Блок размышлял о творчестве, его природе и назначении, о
роли поэта не только в лирике. Литературным вопросам он посвятил ряд статей, из
которых наиболее важны «Три вопроса» (1908) и «О назначении поэта» (1921).
В статье «Три вопроса» Блок говорит о тех задачах,
которые решало «русское новое искусство» (искусство символизма, искусство эпохи
модернизма). Начало новой эпохи ознаменовалось поисками в области формы, нужно
было прежде всего ответить на вопрос: как писать. В эту пору «огромными
усилиями вырабатывалась форма», «формальный вопрос «как» стоял на очереди дня».
Блок называет эту эпоху «завидной», поскольку важнейший вопрос искусства,
вопрос о форме художественного произведения с полным правом мог занимать все
внимание художника. Но выработанная новая форма в конце концов стала
общедоступной, превратилась в шаблон, и «тогда перед истинными художниками,
которым надлежало охранять русскую литературу от вторжения фальсификаторов,
вырос второй вопрос: вопрос о содержании, вопрос «что» имеется за душой у
новейших художников». Итак, следующий этап развития был ознаменован
возникновением вопроса, что писать, вопросом о содержании искусства. Но,
по мысли Блока, популярность нового искусства, его заразительность породили
массовое увлечение поэтическим творчеством: «формальному вопросу «как» способен
удовлетворить любой гимназист». «Но и на вопрос «что» гимназист ответит по
крайней мере удовлетворительно: <…> он видит в городе «дьявола», а в
природе «прозрачность» и «тишину». Вот вам – удовлетворительное содержание». И
в такое время возникает «самый опасный, но и самый русский вопрос: «зачем»?»
Вопрос зачем писать, вопрос о «необходимости и полезности» искусства –
потому самый болезненный и острый, что он публицистический, т. е. вопрос
об общественной значимости художественного творчества. В соответствии с
представлениями эпохи модернизма, искусство самодостаточно и са‑моцельно, оно
не может и не должно служить выражению какой бы то ни было общественной
тенденции. Но Блок считает иначе: «подлинному художнику не опасен
публицистический вопрос «зачем?», и всякий публицистический вопрос приобретает
под пером истинного художника широкую и чуждую тенденции окраску». Для русского
поэта этот вопрос особенно значителен, поскольку русская жизнь не позволяет
отрешиться от долга: «В сознании долга, великой ответственности и связи с
народом и обществом, которое произвело его, художник находит силу ритмически
идти единственно необходимым путем». Неожиданный в этом публицистическом
высказывании эпитет «ритмически» открывает суть блоковской мысли: верность
долгу не дань внешним, мирским, сиюминутным обстоятельствам, а исполнение
требований мирозданья.
Блок осознает бесконечную трудность задачи: оставаясь
художником, отвечать на требования времени и общества. Для этого нужно, чтобы
художник стал человеком, т. е. приобщился плоти жизни, ее повседневности.
«Пока же слова остаются словами, жизнь – жизнью, прекрасное – бесполезным, полезное
– некрасивым. Художник, чтобы быть художником, убивает в себе человека,
человек, чтобы жить, отказывается от искусства». Но только третий вопрос, как
считает поэт, открывает художнику путь на вершины искусства. Статья «Три
вопроса» может служить своего рода комментарием к поэтическим высказываниям
Блока.
|