Некоторые произведения Н. А. Заболоцкого вошли
в программу средних классов, знакомы школьникам по классному и внеклассному
чтению. В 9 классе предстоит познакомить учащихся с поэтом «углубленного
раздумья», автором замечательных стихотворений, в равной степени интересных
взрослым и молодым людям, обучающимся в старших классах. В этом же году
школьники прочитают «Слово о полку Игореве» в его переводе. Статья в учебнике,
составленная по книге А. Македонова, высказывания литературоведа
Н. Степанова, писателей К. Чуковского и А. Фадеева раскрывают
характер, особенности творчества Николая Алексеевича Заболоцкого.
Девятиклассники прослушают рассказ учителя, прочитают
очерк А. Македонова, высказывания о поэте, наконец, ответят на вопросы,
поставленные после статьи, вспомнят стихотворения Заболоцкого, которые были
известны им ранее. Учитель, кроме того, заранее познакомит учащихся с
рассказами книги «Воспоминания о Заболоцком» или прочитает сам некоторые из них
вслух, с тем чтобы создать с самого начала особую атмосферу внимания к поэзии
Заболоцкого.
Следующим этапом работы будет непосредственное знакомство
со стихотворениями. Может быть, лучше учителю прочитать все пять включенных в учебник
стихотворений, пояснить, что каждое из них содержит в себе целое мировоззрение,
позицию, отношение к жизни талантливого поэта XX столетия.
Обратите внимание, что Ираклий Андроников говорит о нем
как о колоссальном даровании, а поэт Лев Озеров советует учиться у него по
произведениям, так как в них запечатлена его жизнь, натура, мудрость, судьба.
Беседа в связи с рассказами, воспоминаниями,
стихотворениями, которые будут сначала прочитаны учителем, затем учащимися,
переходит в комментирование текста.
Школьники рассматривают портреты поэта, читают
стихотворения, затем дома готовят к чтению наизусть одно из понравившихся
стихотворений и его комментирование.
Можно рассказать и о грустных страницах биографии —
тогда творчество Заболоцкого станет ближе и понятнее школьникам.
Поэт в годы репрессий работал в районе Байкала то
чертежником, то на лесоповале («История моего заключения»).
Его стихотворение, как трагический вздох,
воспоминание, — «Где-то в поле возле Магадана...». Он, несмотря ни на что,
верит:
...Я не умру, мой друг. Дыханием цветов
Себя я в этом мире обнаружу...
...И сладко мне стремиться из потемок,
Чтоб, взяв меня в ладонь, ты, дальний мой потомок,
Доделал то, что я не довершил.
(«Завещание»)
|
Девятиклассники с помощью учителя выберут наиболее
понравившееся стихотворение Заболоцкого и выучат его наизусть. Важно, чтобы
школьники осознали, оценили красоту и значительность его поэтического дара,
захотели узнать о поэте и его творчестве больше, а главное — захотели
читать его стихи самостоятельно.
Таков путь, по нашему мнению, ознакомительного
чтения стихотворений Н. А. Заболоцкого.
Советуем
прочитать
Воспоминания о Н. Заболоцком. — М., 1984.
Македонов А. Жизнь.
Творчество. Метаморфозы. — М., 1968.
|