В стихотворениях Блока, посвященных поэтическому
творчеству, часто слышится горькая автоирония. «Друзьям» (1908) –
своего рода очерк литературного быта эпохи символизма и психологический портрет
поэтов, отдавшихся саморазрушению. Смех, ирония, безверье становятся знамением
времени. Поэты живут в угаре богемной жизни, «изверившись в счастье». Но
осуждения в стихотворении нет. Как бы то ни было, поэты живут «сложно, трудно и
празднично» – трагично, и это их доля, судьба.
Та же тема разрабатывается в стихотворении «Поэты»
(1908). Мир поэтов – «печальное болото», обитатели которого посвящают себя
«вину и усердным работам». Характерные поэтические образы представлены как
штампы: «и косы, и тучки, и век золотой». Для лексики стихотворения характерно
демонстративное, эпатирующее смешение поэтического и низкого («под утро их
рвало» – «смотрели, как море горело»), точнее, поэтическое здесь возникает в
контексте низкого. Но контрасты и противопоставления существуют не только
внутри мира поэтов, но и между миром поэтов и «обывательской лужей». Обыватель
довольствуется ничтожными житейскими радостями, обыватель вообще «доволен»,
т. е. его стремления ограниченны, поэту же «мало конституций», мало
внешних, укладывающихся в рамки земного существования проявлений жизни.
Повторяющийся в зрелой лирике Блока образ смерти под забором (естественный
финал неправильно прожитой жизни) отражает представление об обреченности поэта
на скитания, бесприютность, отсутствие пристанища для него и в то же время
говорит о непричастности поэта обыденному. Кроме того, поэту открывается
вселенский смысл того, что с ним происходит. Обе точки зрения – обывательская и
поэтическая – контрастно объединены в заключительной строфе стихотворения:
Пускай я умру под забором, как пес,
Пусть жизнь меня в землю втоптала, –
Я верю: то Бог меня снегом занес,
То вьюга меня целовала.
В стихотворении «Художник» (1919) Блок фиксирует
момент вдохновенья, передает то, что совершается в поэте, и то, что совершает
поэт в миг рождения стиха. Блок обращается к мотивам лирики В.А. Жуковского, к
его стихотворению «Невыразимое» (1819), в котором искусство противопоставлено
природе, как мертвое живому. У Жуковского искусство силится «в полете удержать»
«мысль крилату», остановить движение, дать название «ненареченному» и
т. д. В стихотворении Блока этот мотив усилен. Творчество здесь прямо
названо убийством, насилием, пленом. Не случайно поэту суждена мучительная
скука между порывами вдохновенья – это расплата за насилие над душой жизни.
Само же вдохновенье подлинно прекрасно, оно приносит весть из миров иных,
запредельных. Метафора вдохновенья – райская птица, метафора рожденного поэтом
стиха – «холодная клетка» (Сравните со стихотворением Тютчева «Silentium»).
Творческий дар осознается как своего рода проклятье. Публика, однако, счастлива
послушать заученные песни райской птицы – ей они кажутся прекрасными. И только
поэт, которому дано в экстазе вдохновенья на миг прикоснуться к истинно
прекрасному (и невоплотимому), знает, как это далеко от подлинной вселенской
жизни.
Сомнения в себе, творческая неудовлетворенность в то же
время сознание избранности поэта, исключительности его жребия характерны для
лирики Блока в целом. О том, что поэт связует, соединяет миры – здешний и
надреальный, что он живет одновременно в двух мирах, Блок написал в
заключительном стихотворении цикла «Кармен» (1914). Сражающая красота
Кармен и ее отверженность – это следствие ее причастности вселенским стихиям.
То, что в земном мире предстает как печаль и радость, счастье и измены, –
в мирах вселенских звучит одной музыкой и является в облике вселенских
мистерий. Кармен не может быть ничьей, она подобна пушкинской «беззаконной
комете в кругу расчисленных светил», она «сама себе закон».
|