Название цикла стихотворений «Ante lucem» («До света» или
«Перед рассветом») указывает на его вступительный, предваряющий характер.
Картина мира, нарисованная поэтом в «Ante lucem», связана с романтическими
представлениями и традициями. Герой цикла живет внутренней жизнью, в своем
мире, даже, пожалуй, в своей вселенной, которая с миром внешним связана весьма
опосредованно. В основном взаимоотношения героя и людей, героя и земного мира
строятся на оппозиции, противопоставлении. Поэт ищет уединения, тишины
(душевной), мир неприятно поражает и оглушает нестройным шумом («Город шумный//
Гремит вдали и льет огни.// Здесь все так тихо, там безумно…» – «Луна
проснулась. Город шумный…»). Поэт страдает – толпа бездумно счастлива («Пусть
светит месяц – ночь темна…»). Характерно не только романтическое
противопоставление героя с высокой страдающей душой и пошлой толпы, но и
выраженное презрение высокого героя к жалкой жизни. Даже рок – обязательный
участник романтической драмы – фигурирует в ранних стихах Блока («Пока
спокойною стопою…»). Истерзанная ранней скорбью душа, угрюмство разочарованного
сердца, давно испытанные страсти – все эти мотивы также отсылают к наследству
романтической поэзии. Однако в «Ante lucem» нет демонических черт, нет героя –
носителя зла – и нет активного протеста против толпы, которые были характерны
для Лермонтова, наряду с другими поэтами‑романтиками питавшего раннюю лирику
Блока. Кроме того, иногда в стихотворениях цикла прорывается жажда земного
счастья:
Мне непонятно счастье рая,
Грядущий мрак, могильный мир…
Назад! Язычница младая
Зовет на дружественный пир!
(«Измучен бурей вдохновенья…»)
Информация
Мистический – сокровенный, неведомый, таинственный,
загадочный, выходящий за пределы реального, сверхъестественный.
На рубеже XIX–XX веков Блок знакомится с лирикой и
философией Владимира Соловьева, что оказало на поэта огромное влияние. И в
последних стихотворениях «Ante lucem» начинают звучать соловьевские мотивы –
мотив ожидания конца света, мистического назначения поэзии и рыцарской любви‑служения
(«Увижу я, как будет погибать…», «Servus – Reginae»).
«…Есть в «Ante lucem»… то, что роднит его с позднейшим
творчеством Ал. Блока. <…>
…глубоко личные переживания свободно переходят в общие
размышления – пусть самые наивные – о сущности бытия. Это умение видеть в
личном «эпохальное», в единичном – самые глубокие закономерности жизни навсегда
останется наиболее органической чертой лирика Ал. Блока».
(Минц З.Г. «Лирика первого тома (1989–1904)» // Минц З.Г.
Поэтика Александра Блока. – СПб., 1999.)
Биографическая справка
Соловьев Владимир Сергеевич (1853–1900) – поэт,
критик, философ. Закончил Московский университет со степенью кандидата по
историко‑филологическому факультету. Главной жизненной задачей считал
преобразование мира с помощью христианского учения. Основные философско‑публицистические
работы Соловьева – «Оправдание добра», «Три разговора», «Духовные основы
жизни», «История и будущность теократии» и др. По мысли Соловьева, все сферы
жизни едины, бытие целостно, и потому ни наука, ни философия, ни догматическое
богословие в отдельности не могут выразить истину. Сопряжение религии и
философии, материализма и идеализма, мистического и эмпирического может
привести к постижению всеединства (единства всего сущего в Боге). Истина, добро
и красота вместе выражают полноту бытия. В философской поэзии Соловьева идею
всеединства выражают «душа мира», «вечная женственность», в которой слиты София
(мудрость), Красота и Эрос (любовь). О мистических встречах с «подругой вечной»
поэт написал поэму «Три свидания. Москва – Лондон – Египет. 1862‑1875‑1876».
«Душа мира» явилась поэту в «пурпуре небесного блистанья», с «очами, полными
лазурного огня». К этим образам обратится Блок в ранней лирике.
|