|
В категории материалов: 19 Показано материалов: 1-19 |
|
Сортировать по:
Дате ·
Названию ·
Рейтингу ·
Комментариям ·
Загрузкам ·
Просмотрам
В 1835 г., в письме к А. С. Пушкину (от 7 октября)
Гоголь впервые упоминает новое произведение: «Начал писать Мертвых душ.
Сюжет растянулся на предлинный роман и, кажется, будет сильно смешон.
|
Первая глава «Мертвых душ» — произведения, жанровой
природе которого Гоголь уделял достаточно много внимания, остановившись
наконец на поэме и настраивая тем самым читателей на восприятие
эпически масштабного сочинения — первая глава начинается описанием
вполне заурядного события, которое, пожалуй, событием даже трудно
назвать: в губернский город приезжает некий господин, похожий на многих
других, и сам приезд его почти не обратил на себя внимания жителей этого
города.
|
Проведя в губернском городе неделю, Чичиков
отправляется с визитами к помещикам, с которыми познакомился у
губернатора, к Манилову и Собакевичу. Читатель еще не знает, что задумал
гоголевский герой, вместе с ним испытывая определенное любопытство, он
отправляется в поездку по России, описание которой занимает большую
часть поэмы.
|
Очередная глава поэмы уже достаточно отчетливо
обнаруживает одну из существенных особенностей композиции «Мертвых душ».
Гоголь, выстраивая II–VI главы, использует кумулятивный принцип
построения текста. Cumulatio (лат.) — увеличение, скопление.
|
Художественный мир Гоголя населен множеством людей и
предметов. Пребывая в одном пространстве, они то противостоят друг
другу, то взаимодополняют, то друг другу уподобляются.
|
Трактир — очередная остановка Чичикова,
незапланированная (в отличие от поездок к помещикам), но вполне
объяснимая: нужно было «дать отдохнуть лошадям… и самому несколько
закусить и подкрепиться» (VI, 61).
|
Пережив небольшое, но неожиданное и потому
неприятное потрясение, Чичиков, пусть и не надолго, но задумывается о
своем будущем, и внутренние побуждения героя, до поры до времени скрытые
от читателя, проступают на мгновение сквозь заурядность его жизни,
столь похожей на жизнь господ «средней руки».
|
Еще в ранних статьях, включенных в сборник
«Арабески» (1835), Гоголь высказал немало интересных соображений о
живописи. В Петербургских повестях он создает несколько образов
живописцев, исследуя сложную природу искусства.
|
В шестой главе между автором и его героями
устанавливается уже особая и более сложная, чем в предыдущих главах,
связь. Рассказав о Манилове, Коробочке, Ноздреве, Собакевиче, приобщив к
собственным размышлениям о них читателей, автор начинает новую главу
очень личной интонацией, словно испытывая потребность задуматься о себе и
о своем пути.
|
Герои самых разных произведений Гоголя (вспомним
«Вечера на хуторе близ Диканьки», миргородские сюжеты — «Старосветские
помещики» и «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном
Никифоровичем») умеют ощутить «пир» жизни, отдавая должное трапезе.
|
В финале шестой главы счастливым был назван герой
поэмы: он заключил выгодную сделку, вернувшись в гостиницу, хорошо
поужинал (у Плюшкина такая возможность ему не представилась) и мог
крепко заснуть, «как спят одни только те счастливцы, которые не ведают
ни гемороя, ни блох, ни слишком сильных умственных способностей» (VI,
132).
|
Герои восьмой главы — жители губернского города.
Несмотря на то что имена некоторых указаны и повествователь упоминает их
таким образом, как будто они знакомы всем, в том числе, читателям, —
это персонажи эпизодические и индивидуализация их в авторскую задачу не
входила. |
Глава невелика, и авторские рассуждения в ней
далеки от лирического пафоса. Автор делает вид, что принимает образ
жизни и привычки губернского города, где опасно ненароком кого-то
задеть, где требуется осторожность и даже деликатность. |
Центральное место в главе занимает «Повесть о
капитане Копейкине». Цензурные претензии к этому сюжету, опасения, что
он будет исключен из поэмы, заставили Гоголя внести определенные
поправки в повесть, но отстоять ее. Без капитана Копейкина автор не
хотел издавать «Мертвые души». |
Так же как первое упоминание о картинах читатель
находил в неожиданном контексте (на стене гостиничного номера помешалась
неизвестно кем и когда написанная масляными красками, с нарушением
естественных пропорций тела картина), так информацию о тяге к чтению
впервые встречаем в описании, где наименование книг может показаться
неуместным. |
В завершающей главе первого тома Чичиков покидает
губернский город, и кажется, что сюжет возвращается к исходной точке:
снова отправляется в путь герой в своей «красивой рессорной небольшой
бричке»; к прежней жизни возвращаются жители города. |
Чичиков совершил ряд поездок, преследуя свою,
довольно прозаическую, меркантильную цель. Это, как бы ни был занят
герой покупкой мертвых душ, дорога и сама по себе манила его. |
Комедию «Ревизор» писатель
сопроводил рядом изъяснений, прибегнув к различным жанровым формам: в
1830-е годы это написанный в виде пьесы «Театральный разъезд
после представления новой комедии», «Отрывок из письма, писанного
автором вскоре после представления „Ревизора" к одному литератору», «Предуведомление
для тех, которые желали бы сыграть как следует „Ревизора"»; в 1840-е —
это «Развязка „Ревизора"», написанная вновь в драматической форме. |
Работу над вторым томом поэмы Гоголь начинает
практически сразу, как только был закончен первый. В июне 1842 г., вновь
отправляясь за границу, писатель испытывает состояние душевного покоя. |
| |