Очень точную характеристику русского романтизма
дал В.Г.Белинский: "Романтизм - это желание, стремление, порыв, чувство,
вздох, стон, жалоба на несвершенные надежды, которым не было имени, грусть по
утраченном счастье, которое Бог знает в чем состояло".
В центре романтической литературы находится
человеческая личность, ее духовный мир, ее идеалы, тревоги и печали, жажда
свободы, независимости. Романтический герой страдает от отчуждения, от
невозможности изменить свое положение. Поэтому популярными жанрами романтической
литературы, наиболее полно отражающими сущность романтического миропонимания, в
русской литературе являются трагедии, драматическая, лиро-эпическая и
лирическая поэмы, новелла, элегия. Романтизм раскрыл несовместимость всего
подлинно человеческого с частнособственническим принципом жизни, и в этом его
большое историческое значение. Он ввел в литературу человека-борца, который,
несмотря на свою обреченность, действует свободно, ибо осознает, что для
достижения цели необходима борьба.
В XIX веке Россия была в
некоторой культурной изоляции. Романтизм возник на семь лет позже, чем в
Европе. И основоположником романтического течения в русской литературе по праву
становится В.А.Жуковский, который сначала переделывает немецкие баллады на русский
лад: «Светлана» и «Людмила», а затем создаёт целый ряд собственных
романтических произведений.
Цель моей работы – рассмотреть, насколько
проникнута поэзия Жуковского духом романтизма, и обозначить основные черты
данного направления в произведениях поэта.
В достижении цели помогут следующие задачи:
рассмотреть черты романтизма во взимоотношениях
природы и человека в произведениях Жуковского;
доказать, что лирический герой поэзии Жуковского,
- романтик;
проанализировать одно из произведений поэта.
Жуковский-романтик
На заре 19 века читающей России был открыт
незнаемый ею дотоле мир чувств, настроений, признаний.
Жуковский смело и решительно преобразовывал
поэзию, создавая лирику человеческой
души.
Несравненно богаче и многограннее предстала в
его творчестве эмоциональная жизнь чувствительной и
романтически настроенной души. Жуковский по-иному
взглянул на мир, теснее слил его с личным, душевным опытом и тем самым
раздвинул границу поэзии. Это был переворот величайшего масштаба и значения, определивший
последующую судьбу отечественной словесности. Итоги его лаконично подвёл
Белинский, сказав, что в России была открыта «Америка романтизма», а первопроходца материка – Василия Андреевича Жуковского –
критик сравнил с Колумбом.
Природа и человек в лирике В.А.Жуковского
Любимый жанр поэта – элегия. Часто здесь
лирический герой на фоне природы размышляет о жизни, о судьбе человека. Так в
первом стихотворении «Сельское кладбище» поэт изображает романтический пейзаж:
луна, чёрные сосны и вязы, дикая сова, могилы. Вся атмосфера этой картины
призвана передать особый эмоциональный настрой героя. В меланхоличной
задумчивости приходит он на сельское кладбище, чтобы наедине с собой посетовать
на жизнь, полную слёз и страданий. Однако после долгих размышлений герой
заключает, что к этому нужно относиться
спокойно и принимать свою судьбу такой, какая она есть. Ведь рано или
поздно жизнь закончится, а перед лицом смерти равны:
И здесь спокойно спят под сенью гробов –
И скромный памятник, в приюте сосн густых,
С непышной надписью и резьбой простою,
Прохожего зовёт вздохнуть над прахом их.
Этот вывод рождает героя душевный всплеск, и он
уходит в дубраву лить слёзы.
В первом произведении Жуковского много сентиментального, но в
последствии он работает в романтическом направлении.
Одно из ранних стихотворений поэта о человеке
и природе это – «Вечер». Здесь, общаясь с прекрасным окружающим миром, герой
размышляет о творчестве.
Природа выступает его вдохновительницей.
Увидев дивную красоту вечера, герой зовёт Музу:
Ручей, вьющийся по всему песку,
Как тихая твоя гармония приятна!
С каким сверканием катишься ты в реку!
Приди, о Муза, благодатна.
Закат дня рождает у героя множество
замечательных переживаний. Автор передаёт все оттенки разнообразных
переживаний, очень тонко, изображая даже едва заметные переходы. У Жуковского
целая гамма звуковых и цветовых образов: «златые холмы», «в зеркале воды
колеблющийся взгляд», «багряный блеск», «гул рёва», стад, шум пловцов, журчание
потока, веяние «зефира», «крик коростеля», « стенанье филомелы». И всё это
герою так приятно! Поэт уводит нас в мир утончённых человеческих переживаний.
Здесь герои Жуковского находят нравственную опору, защиту от роковой действительности. Эта
позиция утверждает романтизм в творчестве поэта.
Отсюда происходит некая невысказанность,
недоговорённость, скрытая у Жуковского за реальными предметами и явлениями
природы. Рассмотрим, к примеру, элегию «Море» . Поэт рисует эту стихию в трёх
состояниях: в покое, во время бури и
после неё. Все они показаны мастерски. В тихой морской глади отражается и чистая
лазурь неба, и «облака золотые», и блеск звёзд. В бурю мы видим бьющиеся,
вздымающиеся волны:
Когда же сбираются тёмные тучи,
Чтоб ясное небо отнять у тебя –
Ты бьёшься, ты воешь, ты волны подъемлешь,
Ты рвёшь и терзаешь враждебную мглу…
Не сразу море успокаивается и после шторма:
Но, полное
прошлой тревогой своей,
Ты долго
вздымаешь испуганны волны,
И
сладостный блеск возвращённых небес
Не вовсе
тебе тишину возвращает;
Обманчив
твоей неподвижности вид.
Морской пейзаж великолепен, но не сам по себе он
занимает воображение.
Не трудно заметить, что герой здесь хочет
сказать о чём-то сокровенном, дорогом
ему. Море представляется этому человеку живым, трепетным, мыслящим существом,
которое таит в себе «глубокую тайну». Герой вызывает его на откровенность
словно друга:
Что движет
твоё необъятное лоно?
Чем дышит твоя напряжённая грудь?
Ответ на этот вопрос даётся как предложение. В
разгадке тайны море раскрывает взгляды на жизнь Жуковского – романтика. Эта
стихия находится в неволе, как и всё в мире. Земное существование изменчиво,
непостоянно, жизнь полна утрат, разочарований и печали. Только там, на небе, всё
вечно и прекрасно. Вот почему море тянется «из земной неволи» к «далёкому,
светлому» небесному краю, любуется им и «дрожит за него».
Лирический герой стихотворений В.А.Жуковского
В 1802 году Жуковский перевёл элегию английского поэта-сентименталиста Томаса Грея
«Элегия, написанная на сельском кладбище». Элегия начинается традиционным для
«чувствительных» стихов пейзажем: туманный сумрак, сосны и вязы, дикая сова,
притаившаяся под сводом древней башни. Вступление готовит читателя к восприятию
размышлению героя. Он думает о равенстве всех перед смертью, о скромной жизни и
неприметном, о полезном труде покойных «праотцов села», созерцает закат, а затем
уходит в дубраву лить слёзы .Скоро, узнаём мы, и он нашёл в могиле «приют от
всех земных тревог».
Так в русскую поэзию пришёл новый тип лирического героя – меланхолически
задумчивого, сосредоточенного на своём внутреннем мире, обращённого к мыслям о
вечном.
В стихотворении «Вечер» размышления героя
обрамлены развёрнутым описанием природы. Пейзаж рождает в душе лирического
героя тот или иной эмоциональный отклик, передаёт оттенки его настроения:
Как слит с прохладою растений фимиал!
Как сладко в тишине у берега струи плесканье!
Как тихо веянье зефира по волнам
И гибкой ивы трепетанье!
Описание
говорит о внутреннем мире героя. В элегии «Вечер», например, уже сама вечерняя,
закатная обстановка содержит в себе символику печали.
Созерцание природы рождает в душе лирического героя грустные мысли,
звучат мотивы равно увядшей юности, безвременно охладевшей души:
Сижу, задумавшись; в душе моей мечты;
К протёкшим временам лечу
воспоминаньем…
О дней моих весна, как быстро скрылась ты,
С твоим блаженствами страданьем!
Тихой грустью овеяны воспоминания героя. Он
думает о «священном круге» друзей, которых обьединяли и «вакховы пира», и
«песни пламени». Теперь всё изменилось: одни идут «своей тропой», другие уже
нет. Но поэт надеется, что память «о радостях души» сохранится в сердцах
живых.
Анализ стихотворения «Море»
Стихотворение
Жуковского «Море» написано в 1822 году. По жанру это романтическая элегия. Для
романтизма характерно изображения моря как могучей природной стихии,
символизирующий свободу и силу. Этот образ у Жуковского необычен тем, что
море
и олицетворяет ещё и безграничную, безответную,
возвышенную любовь.
В
общении к морю в начале стихотворения поэт использует много ярких эпитетов, но
лишь один из них характеризует море как прекрасное явление природы – «
лазурное».Это устаревшее и высокое слово обозначает светло – синий цвет. Все
остальные изобразительные средства придают морю сходства с живым, думающим,
чувствующим существом: «безмолвное», «ты живо», « ты дышишь» « с метежной
любовью, тревожную думой наполнено ты». Как ни прекрасно море само по себе, не
только им занято воображение поэта .Море представляется ему живым ,мыслящим
существом, потому что его волнует и тревожит что –то с собственной душе.
Лирический герой как бы сливается с морем,
ведь оно – продолжение его душу .И эта душа глубока ,как бездна, которая хранит
тайну. И эта тайна – любовь. |