Четверг, 28.03.2024, 12:32


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
5 КЛАСС. ПРОГРАММА КОРОВИНОЙ [37]
5 КЛАСС. ПОСОБИЕ О.А.ЕРЕМИНОЙ [101]
6 КЛАСС [36]
7 КЛАСС [41]
8 КЛАСС [27]
9 КЛАСС [45]
10 КЛАСС [96]
11 КЛАСС [42]
ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ В XXI ВЕКЕ. СТАНДАРТЫ [37]

Главная » Файлы » ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ. МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ » 9 КЛАСС

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ УСТНОЙ РЕЧИ. Итоговое занятие
25.04.2014, 17:23

Девятое занятие — итоговое. Оно суммирует все, что сделано школьниками в течение года по развитию речи, включая произведения XX века.

Учитель вместе с учащимися заранее продумывает, как структурно построить этот урок, чтобы все коротко повторить.

Каждая из групп готовит оформление выставок, стендов, посвященных тому или иному писателю. Материал повторяется всеми, и каждый должен быть готов к ответам на вопросы.

Сообщения, высказывания, пересказы, цитирование, обсуждение высказываний оцениваются учителем и учащимися.

После вводного слова учителя несколько учащихся вслух читают статью, построенную на материалах книги Д. С. Лихачева «Земля родная». Затем отвечают на второй вопрос этого раздела — «Как повлияли писатели XIX и XX веков на развитие и совершенствование литературного языка?».

Учащиеся рассказывают о вкладе каждого писателя в развитие литературного языка, как постепенно шло его обогащение и развитие, сближение с языком народа.

Пусть школьники коснутся таких вопросов: какие произведения и какие писатели особенно повлияли на вашу речь? Чем интересны речь героев и их имена? Как объяснить выражения, часто используемые в разговоре: «он владеет словом», «он еще не сказал своего слова», «он человек слова», «последнее слово науки», «последнее слово моды», «расскажи своими словами» и пр.?

Возможны и задания, которые даются и выполняются здесь же, например: викторинные вопросы, конкурсное чтение стихотворений или прозаических произведений с последующим обсуждением, вопросы по тексту и т. д.

Вопросы в связи с портретами, иллюстрациями готовят и сами учащиеся, например: чей это портрет? Кто художник? Чем интересен портрет? Что вы знаете об истории его создания? К какому произведению иллюстрация? Кто художник? Чей памятник? Где установлен? Какие музыкальные произведения, спектакли, фильмы, учебные фильмы вам известны в связи с творчеством этого писателя? Чье это высказывание? О языке и стиле какого писателя оно говорит?

Подведя итоги всей работы, учитель сообщит, насколько успешно развивалась речь отдельных учеников, насколько интересно были выполнены каждым устные и письменные сочинения, например, так прозвучало похвальное слово Ярославне на занятиях по курсу «На подступах к риторике» учительницы пензенской школы № 69 О. Ю. Ладановой:

«О Ярославна! Ефросинья Ярославна, любящая дочь Ярослава Владимировича Галицкого — Осмомысла, верная жена храброго князя Игоря! Великую тебе хвалу воздадим за приятные стороны души твоей, за стойкий характер твой, за великую глубину сердца, кручиной повитого.

То твой, Ярославна, на Дунае голос слышится, чайкою неведомою стонет, кличет милого ладу. Жизнь отдала бы ты, чтобы помочь любимому мужу — утереть кровавые раны на могучем теле, преданность свою доказуя.

То твой, Ярославна, величественный облик на стене в Путивле тьмой покрылся от великого горя. Тьма свет покрыла, но не перемогло насилие волю русской девы. Кроткая, нежная, сердце имела ты, из характера крепкого скованное, в горе и печали закаленное.

То твое, Ярославна, обращение, со слезами смешанное, к ветру-ветрилу, к Днепру Славутичу, к светлому и тресветлому солнцу вспенило море в полуночи, смерчи взвило туманами, достигло цели желаемой. И вот уже Бог князю Игорю путь кажет из земли Половецкой на землю Русскую.

Так слава тебе и хвала, Ярославна, великодушная, мужественная, красная дева земли Русской, славная героиня „Слова о полку Игореве"!»

Разумеется, учитель проведет не все занятия, о которых шла речь, а те, которые важнее для его класса. Кроме того, несколько иными будут занятия, связанные с материалами курса «На подступах к риторике», который не только позволит познакомиться школьникам с ораторским искусством Рима и Греции, но и предложит более сложные речевые упражнения, поможет создать более сложные речевые построения на базе изучаемого по литературе материала. Этому поможет и пособие «От упражнений к системе развития совершенствования речи учащихся».

Советуем прочитать

В защиту живого слова: Сб. статей / Сост. В. Я. Коровина. — Л., 1966.

На подступах к критике: Пособие для учащихся / Сост. В. Я. Коровина. — М., 1996.

Коровина В. Я. От упражнений к системе развития речи. — М., 1996.

Категория: 9 КЛАСС | Добавил: admin | Теги: уроки литературы в 9 классе, МО учителей русского языка и, методические рекомендации по провед, преподавание литературы в школе
Просмотров: 1013 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0