Пятница, 29.03.2024, 02:15


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
5 КЛАСС. ПРОГРАММА КОРОВИНОЙ [37]
5 КЛАСС. ПОСОБИЕ О.А.ЕРЕМИНОЙ [101]
6 КЛАСС [36]
7 КЛАСС [41]
8 КЛАСС [27]
9 КЛАСС [45]
10 КЛАСС [96]
11 КЛАСС [42]
ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ В XXI ВЕКЕ. СТАНДАРТЫ [37]

Главная » Файлы » ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ. МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ » 9 КЛАСС

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ УСТНОЙ РЕЧИ. «Слово о полку Игореве»
25.04.2014, 17:38

Первое занятие строится на материале изученной темы «Слово о полку Игореве». Организуя такой урок или его часть, учитель вместе с учащимися готовит к нему иллюстрации в. Фаворского, И. Билибина, картину в. Васнецова, иллюстрации художников Палеха, различные издания «Слова...», ученические работы, подготовленные в процессе усвоения этой темы (сочинения, рисунки, тексты сообщений и докладов, планов, конспектов). Так, многие учителя при изучении этой темы готовили вместе с учащимися карточки для индивидуальной работы, альбомы с собственными рисунками, сочинениями на самые разные темы по «Слову о полку Игореве», использовали фонозапись увертюры к опере «Князь Игорь». Все это помогало сделать уроки интересными, живыми, способствующими организации психологической ситуации речевого общения.

На предыдущем уроке литературы учащимся необходимо дать задание повторить текст «Слова...», подумать над его словарем, подготовиться к выразительному чтению, пересказам, сопоставить разные переводы «Слова...» и пр. — все это сделает более насыщенным занятие по развитию речи на основании изучения этой темы.

Занятие начинается со вступительного слова учителя о том, какое огромное значение имел этот памятник для развития русского литературного языка, чем он интересен, как его автор использует военную, феодальную, земледельческую лексику, как сильна поэтическая выразительность «Слова…», которая приучала, по выражению известного исследователя древнерусской литературы Д. С. Лихачева, любить русскую обыденную речь, давала почувствовать красоту русского языка в целом.

Три или четыре человека выразительно читают статью, построенную по книге Д. С. Лихачева «Устные истоки „Слова о полку Игореве"». Школьники выполняют задание по составлению цитатного плана статьи.

Цитатный план статьи «Устные истоки „Слова о полку Игореве"».

1. «...Устная русская речь XI—XII вв. определила поэтическую систему „Слова о полку Игореве"».

2. «Язык и действительность переплетались в средневековой Руси тесным образом».

3. «...В Древней Руси мы обнаружим значительные явления, которые служили неиссякаемым родником поэтической образности...»

4. «Образы земледельческого труда всегда привлекаются автором „Слова..." для противопоставления войне».

5. «Поэтическая выразительность „Слова..." тесно связана с поэтической выразительностью русского языка в целом».

6. «...„Слово..." приучало любить русскую обыденную речь, давало почувствовать красоту русского языка в целом».

Чтение статьи, составление и обсуждение плана будут содействовать последующей работе — четко и верно передать содержание этой статьи в устном пересказе, закрепив ее содержание и, главное, — приучаясь передавать содержание научно-популярных, публицистических, теоретических статей, текстов.

Как бы продолжая и развивая мысли, прозвучавшие в чтении и пересказах школьников, идет словарная работа, например: как вы понимаете слова, выражения «заострил сердце свое мужеством», «изронил золотое слово»? Текст подбирается как учителем, так и школьниками. Как вы понимаете слова «по-стародавнему», «по замышлению», «персты», «каленым» и пр.? Подберите синонимы к словам «приуныли», «скорбный», «обильный», «худая пора» и т. д.

Введите в предложения собственной конструкции слова «скорбный», «давние времена», «рокотали», «возлагал», «величать», «запричитала», «воспевал».

Учащиеся находят имена в тексте «Слова...», часто встречающиеся и сегодня, — Владимир, Олег, Борис, Ольга, Роман, Вячеслав, и имена, встречающиеся сегодня гораздо реже, — Ростислав, Глеб и др. (из ответов девятиклассников школы № 9 г. Рассказово Тамбовской области. Учитель в. А. Лемещенко).

Кроме того, и сами учащиеся готовят к словарной работе свои вопросы, например: «Какие слова из перечисленных... и в каком контексте могут быть употреблены сегодня?» и др. Школьники находят и объясняют особую роль эпитетов, сравнений. Приведем некоторые примеры из ответов московских школьников:

«Автор „Слова..." скуп на эпитеты, но зато употребленные им слова поразительно метки. Сравните, например, такие эпитеты: „жемчужная душа", „теплые туманы", „живые струны". Первый эпитет связан со всеми картинами повествования о князе Изяславе Васильковиче... Струны Бояна „живые" — этим подчеркивается искусство игры Бояна, они как бы сами рокочут славу. Искусная игра всегда производит впечатление полной непосредственности, инструмент как бы оживает в руках мастера...»

Работа с заданиями (подготовить и прочитать выразительно начало трех первых абзацев текста «Слова...») побуждает школьников дать варианты различных интонаций при чтении этих фрагментов, затем показать, как может звучать прямая речь в обращении Всеволода к Игорю и в слове Игоря к своей дружине.

Так же интересно и с большой пользой для интонационного обогащения речи учащихся проходит работа с чтением диалогов по ролям: «Донец и князь Игорь», «Кончак и Гзак» (диалоги невелики по объему, но важны для текста «Слова...» и не так легки для чтения девятиклассникам). Это чтение может быть в некоторой степени и инсценированным, что впоследствии обсуждается коллективно (подчеркиваются недостатки и достоинства, удачи в чтении).

Пересказы учащихся, подготавливаемые с определенными заданиями (включить опорные слова, использовать диалоги, передать близко к тексту монолог того или иного героя, подчеркнуть определенный пласт лексики и пр.), также не так просты для девятиклассников, впервые встретившихся с текстом памятника древнерусской литературы. Пересказы рецензируются учащимися и учителем. Особенно целесообразно взять для пересказов и описания природы, и начало второй битвы, и другие фрагменты текста, избранные учителем или школьниками.

Выразительное чтение плача Ярославны. Важно, чтобы на уроке развития речи было проведено конкурсное чтение этого отрывка текста. Во многих классах при этом учащимися были использованы различные переводы (при прослушивании оценивается выразительность, верность интонаций, передающих особое настроение и чувства героини «Слова...»). Полезно провести работу на рассматривание и обсуждение иллюстраций (см. «Иллюстративный раздаточный материал по литературе для 8 класса», авт. В. Я. Коровина, Т. К. Молчанова. — М., 1983) (сами иллюстрации и текст к ним).

При этом важно обратить внимание на то, как в изобразительном материале и при чтении учащихся обыгрываются, используются, интонируются такие слова, как «лада», «кличет», «молит», «величать», «облик», «кровавые раны», «улетят, развеются туманы», «на стене рыдая», «полная печали» и др.

Приведем небольшие высказывания (фрагменты) учащихся о плаче Ярославны:

«В плаче Ярославны отразился плач русских женщин по погибшим воинам: их скорбь, тоска... Как бы в ответ на ее мольбу „взыграло море", и Игорь бежал из плена. Тема Ярославны и Игоря — вторая тема „Слова...". Она противопоставлена войне, теме войны... В своем плаче Ярославна умоляет, молит вернуть ей мужа. Она обращается к Солнцу, к Днепру, упрашивает Ветер „лелеючи" вернуть ей мужа...». «В плаче Ярославны слышится песенность, грусть, ласка, печаль, заботливость и скорбь, любовь и надежда. У Билибина и Фаворского Ярославна именно такая, какой ее изобразил автор „Слова...", мне ближе и понятнее Ярославна в изображении Билибина. Она у него нежнее, моложе, милее...»

Другим школьникам нравится Ярославна в изображении Фаворского, третьим — в изображении художника Палеха...

Причем иногда, отстаивая свой «выбор», они ссылаются на одежду, общий фон, облик героини или позу, отражающую ее чувства, и т. д.

Вся эта работа суммирует знания учащихся, помогает им глубже проникнуть в замысел автора «Слова...» и вместе с тем оттачивает умения сформулировать вопрос и ответ, выстроить монологическое высказывание, принять участие в различных видах чтения и пересказа фрагментов текста, прочнее усвоить лексику и свободнее ввести ее в обиход собственной речи.

Темы сочинений могут вбирать в себя или главные идеи всего произведения (например: «Патриотическое звучание „Слова о полку Игореве"»), или содержать рассказ об одном из героев (например: «Поэтический образ Ярославны»), или сообщение об устных истоках «Слова о полку Игореве», или суждение о картине, иллюстрации. Возможна и более сложная работа — подготовка киносценария или кинокадров к «Слову...», например по теме «Плач Ярославны»:

№ кадра

Дикторский текст

Зрительный ряд

1

На Дунае Ярославны голос слышится, чайкою неведомой утром рано стонет...

Видны широкие просторы Дуная. Вдалеке — фигура Ярославны...

2

«Полечу я чайкой по Дунаю, смочу рукав я белый во Каяле-реке, утру князю кровавые раны на могучем его теле...»

Ярославна простирает руки... Вся ее фигура и лицо выражают грусть и скорбь, горе и мольбу...

 Словом, работа по развитию речи поможет углубиться в текст произведения, осознать его значение, прочувствовать его красоту в процессе чтения, пересказа, при создании устных и письменных сочинений по данной теме.

Категория: 9 КЛАСС | Добавил: admin | Теги: уроки литературы в 9 классе, МО учителей русского языка и, методические рекомендации по провед, преподавание литературы в школе
Просмотров: 1837 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0