«Стихи о Прекрасной Даме» включают около 800
стихотворений, написанных в 1901–1902 годах. У цикла есть биографический
подтекст – взаимоотношения А. Блока и его невесты Л. Менделеевой, но житейский
сюжет, безусловно, не является идейно‑художественной основой «Стихов о
Прекрасной Даме». Лирический сюжет цикла основан на мистической истории –
«истории несостоявшегося слияния поэта с «душой мира», Вечной Женственностью» (З.Г.
Минц).
Образ Вечной Женственности, Владычицы Вселенной,
Прекрасной Дамы восходит к философской концепции В. Соловьева.
Герои «Стихов о Прекрасной Даме» – Он и Она. Он – рыцарь,
Она – Прекрасная Дама, он – служка, инок, Она – Божество, «Дева, Заря, Купина»,
он – безвестный раб. Она – царица. Иными словами, герои принадлежат разным
мирам: он – низшему, земному, она – высшему, небесному («Отдых напрасен. Дорога
крута…», «Кто‑то шепчет и смеется сквозь лазоревый туман…»). Этим объясняется
драматическая напряженность чувств: герой стремится к соединению, слиянию с
возлюбленной, но это слияние невозможно в земном мире, которому герои
принадлежит.
Герой отдается служению Прекрасной Даме подобно тому, как
это делали средневековые рыцари. Но его подвиг – не в битвах и победах, а в
верности и ожидании Ее явления, ожидании, которое близко религиозному
переживанию, чаянию Богоявления («Ветер принес издалека…»).
В «Стихах о Прекрасной Даме» возникают сквозные образы‑символы,
характерные для всего творчества поэта. Это заря, закат, лазурь, река, ветер,
весна, небо, музыка, песня и др. («Сумерки, сумерки вешние…»). У каждого из них
есть определенное мистическое значение (подробнее см. урок, посвященный циклу
«Стихов о Прекрасной Даме»). Для цикла характерно развитие лирического сюжета:
ожидание пришествия Прекрасной Дамы (по сути – Богоявления) сменяется
разочарованием в мечте. Возлюбленная предстает в облике земной женщины, и это
воспринимается как трагическая развязка отношений («Мы встречались с тобой на закате…»).
|