольшие комнаты с передней или кухней и кое-какими модными претензиями, лампой или иной вещицей, стоившей многих пожертвований, отказов от обедов, гуляний, – словом, даже в то время, когда все чиновники рассеиваются по маленьким квартиркам своих приятелей поиграть в штурмовой вист, прихлебывая чай из стаканов с копеечными сухарями, затягиваясь дымом из длинных чубуков, рассказывая во время сдачи какую-нибудь сплетню, занесшуюся из высшего общества, от которого никогда и ни в каком состоянии не может отказаться русский человек, или даже, когда не о чем говорить, пересказывая вечный анекдот о коменданте, которому пришли сказать, что подрублен хвост у лошади Фальконетова монумента, – словом, даже тогда, когда все стремится развлечься, – Акакий Акакиевич не предавался никакому развлечению (Н. Гоголь).


10. В молочных сумерках за сизой пеленою

Мерцает золото, как желтый огнь в опалах.

На бурый войлок мха, на шелк листов опалых

Росится тонкий дождь, осенний и лесной.


Сквозящих даль аллей струится сединой.

Прель дышит влагою и тленьем трав увялых.

Края раздвинувши завес линяло-алых,

Сквозь окна вечера синеет свод ночной.


Но поздний луч зари возжег благоговейно

Зеленый свет лампад на мутном дне бассейна,

Орозовил углы карнизов и колонн,


Зардел в слепом окне, златые кинул блики

На бронзы черные, на мраморные лики,

И темным пламенем дымится Трианон (М. Волошин).

Категория: ПРАКТИКУМ "МОРФОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА" | Добавил: admin | Теги: практикум по русскому языку, русский язык в школе, Морфология, дидактический материал по русскому, русский язык в профильных классах
Просмотров: 383 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
ВИДЕОУРОКИ
ОБУЧАЮЩИЕ ФИЛЬМЫ ПО
   РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОТКРЫТЫЕ УРОКИ ДМИТРИЯ
   БЫКОВА

СКАЗКА

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

ЛЕКЦИИ ПО РУССКОЙ
   ЛИТЕРАТУРЕ


ВИДЕОУРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В
   11 КЛАССЕ


ПИСАТЕЛЬ КРУПНЫМ ПЛАНОМ

ТВОРЧЕСТВО ГОГОЛЯ

ТВОРЧЕСТВО САЛТЫКОВА-
   ЩЕДРИНА


ТВОРЧЕСТВО НЕКРАСОВА

ЛИТЕРАТУРА ВОЕННЫХ ЛЕТ

РОДОВОЕ ГНЕЗДО ПИСАТЕЛЯ

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

***

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА. ХХ ВЕК

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
***

ЛИТЕРАТУРНЫЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА БОЛЬШОЙ
   СЦЕНЕ



ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

ПРОБА ПЕРА

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

"УЧИТЕЛЬ  СЛОВЕСНОСТИ"
РЕКОМЕНДУЕТ








ПАН ПОЗНАВАЙКО


Презентации к урокам


портрет Пушкина
ВЫШИВАЕМ ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ
Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Copyright MyCorp © 2016  Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0