Пятое
занятие посвящается развитию речи учащихся на материале пушкинских
произведений. К нему, как и к предыдущим занятиям, необходимо заранее
подготовиться учащимся самим, повторив изученный материал, и продумать
оформление класса для этого занятия: портреты А. С. Пушкина —
Кипренский, Тропинин, Гейтман, Фаворский, фотографии памятников (особенно
работы Опекушина), иллюстрации к «Евгению Онегину» (Кузьмин, Добужинский,
Микешин, Кардовский, Репин), отобрать лучшие доклады, подготовленные
школьниками на эту тему.
Начинается урок небольшими докладами школьников о
Пушкине, его творчестве. Учитель подчеркнет особую роль Пушкина в развитии
русского литературного языка.
Затем несколько учащихся читают текст, посвященный этому
вопросу, цитаты, высказывания об особенностях языка, закрепляя материал в
процессе обсуждения.
Словарная работа строится по таким примерным вопросам:
какой пушкинский герой использует в своей речи пословицы и поговорки? С какой
целью и что этим подчеркивает автор? Объясните выражение... Как вы понимаете
слово... и что оно обозначало в пушкинские времена? Можно ли это слово
использовать сейчас? В каком контексте?
Монологическая речь учащихся звучит при обсуждении
изобразительного материала (в рассказах учащихся о портретах, памятниках,
иллюстрациях, при обсуждении актерского чтения, в отзывах на фильмы,
кинофрагменты). Вот как начался разговор об иконографии и иллюстрациях в школе
№ 35 г. Тамбова:
«...Перед нами несколько портретов Пушкина, сделанных
художниками в разное время (Кипренским, Тропининым, Гейтманом, Фаворским).
Давайте рассмотрим их внимательно и скажем, какое представление складывается у
нас об облике поэта, есть ли общая направленность у художников в создании
образа поэта...
Рассмотрим рисунки А. С. Пушкина и иллюстрации
художника Н. Кузьмина к роману „Евгений Онегин". Какими видят художник и
А. С. Пушкин героев романа? Совпадают ли эти иллюстрации и рисунки
поэта с вашими представлениями о героях? Какие из них кажутся более близкими к
тексту романа?..»
Учащиеся внимательно рассматривают изобразительный
материал, думают, рассуждают, находят наиболее близкий к иллюстрациям текст,
приводят воспоминания о поэте. Их ответы различны, своеобразны, не совпадают
точки зрения, а это рождает не просто спор, но и желание обосновать свое
суждение. Приведем несколько примеров высказываний учащихся:
«...У Кипренского Пушкин в модном фраке, через плечо
перекинут плащ. Портрет поэта явно парадный: взгляд устремлен вдаль, немного
рассеян... он будто слышит звуки, понятные только ему одному. Пушкин здесь
человек и в то же время гений, поэт... Тропининский портрет проще... Пушкин в
халате, на шее повязан платок, весь облик более мягкий, домашний, близкий...
Это портрет для друзей. Но и этот портрет передает особое очарование поэта...
Эти портреты стали известными и близкими всем. Очевидно, и художники
отталкиваются от них, как от эталона, в изображении Пушкина...»
«...На иллюстрации Н. Кузьмина первое свидание Татьяны и
Онегина в саду... В саду тихо... шелестят листья... Особое настроение, особая
настороженная тишина... В глубине сада виднеются две фигуры — Татьяна и
Онегин. Татьяна — ее фигура передает тревогу, неуверенность, страдание...
Сквозь слез не видя ничего,
Едва дыша, без возражений,
Татьяна слушала его...
|
У Онегина — важная поза, он любуется
собой...
Не всякий вас, как я, поймет,
К беде неопытность ведет...
|
Я именно так представлял себе сцену первого
свидания...»
«...На этой иллюстрации изображена сцена последнего
свидания Онегина и Татьяны... Казалось бы... Татьяна — хозяйка
положения... Но она любит Онегина, страдает:
И, не сводя с него очей,
От жадных уст не отымает
Бесчувственной руки своей...
|
Татьяна держится с достоинством. Онегин —
поникший, подавленный. ...Думаю, что эта сцена изображена правильно, но я ее
вижу не такой... Я бы придала Татьяне более горделивую осанку... Прошли годы, а
она все смиренная девочка?..»
«...Но она же его любит... и потом, почему она должна
быть какой-то горделивой?.. Что-то изображать, она же умна...» (Из ответов
школьников.)
Настроить на раздумья, размышления могут, например,
возможные формулировки устных и письменных сочинений. Проанализируйте одну из
тем, имея в виду вопросы: какой материал должен быть отобран, каким может быть
примерный план к нему, о каких героях, событиях необходимо рассказать,
раскрывая тему, и пр. («Пушкин —певец свободы», «Дружба и любовь в лирике
Пушкина», «Русская природа в стихотворениях Пушкина», «Портреты Пушкина»,
«Произведения Пушкина в живописи и музыке», «Лирический герой романа „Евгений
Онегин"», «Онегин — Ленский», «Татьяна — Ольга», «Русская природа в
романе „Евгений Онегин"», «„Евгений Онегин" — энциклопедия русской жизни»).
|