Сравнительный анализ стихотворений «Сумерки, сумерки
вешние…» и «Мы встречались с тобой на закате…» позволит проследить развитие
лирического сюжета в пределах цикла «Стихов о Прекрасной Даме».
Стихотворения образуют антитезу, что подчеркивается
контрастным использованием одних и тех же образов. Сумерки (метафорически –
переходное состояние) в первом тексте – «вешние», весенние, связанные с
надеждами, с началом чего‑то – поэтому они воспринимаются как предрассветные.
Во втором стихотворении герои встречаются «на закате» – это также сумеречное
(переходное) время, но впереди не рассвет, а ночь.
Мир в первом стихотворении – зыбкий, неясный, мир –
мечта, мир – вещее сновидение.
Как это выражено с помощью лексики? Через какие образы
и детали?
Используются неопределенные местоимения. Слышны крики,
плач, песня, но их источник не назван. «Плачет душа одинокая» – душа еще не
воплотившаяся. Лодка, плывущая по реке, – пустая (вероятно, она
предназначена для героя). Важен образ «того берега» – другого мира (река –
граница, причем она может быть преодолена – на это «намекает» лодка).
Каков мир во втором стихотворении? Каким смыслом
наполнены образы реки, лодки в этом тексте?
Мир в стихотворении «Мы встречались с тобой на закате…»
конкретный, вещный, земной. Мистическая река‑граница преображена в залив,
который можно рассекать веслом. Лодка также становится «предметом». Появляются
такие приметы земного, как камыш, рябь воды, песчаная коса – пейзаж приобретает
черты реальности и противопоставляется мистической «лазурной тиши».
Одинокую душу замещает девушка в белом платье. Она
прекрасна и чиста (об этом говорит символика цвета – платье белое, весло
золотое), но она не Прекрасная Дама.
Почему герой слышит «голоса панихиды»?
В первом стихотворении герой бежит навстречу неясным
зовам и крикам, а в сердце его – «надежды нездешние». Во втором – встреча
состоялась, но мечта умерла. Герой разлюбил «утонченность мечты», полюбив
«белое платье» (примета реального мира). «Приближения, сближения, сгорания» –
проявления земного чувства – несовместимы с «лазурной тишью» – высшим миром,
которому принадлежит Владычица Вселенной. Парадоксально обретение разделенной
любви означает смерть «нездешних надежд».
|