Четвертое
занятие по развитию речи посвящается теме
«А. С. Грибоедов. „Горе от ума"». Желательно подобрать портреты
писателя, скульптуры (изображение памятника Грибоедову скульптора
Мануйлова, архитектора А. Заварзина), иллюстрации П. Соколова,
Д. Кардовского, звукозапись актерского чтения, фильм
«А. С. Грибоедов и его комедия».
С рассказа-доклада или нескольких сообщений о жизни
и деятельности замечательного драматурга и блистательного государственного
деятеля начнут урок сами учащиеся и, подводя итог изученного на предыдущих
уроках литературы, подходят к самой теме данного занятия.
Учитель обобщит их выступления, сообщит о том, насколько
серьезен вклад писателя и в развитие литературного языка.
Девятиклассники читают вслух высказывания Белинского,
Пушкина, Гончарова, поясняя, как они понимают то или иное высказывание,
вспоминают текст комедии, находя в нем подтверждение этим суждениям.
Завершается эта работа рассказом учащихся о вкладе Грибоедова в развитие
литературного языка.
Далее школьники характеризуют героев на основании их
речи, ее особенностей, читают по ролям избранные заранее сцены комедии,
определяют по тем или иным примерам, какому герою принадлежат слова.
Монологические высказывания прозвучат на занятии, когда
будут рассказывать о памятнике и портретах писателя, об иллюстрациях к комедии
«Горе от ума». Наряду с этим можно провести, заранее дав задание школьникам,
рецензирование (устное или письменное) спектакля или фильма, поставленного
на основе текста комедии. Приведем в качестве примера ответ учащихся школы
№ 35 г. Тамбова (учитель в. П. Федосов):
«Мы смотрели фильм-спектакль по комедии „Горе от ума"»,
поставленный в Малом театре. Нам кажется, что это лучшая постановка комедии в
театре. Она дает самое непосредственное представление о комедии Грибоедова.
Очень интересно показаны нравы и обычаи Москвы 20-х годов прошлого века,
интересы московского барства. Тщательно и интересно продуманы декорации, костюмы
героев. Прекрасно подобран коллектив актеров. Неизгладимое впечатление
производит М. Царев в роли Чацкого. Не совсем удачно, на наш взгляд,
актриса сыграла роль Софьи. В целом же спектакль живой, по праву, как нам
кажется, вошедший в классику русской драматургии...»
Завершается урок рассмотрением и обсуждением двух
вариантов плана к сочинению «Бал в доме Фамусова». Школьники сравнивают планы,
объясняют разницу между ними, пробуют осветить устно некоторые пункты плана,
рассказывают, какой материал необходим для ответа на каждый пункт. Дома или на
следующем уроке учащиеся продолжают работу по подготовке сочинения на эту тему.
|