В цикле «Распутья» сохраняются некоторые мотивы,
характерные для «Стихов о Прекрасной Даме» («Я их хранил в приделе Иоанна…» –
стихотворение с обычной соловьевской атрибутикой – «огонь лампад», «служенье»,
«Она», «свечи», «Встречи»), но вместе с тем появляются и новые, связанные с
умонастроениями, которые рождены земной жизнью. «Голоса миров иных» тускнеют, и
поэт обращается к здешнему миру, который оказывается миром зла. Зло земной
жизни – демоническое, мистическое (см., например, стихотворение «Все кричали у
круглых столов…»), при этом оно проявляет себя в повседневном существовании.
Обращение к повседневности свидетельствовало о том, что Блок отходит от
философии Соловьева, для которого повседневность никогда не становилась
предметом изображения. Теперь в лирике Блока скорее слышны декадентские мотивы,
в частности безоценочное изображение зла, эстетизация зла (зло изображается как
красивое). В целом мир дисгармоничен, поэтому подчас предстает как ряд образов,
не связанных внутренне, разрозненных бессмысленных явлений («День был нежно‑серый,
серый, как тоска…»). Меняет облик поэт. Теперь он паяц, кривляющийся перед
толпой:
Я был весь в пестрых лоскутьях,
Белый, красный, в безобразной маске.
Хохотал и кривлялся на распутьях,
И рассказывал шуточные сказки.
(«Я был весь в пестрых лоскутьях…»)
Пророческие сказания сменились «шуточными сказками». В
«Распутьях» возникают и социальные мотивы. В стихотворении «Все ли спокойно в
народе?..», как видно из первого стиха, появляется образ народа, причем люди
здесь – жертвы некоего «народного смирителя», не имеющего конкретного облика,
однако наделенного чертами ужасного («Инок у входа в обитель// Видел его и
ослеп»). В «Фабрике» социальное обретает подобие конкретности. Народ – рабочие,
примета их трудовой жизни – тяжелые «кули», им противопоставлены те, кто живет
за «жолтыми окнами»: они смеются над обманутыми «нищими». И все же носитель зла
– это «кто‑то», кому нет названия, и облик его несет печать мистического. В
стихотворении «Из газет» рассказана история, т. е. в нем присутствует
эпическое начало. Название стихотворения указывает на «документальность»
рассказа. Крупным планом поданы предметно‑бытовые детали – «оловянная бляха на
теплой шапке», «мамин красный платок», «щи», что, впрочем, не только рождает
эффект присутствия в тексте конкретного житейского мира, но и в то же время
дает представление о том, насколько для автора этот мир непривычен.
Информация
Догматический – признаваемый непререкаемым, бесспорным на
основе религиозной веры или подчинения авторитету.
Эмпирический – основанный на опыте, постигаемый опытным
путем.
Для стилистики «Распутий» характерны «снижение,
прозаизация лексики» (З.Г. Минц), привычная «блоковская» лексика («крыльцо»,
«ветер», «песни») подчас лишается символического смысла («Мы шли на Лидо в час
рассвета…»). Дисгармоничность изображенного в цикле земного мира потребовала
новых ритмов. В «Распутьях» Блок начинает использовать дольник.
В целом, заключающий первый том лирики Блока цикл выводит
к тематике и проблематике последующих книг.
Информация
Дольник (другое название – паузник) – русский
стихотворный размер. Занимает промежуточное положение между силлаботонической и
тонической системами стихосложения.
Силлабо‑тоническое стихосложение основано на правильном
чередовании ударных и безударных слогов. Ритм в тоническом стихосложении
создается не определенным чередованием ударных и безударных слогов, а равным
количеством ударений в стихотворных строках.
Дольник имеет ритм, образованный чередованием ударных и
безударных слогов, но количество безударных слогов между ударными неодинаково. Например:
По го роду бе гал че рный человек
,
Гасил он фона
рики, кара бкаясь на ле стницу.
Контрольные вопросы:
1. Какие циклы входят в первую книгу «трилогии
вочеловечения» Блока?
2. Каковы основные мотивы цикла «Ante lucem»?
3. Что связывает раннюю лирику Блока с романтизмом?
4. Каков лирический сюжет «Стихов о Прекрасной Даме»?
5. Какие идеи Вл. Соловьева нашли отражение в ранней
лирике Блока?
6. Какое место в первой книге занимает цикл «Распутья»?
7. Каков облик здешнего – земного – мира в ранней
лирике Блока?
8. Как художественно выражено ощущение дисгармонии
земного существования в цикле «Распутья»?
9. Каким размером написано стихотворение «Сумерки,
сумерки вешние…»?
|