Разочарование поэта, признание недостижимости высших
идеалов приводит его к отрицанию, безверию, обращению к демоническим началам
мира (нечто подобное происходит и в поэзии Лермонтова). И Муза в лирике поэта
предстает демонической, роковой, страшной, несущей соблазн, поругание счастья и
«проклятье заветов священных» («К Музе», 1912). Она прекрасна, но это
гибельная красота – «низводящая ангелов». Муза является «не отсюда», из миров
иных, но эти миры демонические, и нимб, загорающийся над ней, – «пурпурово‑серый»,
адский. Отказаться от ее «страшных ласк» и от ее даров поэт не в силах. Муза –
роковая возлюбленная, поэта с ней связывает угар страсти, «попиранье заветных
святынь». Искусство предстает как страшный соблазн, враждебный божественным,
святым началам.
«В чем источник трагического в этом стихотворении,
глубочайшей разорванности и отчаяния в самой любовной страсти? В таких словах
говорит не простое, обычное страдание любви, но безмерно углубленное душевное
мучение, религиозная болезнь какой‑то особенной остроты. «Страшные ласки
возлюбленной» (вспомним еще: «страшная сказка», «страшный мир», «объятья
страшные»), попиранье заветных святынь», «красота» – не как радость, а как
«проклятье» («Все проклятье твоей красоты…») – все это открывает перед
нами особый мир переживаний, о которых яснее всех говорит Достоевский как
признанный истолкователь мистической жизни современного человека.
«Красота – это страшная и ужасная вещь! Страшная, потому
что неопределенная, а определить нельзя потому, что Бог задал одни загадки. Тут
берега сходятся, тут все противоречия вместе живут!.. Красота! Перенести я
притом не могу, что иной, высший даже сердцем человек начинает с идеала
Мадонны, а кончает идеалом Содомским. Еще страшнее, кто уже с идеалом Содомским
в душе не отрицает и идеала Мадонны, и горит от него сердце его и воистину,
воистину горит, как и в юные беспорочные годы. Нет, широк человек, слишком даже
широк, я бы сузил. Черт знает что такое, вот что! Что уму представляется
позором, то сердцу сплошь красотой. В Содоме ли красота? Верь, что в Содоме‑то
она и сидит для огромного большинства людей… <…>»
Информация
Содом и Гоморра – два города на юге Палестины,
«прославившиеся» развращенностью жителей. Были разрушены вулканическим
извержением. На их месте образовалось Мертвое море. 11о библейскому преданию,
Бог уничтожил эти города.
«Идеал Содомский» – грешная, несущая соблазн,
демоническая красота.
В этих словах Достоевского раскрывается наиболее глубокое
религиозное истолкование трагической поэзии Александра Блока. Что завело поэта
Прекрасной Дамы на такие пути, от «идеала Мадонны» привело его к «идеалу
Содомскому»? Мистическая жажда бесконечного, искание небывалых, безмерных по
своей интенсивности переживаний, мгновений экстаза – пусть в грехе и страдании,
однако сохраняющих или обещающих тот «привкус бесконечного»… без которого
обыденная жизнь кажется однообразной и бессодержательной в своих простых и
скромных страданиях и радостях. В этом смысле, как было уже сказано,
взволнованное предчувствие явления Божественного в чистой и непорочной
юношеской любви порождается тем же устремлением, как страшные и грешные
увлечения последних лет» (Жирмунский В. «Поэзия Александра Блока»).
Поэт, связавший свою судьбу с Музой, которая «смеется над
верой», испытывает непреходящую вселенскую тоску. В стихотворении «Под шум и
звон однообразный…» (1909) скрытая цитата из пушкинского «Дар напрасный,
дар случайный…» («И томит меня тоскою однозвучный жизни шум»). Жизнь без
святынь бессмысленна, а душа – пуста. Поэт все чаще изображает себя мертвецом
среди тех, кто едва прикоснулся к жизни:
Как тяжело ходить среди людей
И притворяться непогибшим…
(1910)
Эпитет «непогибший» (а не «живой») выбран не случайно.
Поэт чувствует себя не мертвым, но погибшим, возможно, в религиозном, духовном
смысле, а гибель духовная – синоним падения, отпадения от божественного,
святого. Подобно лермонтовскому поэту, чье слово может вовлечь в «необузданный
поток страстей» невинное сердце, лирический герой Блока повествует «еще не
жившим», не познавшим жизни, неопытным «об игре трагических страстей». И все же
искусство вносит строй в нестройные переживания, хотя «жизни гибельный пожар» в
поэзии превращается в «бледное зарево» (яркость явления противопоставлена
бледности его отражения).
В цикле «Ямбы» (1907–1914) появляются иные –
жизнеутверждающие – мотивы. В стихотворении «О, я хочу безумно жить…» (1914)
Блок говорит о «сокрытом двигателе» поэта: им движет не «угрюмство», но добро,
свет, свобода, несмотря на «сон тяжелый» жизни. Осознание значительности целей,
которые может и должен ставить перед собой поэт («Все сущее – увековечить, //
Безличное – вочеловечить, // Несбывшееся – воплотить»), рождает жажду жизни. В
стихотворении «Да. Так диктует вдохновенье…» (1914) долг поэта понят как
отрицание «дней настоящих», современного мира с характерными для него
«униженьем», «грязью», «нищетой». Поэт не может оградить себя покоем и уютом,
«соловьиным садом», в который не доносится грозная и трагическая музыка жизни
(«Земное сердце стынет вновь…», 1914). Теперь гнев и презренье «рождают стих».
|