Вступительную статью в сборнике «Русские поэты» А. Т. Твардовский назвал «Достоинство
таланта». В самом деле, литературоведы, писатели, художники — все, кто в
той или иной мере соприкасался с жизнью и творчеством Анны Ахматовой, писали и
говорили об особой манере держаться, жить, страдать, терпеть горе и невзгоды,
создавать великие свои произведения, и во всем было необыкновенное ее
человеческое достоинство. «Литературная и жизненная судьба Ахматовой была на
редкость нелегкой, и через все ее испытания она прошла с выдержкой и
достоинством, которые не могут не вызывать уважения», — читаем мы в этой
статье Твардовского.
Лишь немногие стихотворения Анны Ахматовой знакомы
школьникам (по учебникам литературы — «Мужество», «Перед весной
бывают дни такие...», другие прочитаны учащимися самостоятельно) до 9 класса.
Им еще неизвестна главная тема поэта — тема любви в различных ее
проявлениях. Предчувствия, испытания, утраты, раскаяние, страсти, память о
пережитых чувствах, душевные переживания и многие другие состояния и оттенки чувств
передаются в поэтических строках ахматовской поэзии.
Должен на этой земле испытать
Каждый любовную пытку...
|
Твардовский в своей статье отразил лишь некоторые
вехи жизни и творчества Ахматовой:
1917 год — когда она для себя отринула возможность
эмиграции — «Мне голос был...».
1942 год — год труднейшего периода войны и ее
стихотворение «Мужество».
1944 год — Белым камнем тот день отмечу,
Когда я о победе пела.
Когда я победе навстречу,
Обгоняя солнце, летела...
(«С самолета»)
1946 год — ...Еще на всем печать лежала
Великих бед; недавних гроз, —
И я свой город увидала
Сквозь радугу последних слез...
(«Вторая
годовщина»)
|
Тяжелые времена коснулись жизни поэтессы: сына
арестовали, поэзия ее осуждалась. И вот тогда в рукописях, в памяти близких друзей
зазвучал гражданский голос Ахматовой.
Как колокол, звучащий для сердец всех живущих на земле,
будет жить во все века ахматовский «Реквием», напоминая о гражданском
мужестве...
Как приступить в 9 классе к этой теме?
Очевидно, самый подходящий способ подачи материала —
это хорошо подготовленный, яркий рассказ учителя о жизни, судьбе и творчестве
А. Ахматовой. В этом рассказе найдут свое место основные этапы жизненного
и творческого пути поэта, воспоминания самых разных друзей и знакомых Ахматовой,
отрывки из стихотворений и поэм.
Важно показать, что истоки творчества Ахматовой — в
классической русской литературе, и прежде всего в творчестве Державина и
Некрасова, Пушкина и Лермонтова.
Рассказ о поэте Ахматовой можно начать с ее же
собственных слов о том, как ее «уничтожали» в Одессе, в Москве, в Ленинграде,
как ее десятилетиями не разрешали печатать. «Между 1925—1939 годами меня
перестали печатать совершенно».
Сообщение о жизни и творчестве будет особенно интересным
и значительным для учащихся, если будут прочитаны высказывания Ахматовой: «Мои
первые воспоминания — царскосельские: зеленое, сырое великолепие
парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где скакали маленькие пестрые
лошадки, старый вокзал и нечто другое, что вошло впоследствии в „Царскосельскую
оду"».
Короткий рассказ о том, что читать она училась по азбуке
Льва Толстого, что первое стихотворение было написано в одиннадцатилетнем
возрасте, что стихи начались с Державина и Некрасова, со стихов, которые
наизусть читала ей мама, что училась в гимназии (Царскосельской,
Евпаторийской, Киевской), затем на женских курсах в Киеве, потом на Высших
историко-литературных курсах в Петербурге. Прочитаем стихи, посвященные
А. С. Пушкину, вошедшие в первую книгу ее стихов:
Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озерных грустил берегов,
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов... —
|
и другие стихотворения: «Сероглазый король», «Сжала
руки под темной вуалью...», «Настоящую нежность не спутаешь...» и др.
«Вместе с моими товарищами по Первому Цеху поэтов —
Мандельштамом, Зенкевичем и Нарбутом — я сделалась акмеисткой». Поездки в
Париж, Италию, выход сборника «Вечер».
Сад
Он весь сверкает и хрустит,
Обледенелый сад.
Ушедший от меня грустит,
Но нет пути назад...
|
Появляется вторая книга — «Четки»:
Сколько просьб у любимой всегда!
У разлюбленной просьб не бывает,
Как я рада, что нынче вода
Под бесцветным ледком замирает...
|
Следующая книга — «Белая стая» — вышла,
по словам Ахматовой, когда голод и разруха росли с каждым днем, книга разошлась
в Петрограде («Молитва», «Песня о песне» и др.). В 20-е годы появляются
книги «Подорожник», «Anno Domini» («Мне голос был. Он звал утешно...»,
«Что ты бродишь неприкаянный...», «Сказка о черном кольце» и др.).
Великая Отечественная война. Ленинград, затем Ташкент («Мужество»),
в 1944-м — Москва, Ленинград, в 1962-м — «Поэма без героя», Рим,
Париж. Ахматовой принадлежат и многие прозаические сочинения — о Пушкине,
Блоке, Модильяни, Лозинском, переводы иностранных текстов.
И конечно, одна из самых трагических вещей
Ахматовой — «Реквием».
Прочитаем школьникам текст «Вместо предисловия» к «Реквиему»:
«В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в
тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то „опознал" меня. Когда стоящая
за мной женщина с голубыми губами, которая, конечно, никогда в жизни не слыхала
моего имени, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на
ухо (там все говорили шепотом):
— А это вы можете описать?
И я сказала:
— Могу.
Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда
было ее лицом». 1 апреля 1957 года, г. Ленинград.
...Звезды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь...
...Уводили тебя на рассвете,
За тобой, как на выносе, шла,
В темной горнице плакали дети,
У божницы свеча оплыла.
|
Общее впечатление о самых страшных событиях
передано Ахматовой с необычайно точной и щемящей нотой.
Опять поминальный приблизился час.
Я вижу, я слышу, я чувствую вас:
И ту, что едва до окна довели,
И ту, что родимой не топчет земли,
И ту, что, красивой тряхнув головой,
Сказала: «Сюда прихожу, как домой!»
Хотелось бы всех поименно назвать.
Да отняли список, и негде узнать...
Для них соткала я широкий покров
Из бедных, у них же подслушанных слов.
О них вспоминаю всегда и везде,
О них не забуду и в новой беде,
И если зажмут мой измученный рот,
Которым кричит стомильонный народ,
Пусть так же они поминают меня
В канун моего погребального дня...
|
Вопросы
к учащимся:
— В чем сила стихотворений и поэм Анны Ахматовой? В
чем величие духа этого необыкновенного человека? Почему мы называем поэтические
страницы этого поэта шедеврами?
— Какой личностью вам представляется Анна Андреевна
Ахматова? Что в ее поэзии и жизни кажется вам особенно привлекательным?
— Какие чувства рождают у вас стихи и «Реквием»
Ахматовой?
— Какие ее стихотворения вы знаете наизусть?
— Какие газеты, журналы вам удалось перечитать,
готовя рассказы об Ахматовой?
— Как Ахматова относилась к Маяковскому? к Блоку? к
Пушкину?
В качестве сочинений или докладов можно предложить
«Письма к Ахматовой из школы конца XX века», «Мое восприятие „Реквиема"», «Мое
отношение к стихам Ахматовой», «Воспоминания об Ахматовой», «Штрихи к портрету
Ахматовой» и др.
Чтение и изучение «Реквиема» еще предстоит школьникам в
11 классе. В 9 классе учащимся важно через обзор жизни и творчества
А. А. Ахматовой лишь приобщиться к поэзии выдающегося поэта,
заинтересоваться ее стихотворениями и судьбой, а затем самостоятельно искать ее
книги в библиотеках, магазинах, у друзей. Учитель литературы собственным
рассказом о жизни, личности Ахматовой, чтением ее стихотворных произведений
поможет в этом девятиклассникам.
Кроме того, при таком обзорном изучении жизни и
творчества А. А. Ахматовой учащимся необходимо предварительно
прочитать стихотворения и некоторые материалы, воспоминания, с тем чтобы все
школьники заинтересованно и активно восприняли новый материал.
Советуем
прочитать
Жирмунский В. Анна
Ахматова. — Л., 1975.
Чуковская Л. Записки
об Анне Ахматовой // Нева. — 1989. — № 6.
Литературное обозрение. — 1989. — № 5.
Литературная газета. — 1989. —
№ 43. — 25 окт.
Поэзия Анны Ахматовой // Русская литература. XX
век. — М., 1995.
|