Повесть М. А. Булгакова «Собачье сердце» по
известным всем причинам не имеет длительной традиции школьного изучения. Даже
ее конкретное «место» в школьной программе постоянно изменяется: повесть
изучали в 8, затем в 11 классе, а ныне она в программе 9 класса. Учителям
следует обратить внимание на методические рекомендации С. Леонова,
опубликованные в «Методических советах к учебнику-практикуму для 9 класса.
Литература» (М., 1998).
Предлагаем примерный план изучения повести М. Булгакова
«Собачье сердце».
1-й
урок. Слово о Булгакове. История создания и судьба повести
«Собачье сердце». Краткий обзор ее содержания. Обсуждение опережающих вопросов:
в чем состоял эксперимент профессора Преображенского? В чем, по мнению автора,
состоял эксперимент большевиков?
2-й
урок. Комментирование и анализ фрагментов, показывающих
процессы «очеловечивания» собаки и «расчеловечивания» человека. Приемы
сатирического разоблачения персонажей в повести Булгакова. Умственная,
нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести шариковых и
швондеров.
3-й
урок. Система образов в повести: интеллигенты, представители
класса-гегемона, демагоги-злодеи и демагоги-простаки. Символическая звезда над
Пречистенкой. Смысл названия повести. Гоголевские традиции сатирического
гротеска в повести. Жанровые особенности «Собачьего сердца»: фантастика, утопия
и антиутопия, сатира как средство раскрытия темы «нового человека».
Вступительное слово о писателе может опираться на справку
о жизни и творчестве М. А. Булгакова. Учитель имеет возможность
дополнить ее материалами, характеризующими личность Булгакова, выделив такие
качества, как независимость суждений, жизнестойкость в тяжелых испытаниях,
высокоразвитое чувство собственного достоинства, первоклассный юмор, искусство
быть во всех случаях самим собой.
Юмор не оставлял писателя даже в смертельных
обстоятельствах. Булгаков был врачом, поэтому он, как и Чехов, знал, чем болен.
Своего друга он предупредил обо всем, что будет с ним происходить, и о том, что
жена не должна знать о наступающей трагедии (а Булгакова ожидала слепота и
мучительные боли). С женой же в это время Булгаков разговаривал так: «...Я
скоро умру, меня всюду начнут печатать, театры будут вырывать друг у друга мои
пьесы, а тебя будут приглашать выступать с воспоминаниями обо мне. Ты выйдешь
на сцену в черном платье, с красивым вырезом на груди, заломишь руки и скажешь:
„Отлетел мой сокол..."» Оба хохотали, настолько это казалось нелепым.
Он обладал даром предчувствия. Умирая в 1940 году,
предсказал Вторую мировую войну: «Я этого уже, конечно, не узнаю, но вы
узнаете. Помяните мое слово: война наделает в мире много бед».
Практический опыт изучения данной темы невелик, но
разнообразен. Так, учительница из Чебоксар Т. в. Васильева после
вступительного слова о Булгакове организовала ролевую игру «Встреча с героями
повести». Инсценированная беседа с героями писателя завершалась обобщающими
вопросами, некоторые из которых предлагаем общему вниманию, включая их в
композицию уроков:
— Почему так опасен Шариков? Есть ли сейчас люди,
подобные Шарикову?
— В чем причина живучести «шариковщины» как
общественного и нравственного явления в наше время? Что же может спасти наше
общество от засилия шариковых?
—Какие основные научные и социальные проблемы ставит в
своей повести Булгаков?
А. Трунин заметил, что герой Булгакова Шариков
удивительным образом совмещает в себе как типичные черты новой эпохи, так и
атрибуты далекой истории, например опричнины.
Связь между ними даже в том, что опричники привязывали к
седлу собачью голову. Интересны и другие наблюдения автора (Литература. —
1999. — № 6), позволяющие организовать в классе беседу на основе
возможных вопросов и заданий:
— Какими средствами отстаивает Шариков свои «права»?
Приведите примеры его наглости, демагогии, доносительства.
— Чем заслужил Шариков должность, кожаную
комиссарскую куртку, оружие, почему его привозят «домой» в автомобиле?
— Как вы объясняете цветовые определения в словах
профессора Преображенского: «Они напрасно думают, что террор им поможет. Нет-с,
нет-с, не поможет, каков бы он ни был: белый, красный и даже коричневый»?
— Почему профессор Преображенский называет главным
дураком Швондера?
— Какие именно события предсказал Булгаков,
предупреждавший, что воспитанный Швондером Шариков когда-нибудь оставит от
самого Швондера рожки да ножки?
— Борясь с наглостью и безответственностью
революционных демагогов, профессор Преображенский возлагает надежду на то, что
рядом с каждым человеком будет поставлен городовой. Определите свое и авторское
отношение к этой идее.
— Что общего находите вы в сатирических образах
Чехова и Булгакова: в унтере Пришибееве, Очумелове, Беликове и Шарикове,
Швондере? (А. Трунин находит общее в том, что у обоих писателей ярко
проявляется абсолютное неприятие репрессивных методов воздействия на людей.)
С. А. Леонов предлагает вопросы:
— Почему Шариков не испытывает облагораживающего
влияния своих создателей и в то же время воспринимает наставления Швондера и
его команды?
— Что, на ваш взгляд, делает сатирические повести
20-х годов актуальными в наше время? (Следует определить вместе с учащимися
свое отношение к утверждению ученого: «Время создания „Собачьего сердца" и наше
сходны в том, что они переломные для страны...») Какие именно реальные
обстоятельства человеческих отношений, представления о жизни сходны у двух
этапов истории нашей страны в XX веке?
Развитию аналитического мышления школьников помогут и
такие вопросы:
— Можно ли сопоставить эксперимент доктора
Преображенского с тем социальным экспериментом, который проводили большевики в
1917 году? Почему оба эксперимента не удались? О чем говорит фамилия
Преображенский (Л. Савина)?
— Как вы оцениваете следующее утверждение:
«Безусловно, эпоха революционных преобразований породила Павла Корчагина (Н. Островский.
„Как закалялась сталь"), Веньку Малышева (П. Нилин. „Жестокость"),
Сашу Дванова (А. Платонов. „Чевенгур"), но нашел себя в ней именно
Шариков. Он обустроился, почувствовал себя как дома, вольготно» (Г. Лазаренко)?
Завершением обсуждения повести могут быть вопросы и
задания:
— Что понял профессор Преображенский в результате
своего эксперимента? Совпадает ли позиция профессора с мнением автора?
— Почему, казалось бы, счастливый финал повести
«Собачье сердце» не производит на читателей оптимистического впечатления?
— По телевидению неоднократно демонстрировался фильм
«Собачье сердце». Сопоставьте повесть с ее экранизацией. Что удалось создателям
фильма, а что показалось вам не вполне соответствующим произведению Булгакова?
Закрепить изучение повести Булгакова могут письменные
сочинения по следующим темам:
1. Портрет эпохи в повести «Собачье сердце».
2. Реальное и фантастическое в повести «Собачье
сердце».
3. «Новый человек» в изображении М. Булгакова (в
повести «Собачье сердце»).
|