Четверг, 25.04.2024, 04:02


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
5 КЛАСС. ПРОГРАММА КОРОВИНОЙ [37]
5 КЛАСС. ПОСОБИЕ О.А.ЕРЕМИНОЙ [101]
6 КЛАСС [36]
7 КЛАСС [41]
8 КЛАСС [27]
9 КЛАСС [45]
10 КЛАСС [96]
11 КЛАСС [42]
ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ В XXI ВЕКЕ. СТАНДАРТЫ [37]

Главная » Файлы » ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ. МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ » 9 КЛАСС

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ УСТНОЙ РЕЧИ. Пушкин
25.04.2014, 17:31

Пятое занятие посвящается развитию речи учащихся на материале пушкинских произведений. К нему, как и к предыдущим занятиям, необходимо заранее подготовиться учащимся самим, повторив изученный материал, и продумать оформление класса для этого занятия: портреты А. С. Пушкина — Кипренский, Тропинин, Гейтман, Фаворский, фотографии памятников (особенно работы Опекушина), иллюстрации к «Евгению Онегину» (Кузьмин, Добужинский, Микешин, Кардовский, Репин), отобрать лучшие доклады, подготовленные школьниками на эту тему.

Начинается урок небольшими докладами школьников о Пушкине, его творчестве. Учитель подчеркнет особую роль Пушкина в развитии русского литературного языка.

Затем несколько учащихся читают текст, посвященный этому вопросу, цитаты, высказывания об особенностях языка, закрепляя материал в процессе обсуждения.

Словарная работа строится по таким примерным вопросам: какой пушкинский герой использует в своей речи пословицы и поговорки? С какой целью и что этим подчеркивает автор? Объясните выражение... Как вы понимаете слово... и что оно обозначало в пушкинские времена? Можно ли это слово использовать сейчас? В каком контексте?

Монологическая речь учащихся звучит при обсуждении изобразительного материала (в рассказах учащихся о портретах, памятниках, иллюстрациях, при обсуждении актерского чтения, в отзывах на фильмы, кинофрагменты). Вот как начался разговор об иконографии и иллюстрациях в школе № 35 г. Тамбова:

«...Перед нами несколько портретов Пушкина, сделанных художниками в разное время (Кипренским, Тропининым, Гейтманом, Фаворским). Давайте рассмотрим их внимательно и скажем, какое представление складывается у нас об облике поэта, есть ли общая направленность у художников в создании образа поэта...

Рассмотрим рисунки А. С. Пушкина и иллюстрации художника Н. Кузьмина к роману „Евгений Онегин". Какими видят художник и А. С. Пушкин героев романа? Совпадают ли эти иллюстрации и рисунки поэта с вашими представлениями о героях? Какие из них кажутся более близкими к тексту романа?..»

Учащиеся внимательно рассматривают изобразительный материал, думают, рассуждают, находят наиболее близкий к иллюстрациям текст, приводят воспоминания о поэте. Их ответы различны, своеобразны, не совпадают точки зрения, а это рождает не просто спор, но и желание обосновать свое суждение. Приведем несколько примеров высказываний учащихся:

«...У Кипренского Пушкин в модном фраке, через плечо перекинут плащ. Портрет поэта явно парадный: взгляд устремлен вдаль, немного рассеян... он будто слышит звуки, понятные только ему одному. Пушкин здесь человек и в то же время гений, поэт... Тропининский портрет проще... Пушкин в халате, на шее повязан платок, весь облик более мягкий, домашний, близкий... Это портрет для друзей. Но и этот портрет передает особое очарование поэта... Эти портреты стали известными и близкими всем. Очевидно, и художники отталкиваются от них, как от эталона, в изображении Пушкина...»

«...На иллюстрации Н. Кузьмина первое свидание Татьяны и Онегина в саду... В саду тихо... шелестят листья... Особое настроение, особая настороженная тишина... В глубине сада виднеются две фигуры — Татьяна и Онегин. Татьяна — ее фигура передает тревогу, неуверенность, страдание...

Сквозь слез не видя ничего,

Едва дыша, без возражений,

Татьяна слушала его...

 У Онегина — важная поза, он любуется собой...

Не всякий вас, как я, поймет,

К беде неопытность ведет...

 Я именно так представлял себе сцену первого свидания...»

«...На этой иллюстрации изображена сцена последнего свидания Онегина и Татьяны... Казалось бы... Татьяна — хозяйка положения... Но она любит Онегина, страдает:

И, не сводя с него очей,

От жадных уст не отымает

Бесчувственной руки своей...

 Татьяна держится с достоинством. Онегин — поникший, подавленный. ...Думаю, что эта сцена изображена правильно, но я ее вижу не такой... Я бы придала Татьяне более горделивую осанку... Прошли годы, а она все смиренная девочка?..»

«...Но она же его любит... и потом, почему она должна быть какой-то горделивой?.. Что-то изображать, она же умна...» (Из ответов школьников.)

Настроить на раздумья, размышления могут, например, возможные формулировки устных и письменных сочинений. Проанализируйте одну из тем, имея в виду вопросы: какой материал должен быть отобран, каким может быть примерный план к нему, о каких героях, событиях необходимо рассказать, раскрывая тему, и пр. («Пушкин —певец свободы», «Дружба и любовь в лирике Пушкина», «Русская природа в стихотворениях Пушкина», «Портреты Пушкина», «Произведения Пушкина в живописи и музыке», «Лирический герой романа „Евгений Онегин"», «Онегин — Ленский», «Татьяна — Ольга», «Русская природа в романе „Евгений Онегин"», «„Евгений Онегин" — энциклопедия русской жизни»).

Категория: 9 КЛАСС | Добавил: admin | Теги: уроки литературы в 9 классе, МО учителей русского языка и, методические рекомендации по провед, преподавание литературы в школе
Просмотров: 1007 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0