Изучение творческого пути писателя, прозаических и
стихотворных произведений, включенных в программу, даст учащимся старших
классов богатый материал для развития их мышления и речи.
В программе по литературе для 9 класса названы
основные виды устных и письменных работ, требования к знаниям и умениям
учащихся. Учителю важно обратить внимание на то, что повторяется из видов работ
и требований, с тем чтобы работа в этом направлении не была приостановлена, а
продолжалась в связи с новым, более серьезным материалом, что появилось из
требований к учащимся впервые. Например, к отработке выразительного чтения
художественных и научно-популярных произведений добавим требования выразительно
читать публицистические произведения. Сложнее становится рассказ о писателе в
форме сообщения, доклада, лекции. Появляются навыки работы над тезисами и
конспектом прочитанного. Значительно расширяется диапазон для подготовки и
написания рецензий, сообщений, рефератов, докладов. Школьники пишут сочинения,
рассуждения проблемного характера, характеристики героев (индивидуальные,
групповые, сравнительные). На уроках русского языка широко практикуются
публицистические сочинения на свободные темы и др.
Учителю важно постоянно следить за тем, насколько
основательно школьники пополняют запас своей лексики, совершенствуют стиль
речи, обогащают интонационный строй высказываний благодаря прочитанным и
обсужденным произведениям того или иного писателя, насколько хорошо
представляют себе вклад каждого автора в развитие русского литературного языка,
как отражается это представление и знание на подготовленных устных и письменных
сочинениях.
Основное время, естественно, уходит на написание
сочинений. Однако часть уроков литературы по теме можно уделить развитию,
совершенствованию и обогащению устной речи при повторении темы или подготовке
письменного сочинения.
Суммированный материал даст возможность собрать воедино
суждения о том, какой вклад внес писатель или поэт в развитие русского
литературного языка, каковы высказывания современников (критиков,
писателей) о языке и стиле его произведений. В раздел «Будьте внимательны к
слову» или «Развитие речи» важно собрать наиболее характерные высказывания
писателя, которому посвящена глава, о русском языке, его особенностях. Полезно
дать вопросы, задания на знание изученного материала.
Такой курс может быть создан и самим учителем. (См.
спецкурс «На подступах к риторике» В. Я. Коровиной и книгу «От упражнений к системе развития устной речи»).
Разумеется, мы имеем в виду, что не каждый учитель сможет (особенно в
первое время) выполнить с учащимися в классе все виды предлагаемых нами
заданий. Часть из них может быть выполнена школьниками дома, самостоятельно.
Кроме того, со временем, привыкнув к подобной работе, старшеклассники, несомненно,
справятся с ней в более короткие сроки, если найдут в ней интерес и пользу для
совершенствования собственной речи. Этому поможет и чтение вслух небольших
статей, популярных книг о языке, например: Л. Боровой «Язык писателя»,
«Путь слова», К. Чуковский «Живой как жизнь».
|