Второе
занятие по развитию речи
организуется после изучения обзорной темы по литературе XVIII века (творчество
М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина,
Д. И. Фонвизина, А. Н. Радищева). К уроку (или его
фрагменту) школьники готовят наглядные пособия, различные издания книг,
биографические и литературоведческие источники об этих авторах, портреты,
изображения памятников писателям, иллюстрации к их произведениям, написанный на
ватмане или на доске текст:
«В продолжение
XVIII века ново-русская литература выработала тот звучный богатый язык, которым
мы обладаем теперь; язык гибкий и могучий, способный выражать и самые
отвлеченные идеи...» (А. И. Герцен).
Именно эти слова
и будут началом вступительного слова учителя к этому занятию по развитию речи.
Учитель коротко расскажет и покажет на примерах значение писателей и поэтов
XVIII века в обогащении литературного языка (примеры из произведений,
высказывания о личности писателя, его вкладе в развитие литературного языка, об
особенностях стиля и лексики его произведений и пр.).
Можно
организовать работу учащихся по группам. Например, одна группа читает вслух
материалы, отвечает на вопросы и выполняет задания, связанные с М. в. Ломоносовым,
другая — с г. Р. Державиным, третья — с
Д. И. Фонвизиным и т. д.
Затем идут
рассказы о жизни и творчестве каждого писателя (кратко), о его вкладе в
развитие русского литературного языка, подтверждая основные положения примерами
из произведений (подробно), учащиеся рассматривают и обсуждают портреты
писателей, иллюстрации к их произведениям.
Важно при этом,
чтобы на уроке был задействован каждый, т. е. текст читают по
абзацам, добиваясь запоминающегося выразительного чтения. Каждый ученик задает
вопросы, отвечает на них, читает текст, пересказывает, выполняет задания и пр.
Читаются
стихотворные и прозаические отрывки из произведений этих авторов, обсуждается
качество чтения, особенности, достоинства и недостатки. И здесь одна группа
выполняет всю работу (читает, пересказывает, отвечает на вопросы,
выполняет задания), другая выступает в роли рецензентов, затем меняются местами,
когда речь идет о другом писателе.
В заключение
учителем подводится итог работы всего класса и каждого ученика в отдельности.
На занятии возможны и демонстрация диафильмов с последующим обсуждением:
«Державин и его время», «Д. И. Фонвизин и его комедия „Недоросль"»,
прослушивание звукозаписи актерского чтения произведений этих авторов с
последующим обсуждением.
|