Вторник, 19.03.2024, 08:04


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ПРАКТИКУМ "НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА" [22]
ПРАКТИКУМ "МОРФОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА" [22]
ТЕСТЫ ПО ИСТОРИИ ЯЗЫКОЗНАНИЯ [7]
ПРИНЦИПЫ И ПРИЕМЫ АНАЛИЗА ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ [17]

Главная » Файлы » ПРОФИЛЬНЫЙ КЛАСС » ПРАКТИКУМ "МОРФОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА"

Глагол (начало)
20.04.2015, 15:51

№ 72. Определив вид, подберите к данным глаголам видовую пару и назовите показатели вида:

1) суффикс или префикс;

2) чередования в корне;

3) мена места ударения, свидетельствующая об изменении суффикса;

4) супплетивизм.

Если к одному глаголу можно подобрать два или более парных, то рассмотрите каждую пару. Заполнив таблицу, сделайте выводы о частотности разных способов выражения видовых значений.


Образец выполнения:


Кивнуть, подписывать, развеять, найти, выпасть, заносить, выжимать, дойти, приехать, ослепнуть, уберечь, вырезать, засыпать, ложиться, положить, ловить, задеть, войти, рождаться, разорваться, помочь, расколоть, нарушить, защитить, устроить, жечь, завянуть, взяться, читать, наследовать, переехать.


№ 73. Определите:


1) вид данных глаголов, оттенок видового значения (частно-видовое значение);


2) группу по отношению к категории вида, к парным подберите видовую пару, отметив направление видообразования.

Выделите показатели вида.


Образец выполнения:

Отзвучать – совершенный вид (показатель – приставка от-), исчерпанность действия; непарный.

Успокаивать – несовершенный вид, длительное или повторяющееся действие; парный: успокаивать (несов.)  успокоить (сов.), имперфективация с помощью суффикса -ива-, чередование корневого гласного о/ /а.

1. Шагать, шагнуть, зашагать, прошагать, перешагнуть, вышагивать, отшагать, нашагаться.

2. Мелькать, мелькнуть, замелькать, помелькать, примелькаться, промелькнуть, промелькивать.

3. Печатать, напечатать, впечатывать, попечатать, допечатать, по-напечатать, отпечатать, распечатывать, перепечатывать.

4. Говорить, заговорить, выговорить, говаривать, договорить, поговаривать, отговорить, наговориться, проговорить, уговорить, уговаривать.


№ 74. Из приведенного списка выберите видовые пары. Определите способ образования видового коррелята и направление видообразования. Укажите средства перфективации и имперфективации. Если по виду коррелируют несколько глаголов, то опишите каждую пару.


Образец выполнения:

Рисовать > нарисовать, перфективация с помощью префикса на-.

Сжечь > сжигать, имперфективация с помощью суффикса -а-, чередование корневого гласного е/ /и; «сжечь  жечь, перфективация с помощью префикса с-.

Спуститься > спускаться, имперфективация с помощью суффикса -а-.


1. Цвести, отцвести, зацвести, выцвести, процветать, зацветать, отцветать.


2. Ехать, ездить, поездить, поехать, приехать, приезжать, съездить, съезжать.


3. Учить, научить, заучить, разучивать, выучить, доучить, заучивать.


4. Ходить, пойти, сходить, войти, входить, найти, находить, похаживать.


5. Петь, напевать, спеть, запеть, спеться, запевать, напеть, допеть, допевать.


6. Лететь, летать, слететь, слетать, перелететь, перелетать, полетать.


7. Толкать, толкнуть, вытолкнуть, вытолкать, подталкивать, выталкивать.


8. Носить, уносить, нести, унести, поносить, понести, нашивать, доносить.


9. Кричать, крикнуть, выкрикивать, закричать, прокричать, выкрикнуть.


10. Везти, возить, перевезти, повезти, перевозить, повозить, увезти, увозить.


№ 75. Определите вид глаголов, группу по отношению к категории вида. К парным подберите видовую пару, выделите показатели вида. Определите, какой семантический компонент обуславливает наличие или отсутствие видового коррелята.

Трубить, громыхать, причесываться, жалеть, образовать, обедать, угождать, веять, куражиться, барабанить, прощать, велеть, вникать, охать, втолковывать, белить, молодиться, обещать, причитать, жениться, прибывать, толкать, летать, украшать, выжить, дожить, бодаться, кормить, ябедничать, резвиться, губить, мокнуть, шептать, родиться, мыться, газифицировать, грустить, спать, мять, добиваться, дымить, ораторствовать, пересматривать, заснуть, хохотать, посылать, сеять, резвиться, преподавать, плакать, переходить, внушать.


№ 76. Определите вид глаголов, оттенок видового значения. Укажите, к какому из способов глагольного действия следует отнести глагол, приведите производящий глагол, выделите показатели СГД. При определении СГД используйте классификацию, данную в «Русской грамматике» (М., 1980. Т. 1. §§ 1413–1436). Если в соответствии с семантикой глагол можно отнести к двум или более СГД, то отметьте каждый вариант.


Образец выполнения:

Загрустить – сов., завершение начальной стадии действия; временной СГД, начинательный: загрустить  грустить (префикс за-).

Пошить – сов.: 1) пошил немного, да бросил – ограниченность действия отрезком времени (обычно – незначительным); временной СГД, ограничительный: пошить  шить; 2) все попеределали, пошили, пораспарывали (разг.) – поочередный охват действием нескольких объектов; специально-результативный СГД, распределительный: пошить  шить.

Помчаться, говаривать, понавычеркивать, попугать, отработать, отплясывать, уберечь, вздремнуть, замолчать, поговорить, вылечить, наварить, перемигиваться, пролепетать, пооткрывать, пошаливать, пугануть, побегать, приторговывать, докричаться, встревожить, набезобразничать, отговорить, прихворнуть, задрожать, перебить, поддакивать, улечься, помалкивать, подзолотить, исхудать, допрыгаться, осветить, расхаживать, отвоевать, перезимовать, переглядываться, выстудить, попытаться, понавыдумывать, насвистывать, прилечь.


№ 77. Выпишите выделенные глаголы в контексте, определите вид глагола, способ глагольного действия, выделите показатели СГД (см. предыдущее упражнение).


1. В этот ужасный день еще утром Шарика кольнуло предчувствие. Вследствие этого он вдруг заскулил и утренний завтрак – полчашки овсянки и вчерашнюю баранью косточку – съел без всякого аппетита. Он скучно прошелся в приемную и легонько подвыл там на собственное отражение. Но днем после того как Зина сводила его погулять на бульвар, день пошел обычно. <...> Проходя по коридору, пес услышал, как в кабинете Филиппа Филипповича неприятно и неожиданно прозвенел телефон. Филипп Филиппович взял трубку, прислушался и вдруг взволновался (М. Булгаков).


2. Алеша такую погоду любил. Он еще ночью слышал, как пробрызнул дождик – постукало мягко, дробно в стекла окон и перестало. Потом в верхнем правом углу дома, где всегда гудело, загудело – ветер наладился. И ставни пошли дергаться. Потом ветер поутих, но все равно утром еще потягивал – снеговой, холодный (В. Шукшин).


3. С рассветом снова запылал на холме наш костер. Мы вскипятили чай и, попивая его, глядели на озеро (Ю. Коваль).


4. Весь день я просидел и проходил с ним, а перед вечером дядя послал взять коляску ко Всепетой (Н. Лесков).


5. Когда Кирилловна увидела, что ее гостья несколько поуспокоилась и только изредка вздрагивала и слабо всхлипывала, она спросила ее, куда они намерены переселится и что хотят сделать с своими вещами (И. Тургенев).


6. У врат похоронного бюро «Нимфа» Ипполита Матвеевича снова попридержали (И. Ильф, Е. Петров).


7. Чу, за тучей прогремело, Принахмурилась земля (Ф. Тютчев).


8. Почитываю Ваши стихи. У Вас хорошая душа и стихом владеете, но язык недостаточно прост: надо воли себе давать больше (А. Чехов).


9. О бард, сгитарьте тарарайра нам! (В. Маяковский).


10. Лицо, которым, как новинкой, угащивала в этот вечер Анна Павловна своих гостей, был Борис Друбецкой, только что приехавший курьером из прусской армии и в прусской армии находившийся адъютантом у очень важного лица (Л. Толстой).


11. Ярко освещенный ресторан работал: музыка гремела, а цыгане расхаживали и закусывали у буфета, дядя обозревал комнаты, сад, грот и галереи (Н. Лесков).


12. «Он просто расхамился», – опять сказала первая голова (В. Шукшин).


13. Было по-зимнему особенно тихо, только поскрипышало где-то старое дерево. Я шел не торопясь, поглядывая кругом (Г. Скребицкий).


14. Чанг спит в уголке за камином. Капитан на кровати. Какова эта чуть не до полу продавленная кровать и каков матрац на ней, легко представит себе всякий, живавший на чердаках, а нечистая подушка так жидка, что капитану приходится подкладывать под нее свою тужурку (И. Бунин).


15. На другой день дамы еще не вставали, как охотничьи экипажи, катки и тележки стояли у подъезда, и Ласка, еще с утра понявшая, что едут на охоту, навизжавшись и напрыгавшись досыта, сидела на катках возле кучера, взволнованно и неодобрительно за промедление глядя на дверь, из которой все еще не выходили охотники (Л. Толстой).


16. Вот и отпели донские соловьи дорогим моему сердцу Давыдову и Нагульнову, отшептала им поспевающая пшеница, отзвенела по камням безымянная речка, текущая откуда-то с верховьев Гремячего буерака… Вот и все! (М. Шолохов).


17. Иван двинулся по кругу, пристукивая лапоточками… (В. Шукшин).


18. Зимой не услышишь пения птиц. Теперь им не до песен. Многие улетели на юг, а те, что остались, забились в укромные уголки, попрятались от лютого холода (Г. Скребицкий).


19. О чем поют воробушки в последний день зимы?

– Мы выжили!

– Мы дожили!

– Мы живы! Живы мы! (В. Берестов).


№ 78. Определите вид глагола; выделите основы инфинитива / прошедшего времени и настоящего / простого будущего времени, определите класс, спряжение. Если возможны варианты, то определите класс и спряжение для каждого. От глаголов второй группы образуйте также форму действительного причастия прошедшего времени. Если возможны варианты, то укажите их. Для справки используйте словари грамматических трудностей и орфоэпический словарь.


Образец выполнения:


1. Погаснет, жнет, гримировался, внимали, спишите, расторгнет, займет, упрашивала, двигался, строиться, иссякнет, наймем, шептались, мечтаешь, надеялся, озябнет, доест, угнали, торопиться, блистать, преподаст, постигнет, разлюбил, мурлыкала, жаловаться, отнимет, осипнет, плыл, пышет, хныкали, упрямиться, ниспровергнет, начнет, щипать, обламывался, шутит, внемлют.


2. Цвести, отвыкнуть, печь, ослабнуть, плести, высечь, затихнуть, пренебречь, привести, зачахнуть, расцвести, лечь, мести, пожухнуть, изобрести, произвести, обрести, увести, пропахнуть, вовлечь.


№ 79. Определив спряжение данных глаголов, заполните таблицу. Если возможно образование вариантных формы, укажите их и дайте необходимые стилистические комментарии. Для справки используйте словари грамматических трудностей и орфоэпический словарь.


Приклеить, попридержать, расстелить, унять, нянчиться, разобидеться, выглядеть, расхотеть, выстоять, забрезжить, экзаменовать, петь, закричать, висеть, принять, лезть, пробежаться, опостылеть, внимать, зазвенеть, шуметь, багрянеть, растить, потучнеть, заболеть (о живом существе), заболеть (о части тела), воздать, побриться, погнаться, зыбиться, поджечь, наесться, сознаваться, блистать, мучить, выстричь, опротиветь, зиждиться, отвертеться, удаться.


№ 80. Определите форму глагола, выделите ее показатели.

Все запланировано; открой дверь; ты произвел расчет; Маша звонит; чтобы ты все подготовил; еще увидишься; мост закрыт; долго спим; население в этом заинтересовано; поймите меня правильно; соседка все ждет; держите скорей; я совсем замерз; кабы знал заранее; он плохо подготовился; не связывайся с ним; дверь заперта; ты храним судьбою; скоро вы прилетите; листок полностью отмер; крикните погромче; когда же вы крикнете; не ходить бы тебе туда.


№ 81. Выпишите глагол быть в контексте, определите его форму. Пользуясь толковыми словарями, определите значение глагола быть для каждого употребления. Отметьте контексты, в которых глагол лексически полнозначен, и те, в которых быть выполняет грамматическую функцию. Проанализируйте состав парадигмы глагола для разных значений. По замечанию А.В. Калинина, «этот старейший и заслуженнейший глагол интересен тем, что он как бы «не имеет вида»». На чем, по-вашему, основано это мнение?


1. Искусство всегда было, есть и будет, и нет современного искусства (К. Коровин).


2. Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием. Когда он был дома – а он был почти всегда дома, – он все лежал, и все постоянно в одной комнате, где мы его нашли, служившей ему спальней, кабинетом и приемной. У него было еще три комнаты, но он редко туда заглядывал, утром разве, и то не всякий день, когда человек мел кабинет, чего не всякий день делалось. В тех комнатах мебель закрыта была чехлами, шторы спущены (И. Гончаров).


3. Золушка. Знаете, о чем я думаю? Я думаю вот о чем: мачеху и сестриц позвали на бал, а меня – нет. С ними будет танцевать принц, а обо мне он даже и не знает. Они там будут есть мороженое, а я не буду, хотя никто в мире не любит его так, как я! Это несправедливо, верно? (Е. Шварц).


4. Мы с Костей твердо верили, что в книге не может быть вранья, а описано все, как было в действительности (Д. Мамин-Сибиряк).


5. Взял у черта рогожу – отдать будет и кожу (Пословица).


6. Это был романс, сочиненный им накануне на старомодные немецкие слова (И. Тургенев).


7. В ту же ночь приехал я в Симбирск, где должен был пробыть сутки для закупки нужных вещей, что и было поручено Савельичу (А. Пушкин).


8. Помните, что наука требует от человека всей его жизни и что если бы у вас было две жизни, то и их не хватило бы вам (И. Павлов).


9. Он [Борис Друбецкой] теперь чувствовал, что только вследствие того, что он был рекомендован князю Андрею, он уже стал сразу выше генерала, который в других случаях, во фронте, мог уничтожить его, гвардейского прапорщика (Л. Толстой).


10. «И зачем было посылать человека в такую даль?» – еще спросил Илья (В. Шукшин).


11. У нас в тот вечер были гости.


12. Все было так, как он хотел.


13. Я буду у вас через два часа. Подготовьте документы.


14. Он [Ланцелот] уже идет по коридору! <...> Он теперь и не глядит на людей. Ох, будет нам за все! Ох, будет! (Е. Шварц).


15. Для всякого убежденного и желающего убеждать писателя (а именно только такого я имею в виду) вопрос о том, есть ли у него читатель, где он и как к нему относиться, есть вопрос далеко не праздный (М. Салтыков-Щедрин).


16. Оставив солдат рассуждать о том, что татары ускакали, когда увидели гранату, и зачем они тут ездили, и много ли их еще в лесу есть, я отошел с ротным командиром за несколько шагов и сел под деревом (Л. Толстой).


17. Библия есть не столько книга с твердым текстом, сколько записная тетрадь человечества (Б. Пастернак).


18. Ты должен знать, что ты слаб, но не должен думать, что нельзя превозмочь своей слабости. На то есть у человека честь. Слабость характера – все равно, что трусость (А.К. Толстой).


19. Минералы суть памятники реакций, происходивших на земном шаре; по ним можно восстановить тот химический процесс, какой происходил и происходит на земле… (В. Вернадский).


20. Прежде всего замечу, что градоначальник никогда не должен действовать иначе, как чрез посредство мероприятий. Всякое его действие не есть действие, а есть мероприятие. Приветливый вид, благосклонный взгляд суть такие же меры внутренней политики, как и экзекуция (М. Салтыков-Шедрин).


21. Она скончалась в Париже, быв с ним последние три года в разлуке и оставив ему пятилетнего сына (Ф. Достоевский).


22. Будучи в душе игрок, никогда не брал он карты в руки (А. Пушкин).


23. И будь не я, корпел бы ты в Твери (А. Грибоедов).


№ 82. У данных глаголов определите:

1) вид;

2) возвратность / невозвратность;

3) переходность / непереходность (переходность подтвердите словосочетанием).

Выделите основы инфинитива/прошедшего времени и настоящего/простого будущего времени, укажите класс, спряжение. Образуйте от каждой из основ возможные спрягаемые и неспрягаемые формы, графически обозначьте формообразующие аффиксы. Если та или иная форма отсутствует или возможны вариантные формы, укажите причину этого. При выполнении задания используйте толковые словари и словари трудностей.


Образец выполнения:

Устраивать – несовершенный вид, невозвратный, переходный (что? – игры, сущ. в форме вин. п. со значением прямого объекта), 1 класс, 1 спряжение.


Решить, решать, рисовать, нарисовать, печь, мокнуть, намокнуть, прыгнуть, давать, проиграть, проигрывать, сгореть, брить, течь, длиться, думать, вставать, задуматься, обезножеть, обеззаразить, вырастить, расти, разбежаться, заиндеветь, зябнуть, смеркаться, выздороветь, стать, спать, вечереть, нравиться.


№ 83. Образуйте параллельные формы настоящего / простого будущего времени (3 л. ед. ч.). Определите класс для каждого соотношения инфинитива – личной формы. Прокомментируйте избыточность парадигмы – назовите семантические и / или стилистические различия. Для справки пользуйтесь толковыми словарями и словарями грамматических трудностей, орфоэпическим словарем.


Блестеть, блистать, плескать, метать, внимать, капать, двигать, махать, колыхаться, страдать, сыпать, глодать, брызгать, рыскать.


№ 84. Выпишите выделенные глаголы с зависимым словом (словами). Определите часть речи и форму зависимого слова, семантические отношения главного и зависимого; сделайте вывод о переходности / непереходности глагола. От переходных глаголов из предложений № 3, 5, 7, 8, 11 образуйте страдательные причастия. Если причастные формы (или одна из форм) невозможны или малоупотребительны, укажите причину этого.


1. Чичиков поклонился с признательностью. Узнавши, что он шел в палату за совершением купчей, Манилов изъявил готовность ему сопутствовать. Приятели взялись под руку и пошли вместе. При всяком небольшом возвышении, или горке, или ступеньке, Манилов поддерживал Чичикова и почти приподнимал его рукою, присовокупляя с приятной улыбкою, что он не допустит никак Павла Ивановича зашибить свои ножки. Чичиков совестился, не зная, как благодарить, ибо чувствовал, что несколько был тяжеленек. Во взаимных услугах они дошли наконец до площади, где находились присутственные места… Приятели не взошли, а взбежали по лестнице, потому что Чичиков, стараясь избегнуть поддерживанья под руки со стороны Манилова, ускорял шаг, а Манилов тоже с своей стороны летел вперед, стараясь не позволить Чичикову устать, и потому оба запыхались весьма сильно, когда вступили в темный коридор. Ни в коридорах, ни в комнатах взор их не был поражен чистотою. Тогда еще не заботились о ней, и то, что было грязно, так и оставалось грязным, не принимая привлекательной наружности. Фемида просто, какова есть, в неглиже и халате принимала гостей (Н. Гоголь).


2. Грамматика не предписывает законов языку, но изъясняет и утверждает его обычаи (А. Пушкин).


3. «Требую протокола!» – с пафосом закричал Остап (И. Ильф, Е. Петров).


4. Одного известного плута д'Акоста назвал негодяем. Дело попало в суд, и мошенник выставил столько свидетелей, что судья был вынужден признать его честным человеком и присудить д'Акосту к извинению. Тут же на суде д'Акоста сказал: «Это правда – он честный человек, – я солгал» (Р. Тумановский).


5. Сам Долохов часто во время своего выздоровления говорил Ростову такие слова, которых никак нельзя было ожидать от него (Л. Толстой).


6. Люди мало знают, но много требуют. Книги дают много и требуют так мало: способности думать и чувствовать (А. Бухов).


7. …захотелось ей его голоса послушати, захотелось с ним разговор повести, не ходя в палату беломраморную, не читая словесов огненных (С. Аксаков).


8. Лидия Васильевна предложила чаю и вообще перекусить. <...> Хотелось просто попить чаю, поболтать о том о сем с хозяином, очень располагающим к сердечной беседе (Ю. Коваль).


9. Вы, может быть, думаете, что название роли не играет? Ошибаетесь, молодой человек! <...> Я назвал яхту «Победа». Вот славное имя для славного корабля! Вот имя, которое не стыдно пронести по всем океанам! Я заказал медные литые буквы и сам укрепил их на срезе кормы (А. Некрасов).


10. Слабость Дину донимает: пробовала она было написать записку сидя на постели – кончилось тем, что записки не написала, а вся в испарине улеглась опять (И. Анненский).


11. [Капитан Копейкин] понатолкался было нанять квартиры, только все это кусается страшно: гардины, шторы, чертовство такое, понимаете, ковры – Персия целиком; ногой, так сказать, попираешь капиталы (Н. Гоголь).


12. Не прислать ли тебе серебряного браслета с бирюзой – для другой руки, его можно носить не снимая и даже трудно снять (М. Цветаева).


13. Папенька не приказывал мне трогать пружинки (В. Одоевский).


14. И кони прискакали, и силачи пришли,

Но маленькой копеечки не подняли с земли.

Не подняли, не подняли и сдвинуть не могли (К. Чуковский).


№ 85. Выпишите выделенные глаголы в контексте, определите их переходность / непереходность. Верно ли, что отнесенность глагола к одному из названных лексико-грамматических разрядов сохраняется для всех лексико-семантических вариантов слова? Если у данных слов происходят изменения семантики, сопровождающиеся изменением ЛГР, подтвердите это контекстом.


1. Жаль, очень жаль, он малый с головой;

И славно пишет, переводит.

Нельзя не пожалеть, что с эдаким умом… (А. Грибоедов).


2. О боже мой, кто будет нами править? (А. Пушкин).


3. Читая некоторые книги, я как на оселке правлю свой язык. На иных книгах я правлю свою гражданскую совесть (В. Солоухин).


4. Это читатель самый ревностный и неизменный. Он не просто читает, но и вникает; не только вникает, но и истолковывает каждое слово, пестрит поля страниц вопросительными знаками и заметками, в которых заранее произносит над писателем суд, сообщает о вынесенных от чтения впечатлениях друзьям, жене, детям, брызжет по поводу их слюною в департаментах и канцеляриях, наполняет воплями кабинеты и салоны, убеждает, грозит, доказывает существование вулкана, витийствует на тему о потрясении основ и т. д. Словом сказать, всякий новый труд писателя приводит читателя-ненавистника в суматошливое неистовство (М. Салтыков-Щедрин).


5. То, что является наиболее характерным для современной культуры, что с каждым годом все сильнее и неудержимее проникает всю народную и государственную жизнь современного человечества и составляет оплот ее силы и основной элемент ее могущества, есть научная самостоятельная работа, есть научное искание (В. Вернадский).


6. Горечь полыни приносили на своих губах и в складках одежды киевские дружинники, воевавшие половцев (В. Солоухин).


7. Князь Андрей всегда особенно оживлялся, когда ему приходилось руководить молодого человека и помогать ему в светском успехе (Л. Толстой).


8. Не приголубили, не отогрели,

Гибель твою отвратить не сумели (М. Петровых).


9. Актер из драматического театра читал, певец пел, художники рисовали в альбомы, которых у Ольги Ивановны было множество, виолончелист играл, и сама хозяйка тоже рисовала, лепила, пела и аккомпанировала (А. Чехов).


10. Цыган играет, поет цыганка,

И вторят им все таборный припев (М. Лахтин).


11. А его готовность задушить в себе ложный стыд, голос светской чести и оскорбленного самолюбия, когда он за признание в клевете готов был простить Грушницкому, человеку сейчас только выстрелившему в него пулю? (В. Белинский).


12. Ах, лейся, лейся, ключ отрадный!

Журчи, журчи свою мне быль (А. Пушкин).


№ 86. Выпишите возвратный глагол с зависимыми словами. Определите, от какого глагола он образован (назовите, укажите переходность / непереходность). Укажите частновозвратное значение данного глагола.


Образец выполнения:

Помог мне собраться – возвр., от собрать (перех.: собрать – что? – вещи); косвенно-возвратное (действие «в своих интересах»).


1. Разделившись всякой рухлядью, у нас дошло и до книг. Как ими делиться, вопрос был нерешимый. Петрусь, как гений ума, тотчас меланхолично предложил: выбрать ему следующее количество книг, по числу всей массы; за ним выбираю я столько же, и так далее до последнего брата, коему останется только остаток. Меньшие братья мои, быв натуральны, за книгами не гонялись и, чтобы показать нравственность старшему брату, тотчас и согласились; но я, я, санкт-петербургский жилец, следовательно, почерпнувший и тамошние хитрости, я предложил новый метод делиться книгами, едва ли где до нас бывший и весьма полезный по своей естественности и который должны принять за образец все братья, разделяющие отцовское книгохранилище. Вот мой метод: «Брат Петрусь! Вы у нас старший, вы берите первый том; я по старшинству за вами возьму второй, за мною берет Сидорушка третий, Офремушка четвертый и Егорушка пятый. Это книги томные. А одиночки и оставшиеся из томных, за недостающим числом братьев, поставить по порядку и брать каждому по книге, начиная со старшего брата». Метод мой очень понравился предводителю; он от удовольствия так и прыснул, и залился смехом, и очень похвалил мою выдумку (Г. Квитка-Основьяненко).


2. Если русское крепостное крестьянство очень скоро удостоверилось, что от Наполеона ждать освобождения не приходится, то отсюда не следует, что в 1812 году в России не было вовсе крестьянского движения против крепостного права (Е. Тарле).


3. И подушка ее горяча,

И горяч утомительный сон,

И, чернеясь, бегут на плеча

Косы лентой с обеих сторон (А. Фет).


4. Сердце кровью обливается, когда видишь, как воду, чистую, вкусную воду, ту воду, без которой человеку нет жизни, в которой мы нуждаемся ежечасно, как эту воду убивает наша бесхозяйственность, как горделивая красавица-река превращается в мутный, грязный поток, зараженный болезнетворными микробами (С. Иванова).


5. Вкруг меня, как кимвалы, звучали скалы,

Окликалися волны и пели валы (Ф. Тютчев).


6. После выхода журналов в свет остроты произносились с цирковой арены, перепечатывались вечерними газетами без указания источника и преподносились публике с эстрады «авторами-куплетистами». Изнуренков умудрялся острить в тех областях, где, казалось, уже ничего смешного нельзя было сказать (И. Ильф, Е. Петров).


7. Я – музыкальных дел мастер, господин Ланцелот. Еще мой прапрапрадед начал строить этот маленький инструмент. Из поколения в поколение работали мы над ним, и в человеческих руках он стал совсем человеком. Он будет вашим верным спутником в бою. Руки ваши будут заняты копьем и мечом, но он сам позаботится о себе. Он сам даст «ля» – и настроится (Е. Шварц).


8. Бургомистр. А вот поросята, которые не только откармливались, но и воспитывались специально для нашего стола (Е. Шварц).


9. Дело спорится: что сошьется, то и распорется (Пословица).


10. Где тонко – там и рвется (Пословица).


11. Пытался лечиться гимнастикой, затем обратился к врачу (И. Прусс).


12. В другом романе, «Князь ветра», правильный и не очень успешный сыщик Путилин читает бульварные романы про самого себя, продолжает ругаться с женой и обожать сына (В. Березин).


13. «Священные законы» Морелли делят население по возрасту на несколько категорий, каждой из которых предписывается строго определенный способ существования. Так, все от двадцати до двадцати пяти лет обязаны заниматься земледелием, все, кому еще не исполнилось тридцати, обязаны питаться сообща и одеваться в форму. После тридцати человек приобретает право есть в семье и одеваться по своему усмотрению, но опять-таки в довольно ограниченных пределах, поскольку всяческие стремления к роскоши, к излишествам должны быть подавлены. Распорядок дня в пределах каждой возрастной группы жестко фиксирован, лишь после сорока лет жители вправе распоряжаться часами отдыха как им угодно. Заниматься творчеством – науками, искусством – дозволяется лишь после тридцати лет (Г. Ковальская).


14. Ой, кому-то нынче плачется, а кому – смеется (Из песни).


15. Как споется мне сегодня,

Как задышится… (В. Высоцкий).


16. «Помню, что иногда потоки их лучей перекрещивались, и тогда на нашу планету лился такой могучий и веселый зеленый свет, что я кричал и пел от восторга!.. – Эрг Hoop закончил: – Довольно, я увлекся воспоминаниями, а вам давно пора отдыхать» (И. Ефремов).


17. Номера – имена телефонов

Постигаются сразу, когда

Каждой вести пугаешься, тронув

Змеевидные их провода (А. Тарковский).


18. «Собака кусается»… Что ж, не беда.

Загадочно то, что собака,

Хотя и кусается, но никогда

Себя не кусает, однако…


О, если бы мог я все это понять.

Опилки пришли бы в порядок!

А то мне – загадочно! – хочется спать

От всех этих Трудных Загадок!

(А. Милн, в пересказе Б. Заходера)



№ 89. От данных глаголов образуйте возможные формы повелительного наклонения (эталонные формы ед. и мн. ч.), выделите показатели формы. У вариантных форм прокомментируйте различия. Если форма (формы) отсутствует или малоупотребительна, укажите причины. Для справки пользуйтесь словарями грамматических трудностей и орфоэпическим словарем.


Доказать, ночевать, ездить, чистить, перестать, разлиться, забыть, лечь, лезть, выгладить, подвергнуться, почистить, отрезать, отразиться, выбросить, явиться, отъехать, выкрасить, разъехаться, видеть, образоваться, случиться.

Категория: ПРАКТИКУМ "МОРФОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА" | Добавил: admin | Теги: практикум по русскому языку, русский язык в школе, Морфология, дидактический материал по русскому, русский язык в профильных классах
Просмотров: 2510 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0