Анализ – важнейший
метод научного постижения литературного произведения. Но аналитическое
расчленение целого на составляющие не может быть самоцелью.
Художественное произведение есть система, во многом похожая на живой
организм, а это значит, что она обладает свойством целостности, которая
богаче, чем сумма составляющих систему элементов. Конечная цель научного
рассмотрения литературно-художественного произведения – познание именно
этой эстетической целостности. Только такое познание адекватно самой
природе искусства, которое и по своей структуре, и по способу
воздействия на читателя является целостным организмом. Таким образом,
анализ в научном рассмотрении произведения предстает хотя и важным, но
все же вспомогательным этапом работы, он подготавливает синтетическое,
целостное осмысление художественного произведения. Синтетическое,
нерасчлененное впечатление от произведения существует в нашем сознании
изначально, представляя из себя донаучный этап освоения художественной
реальности. Работа любого ученого-литературоведа начинается с того, что
он воспринимает произведение просто как читатель (правда, читатель
грамотный, квалифицированный). В результате непосредственного
воздействия эстетической реальности на воспринимающее сознание
формируется первое впечатление от произведения, первое, синкретическое,
еще не расчлененное представление о содержании произведения и его
художественном своеобразии. На этом этапе восприятие во многом
эмоционально, стихийно, в значительной мере подсознательно. Такое
восприятие естественно и органично для области эстетического. Но не
менее естественное явление представляет собой и последующий этап
освоения художественной реальности (который уже встречается не всегда, а
лишь у читателя искушенного, квалифицированного, развитого) –
стремление разобраться в своих впечатлениях, подвергнуть их
рационально-понятийной обработке. По выражению Г. Товстоногова, после
восприятия непосредственной целостности художественного произведения в
сознании читателя происходит "обмен чувств на мысли", и этот период
эстетической рецепции является переходным от "живого созерцания к
абстрактному мышлению", он подготавливает собственно научное осмысление
эстетического целого. Это осмысление и проходит первоначально в форме
анализа, призванного в идеале обогатить наши представления о смысловых и
художественных особенностях произведения, не утратив при этом живого
эмоционального контакта с ним. Важнейшей функцией научного анализа
является также проверка, корректировка, а иногда изменение
первоначальных, целостных и донаучных представлений о произведении. В
этом процессе огромную роль играет неоднократное внимательное
перечитывание текста, что дает возможность не только углубить
первоначальное осмысление произведения, но и проверить его правильность.
Первичное читательское восприятие субъективно, и в силу этого после
первого прочтения нельзя быть до конца уверенным в том, что произведение
понято правильно и тем более достаточно полно – при перечитывании
всегда открывается нечто новое, а иногда и неожиданное, заставляющее
менять первоначальное суждение. Перечитывание – не частный, а
принципиальный прием литературоведческого анализа, о чем хорошо сказал
В.Ф. Асмус в статье с примечательным заглавием "Чтение как труд и
творчество": "Длительность чтения во времени и "мгновенность" каждого
отдельного кадра восприятия необычайно повышают требования к творческому
труду читателя. До тех пор, пока не прочитана последняя страница или
строка произведения, в читателе не прекращается сложная работа,
обусловленная необходимостью воспринимать вещь во времени <…> До
прочтения последней страницы не прекращается также работа соотнесения
каждой отдельной детали произведения с его целым <…> Поэтому, не
рискуя впасть в парадоксальность, скажем, что, строго говоря, подлинным
первым прочтением произведения, подлинным первым прослушиванием симфонии
может быть только вторичное их прослушивание. Именно вторичное
прочтение может быть таким прочтением, в ходе которого восприятие
каждого отдельного кадра уверенно относится читателем и слушателем к
целому. Только в этом случае целое уже известно из предшествующего –
первого – чтения или слушания. По той же причине наиболее творческий
читатель всегда склонен перечитывать выдающееся художественное
произведение. Ему кажется, что он еще не прочитал его ни разу". С
другой стороны, не зря говорят, что первое впечатление – самое сильное,
поэтому одна из задач научного постижения художественного произведения –
это по мере возможности максимально сохранить остроту и свежесть
первого контакта с эстетическим объектом. Научный анализ –
проверка объективными методами субъективного впечатления. В процессе
анализа первоначальное представление о смысле и художественном
своеобразии произведения поддерживается текстовыми и логическими
доказательствами, превращается из гипотезы в научную концепцию. Анализ
дает возможность в конце работы над произведением вновь прийти к
синтезу, но уже на новом, качественно более высоком витке спирали.
Целостность освоения произведения на этом заключительном этапе уже не
та, что при первоначальном восприятии: она базируется на доказательствах
и претендует на статус научной истины. Каков же путь перехода
от анализа к научному синтезу? В процессе анализа, с одной стороны,
происходит выделение существенных для данного произведения свойств и
качеств и отсеивание несущественных, идет процесс своеобразного научного
обобщения. Мы получаем представление о ведущих эстетических принципах
построения данной художественной системы, которые и создают собственно
ее целостность, органичность. При этом, используя прием сопоставления
(один из важнейших, принципиальных приемов анализа), сравнивая данное
художественное произведение с другими, мы все лучше понимаем его
эстетическую уникальность, неповторимое своеобразие. С другой стороны, в
процессе анализа наблюдается повышенное внимание к тем "мелочам"
текста, которые могут ускользать при первом чтении. Расширяя и углубляя
наше представление о смысловой и эстетической сторонах произведения,
анализ в этом случае одновременно работает и на идею единства
художественного мира, поскольку выясняется, что все "мелочи" и частности
пронизаны идеей целого, подчиняются единым художественным принципам. В процессе анализа мы рассматривали отдельно элементы содержания
произведения и отдельно – его формы, хотя, как уже говорилось, и имели
постоянно в виду их взаимодействие, связь, выражающуюся главным образом в
функциональности формальных элементов по отношению к содержанию.
Синтетическое рассмотрение произведения призвано еще более тесно увязать
в нашем представлении элементы формы и содержания; можно сказать, что
объектом синтетического рассмотрения является не форма и содержание сами
по себе, но феномен содержательной формы. Для того, чтобы анализ
эмоционально-смысловой стороны произведения был убедительным, необходимо
обращаться к доказательствам, получаемым при анализе формальных
элементов, и наоборот – постижение художественной формы в ее целостности
и единстве невозможно без понимания содержательной нагрузки, которую
она несет. Однако здесь следует учитывать и относительную
самостоятельность формы и содержания, почему само синтетическое
рассмотрение произведения может иметь двоякую направленность: либо на
раскрытие преимущественно эмоционально-смысловой стороны, либо на
освоение эстетического своеобразия. В соответствии с этим можно
разграничить два направления целостного анализа: преимущественное
внимание к содержанию дает нам в конечном результате интерпретацию, преимущественное внимание к форме образует представление о целостности стиля. Рассмотрим эти два направления подробнее.
|