Пятница, 29.03.2024, 18:59


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
5 КЛАСС. ПРОГРАММА КОРОВИНОЙ [37]
5 КЛАСС. ПОСОБИЕ О.А.ЕРЕМИНОЙ [101]
6 КЛАСС [36]
7 КЛАСС [41]
8 КЛАСС [27]
9 КЛАСС [45]
10 КЛАСС [96]
11 КЛАСС [42]
ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ В XXI ВЕКЕ. СТАНДАРТЫ [37]

Главная » Файлы » ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ. МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ » 9 КЛАСС

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ УСТНОЙ РЕЧИ. Гоголь
25.04.2014, 17:28

Седьмое занятие по развитию речи организуется после изучения произведений Н. В.Гоголя. К этому занятию готовятся все учащиеся класса по прежней схеме — повторение материала, подготовка выставки иллюстраций.

Учитель напоминает в начале урока о целях и задачах занятия, об особенностях жизни и творчества писателя, его вкладе в развитие литературного языка; школьники продолжают эти рассказы, отмечая внимание писателя к языку героев, к русскому языку в целом. Затем читаем собранный материал (высказывания самого писателя, его современников и пр.).

Приведем в качестве возможного примера сообщения с уроков московских и тамбовских школ:

«...Н. В. Гоголь продолжил огромную работу Пушкина по сближению литературного языка с живой разговорной речью. Ему принадлежит патриотическая оценка могущества и богатства русского языка в статье „Несколько слов о Пушкине" и в „Мертвых душах". В последующие годы он провел большую работу по составлению словаря русского языка.

Тайна прозы Гоголя заключена в музыке его произведений.

Многочисленны высказывания писателя о русском языке. Вслушаемся в одно из них: „Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово"; „Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок, все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название еще драгоценней самой вещи..."».

Школьники пересказывают отдельные описания, диалоги, портреты героев, дают характеристики, создают кадропланы, затем обсуждают, рецензируют эту работу своих товарищей.

Далее одна группа школьников рассказывает об иконографии: портреты, памятники (А. г. Венецианов, А. А. Иванов, Н. А. Андреев и др.), другая — об иллюстрациях (А. А. Агин, П. П. Соколов, П. М. Боклевский, Кукрыниксы), третья — о спектаклях, фильмах, четвертая — об актерском чтении. Затем эти группы обсуждают качество работы каждой. (Например, порекомендуем такие вопросы: чем интересны иллюстрации Агина и Боклевского? Чем от них отличаются иллюстрации П. Соколова, на что обращает внимание этот художник? Какие иллюстраторы ближе всего к гоголевскому тексту? Так ли я себе представляю этих героев?)

Связные высказывания учащихся также настраивают их и на устные и на письменные сочинения, например: «Гоголь не пишет, он рисует» (В. г. Белинский).

«...Это выражение вполне справедливо для такого великого писателя, как Гоголь. Гоголь не только рисует в своих произведениях красоту русской природы, но очень тонко подмечает характеры своих героев.

Несколькими словами он раскрывает всю натуру человека. В нескольких словах писатель рисует характеры и портреты двух „людишек" из комедии „Ревизор". Это Бобчинский и Добчинский — „оба низенькие, коротенькие, очень любопытные и чрезвычайно похожие друг на друга". Яркими, точными штрихами рисует Гоголь характеры комедии „Ревизор", подсмеивается над их слабостями, над глупостью одних и тщеславием других, хотя его насмешка лишена той сатирической силы, заостренности, которая появляется позже в „Мертвых душах"».

«...Каким был Манилов?.. На наш взгляд, он был человек видный, черты лица его были не лишены привлекательности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару... В его речи, приемах, оборотах было что-то заискивающее расположения, знакомства. У Манилова нет ничего своего. Нет заносчивого слова, но и живого слова тоже нет...»

Дома, учитывая замечания при обсуждении плана, готовят письменное сочинение на одну из тем.

Категория: 9 КЛАСС | Добавил: admin | Теги: уроки литературы в 9 классе, МО учителей русского языка и, методические рекомендации по провед, преподавание литературы в школе
Просмотров: 1026 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0