Пятница, 29.03.2024, 16:23


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
5 КЛАСС. ПРОГРАММА КОРОВИНОЙ [37]
5 КЛАСС. ПОСОБИЕ О.А.ЕРЕМИНОЙ [101]
6 КЛАСС [36]
7 КЛАСС [41]
8 КЛАСС [27]
9 КЛАСС [45]
10 КЛАСС [96]
11 КЛАСС [42]
ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ В XXI ВЕКЕ. СТАНДАРТЫ [37]

Главная » Файлы » ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ. МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ » 9 КЛАСС

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ УСТНОЙ РЕЧИ. Лермонтов
25.04.2014, 17:30

Шестое занятие организуется после изучения темы «М. Ю. Лермонтов». К этому уроку класс повторяет материал, готовит выставку работ, иконографию, книжную выставку, фрагменты фильмов «Лермонтов и его время», «М. Ю. Лермонтов», записи актерского чтения из фонохрестоматии, необходимые заготовки к словарной работе, портреты и изображения памятников поэта (Заболотский, Опекушин), иллюстрации к произведениям (М. А. Врубель, в. А. Серов и др.).

Такая подготовительная работа настроит учащихся на занятие по развитию речи, на интересную и многоплановую работу с текстом, со словом.

Начать урок можно с рассматривания портретов, изображений памятников Лермонтову (Бродский, Опекушин, Заболотский, автопортрет и др.). Как запечатлен облик поэта? Каким его представляли себе современники, каким представляем Лермонтова мы? Устно описывают портрет поэта школьники, рассматривают и обсуждают портреты, иллюстрации к произведениям и от этого переходят к монологическим рассказам-докладам о поэте и его творчестве.

Учитель продолжает эти высказывания, подчеркивая вклад Лермонтова в развитие литературного языка, рассматриваются особенности стиля его произведений.

Словарная работа помогает глубже понять текст, ввести в свою речь новые слова. Важно проследить за тем, как школьники не только объясняют слово в лермонтовском контексте, как осмысляют предложение, диалог, монолог, описание портрета, пейзажа, но и как оценивают художественные особенности лермонтовского текста. Лаконичность, точность прослеживается и в бытовых описаниях: «Я вошел в хату: две лавки и стол, да огромный сундук возле печи составляли всю ее мебель» («Тамань»). «Простоту и сдержанное употребление метафор, — говорят школьники, — мы видим и в описании природы: „Гора курилась: по бокам ползли легкие струйки облаков, а на вершине лежала черная туча, такая черная, что на темном небе она казалась пятном"» («Бэла»).

Постепенно учащиеся переходят и к письменным работам. Приведем некоторые фрагменты подобных работ:

«Портрет М. Ю. Лермонтова художника Пастернака запечатлел в поэте глубокую грусть, благородное негодование... т. е. кажется, что многие чувства удалось отразить художнику. Глядя на этот портрет, вспоминаешь „Думу" Лермонтова, „Печально я гляжу на наше поколенье..."».

«...С портрета Лермонтова работы К. Горбунова смотрит на нас сильный, гордый человек... Во взгляде видно нежелание примириться с действительностью... Кажется, что вот-вот этот человек бросит вызов обществу, царю. На челе — мужественная грустная мысль».

«...Мне очень нравится памятник Лермонтову Опекушина в Пятигорске. Фигура поэта, его взгляд говорят о том, что он строгий судья и гражданин своего времени. Смотришь на поэта — он в то же время становится понятным, близким, родным и нам. Этот памятник сооружен за счет народных пожертвований в 1889 г. Фигуру Лермонтова на гранитном постаменте мы видим склоненной на выступ скалы и пристально смотрящей вдаль, на величественный Кавказ, который был для него „жилищем вольности..."»

«...Гравюра „Мцыри" Ф. Константинова дает нам идеализированный образ. Глубокое чувство преклонения вызывает она перед борющимся героем, не знающим страха. Чувствуется его исполинская натура, могучий дух... Об этом говорят его глаза, жесты...»

«Иллюстрация М. Врубеля „Дуэль Печорина с Грушницким" передает драматическую ситуацию. Кажется, что все мучительные вопросы проносятся перед героями: „Зачем жил? Для какой цели родился?.."»

В конце урока учащиеся обсуждают план сочинений «Мое отношение к Печорину», а дома каждый готовит сочинение на одну из тем.

Категория: 9 КЛАСС | Добавил: admin | Теги: уроки литературы в 9 классе, МО учителей русского языка и, методические рекомендации по провед, преподавание литературы в школе
Просмотров: 1007 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0