Пятница, 22.11.2024, 22:29


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ФОНВИЗИН [8]
БАТЮШКОВ [7]
ЖУКОВСКИЙ [5]
ГРИБОЕДОВ [8]
ПУШКИН [55]
ЛЕРМОНТОВ [19]
ФЕТ [14]
КРЫЛОВ [5]
ГОГОЛЬ [139]
НЕКРАСОВ [2]
САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН [5]
А.ОСТРОВСКИЙ [8]
Л.ТОЛСТОЙ [14]
ТУРГЕНЕВ [13]
ДОСТОЕВСКИЙ [9]
ЧЕХОВ [13]
БУНИН [30]
А.БЛОК [11]
ЕСЕНИН [10]
КУПРИН [15]
БУЛГАКОВ [35]
БРОДСКИЙ [17]
ПАСТЕРНАК [12]
АХМАТОВА [22]
ГУМИЛЕВ [16]
МАНДЕЛЬШТАМ [3]
ЦВЕТАЕВА [16]
ТВАРДОВСКИЙ [6]
ШОЛОХОВ [6]

Главная » Файлы » ПЕРСОНАЛЬНЫЙ УГОЛОК ПИСАТЕЛЯ » ЖУКОВСКИЙ

Жуковский-романтик
18.09.2012, 10:48

Очень точную характеристику русского романтизма дал В.Г.Белинский: "Романтизм - это желание, стремление, порыв, чувство, вздох, стон, жалоба на несвершенные надежды, которым не было имени, грусть по утраченном счастье, которое Бог знает в чем состояло".
В центре романтической литературы находится человеческая личность, ее духовный мир, ее идеалы, тревоги и печали, жажда свободы, независимости. Ро­мантический герой страдает от отчуждения, от невозможности из­менить свое положение. Поэтому популярными жанрами роман­тической литературы, наиболее полно отражающими сущность романтического миропонимания, в русской литературе являются трагедии, драматиче­ская, лиро-эпическая и лирическая поэмы, новелла, элегия. Ро­мантизм раскрыл несовместимость всего подлинно человеческого с частнособственническим принципом жизни, и в этом его боль­шое историческое значение. Он ввел в литературу человека-борца, который, несмотря на свою обреченность, действует свободно, ибо осознает, что для достижения цели необходима борьба.

В XIX веке Россия была в некоторой культурной изоляции. Романтизм возник на семь лет позже, чем в Европе. И основоположником романтического течения в русской литературе по праву становится В.А.Жуковский, который сначала переделывает немецкие баллады на русский лад: «Светлана» и «Людмила», а затем создаёт целый ряд собственных романтических произведений.

Цель моей работы – рассмотреть, насколько проникнута поэзия Жуковского духом романтизма, и обозначить основные черты данного направления в произведениях поэта.

В достижении цели помогут следующие задачи:

рассмотреть черты романтизма во взимоотношениях природы и человека в произведениях Жуковского;

доказать, что лирический герой поэзии Жуковского, - романтик;

проанализировать одно из произведений поэта.

 

Жуковский-романтик

      На заре 19 века читающей России был открыт незнаемый ею дотоле мир чувств, настроений, признаний.

Жуковский смело и решительно преобразовывал поэзию, создавая лирику  человеческой души.

      Несравненно богаче и многограннее предстала в его творчестве эмоциональная жизнь чувствительной и    

романтически настроенной души. Жуковский по-иному взглянул на мир, теснее слил его с личным, душевным опытом и тем самым раздвинул границу поэзии. Это был переворот величайшего масштаба и значения, определивший последующую судьбу отечественной словесности. Итоги его лаконично подвёл Белинский, сказав, что в России была открыта «Америка романтизма», а первопроходца  материка – Василия Андреевича Жуковского – критик сравнил с Колумбом.

 

Природа и человек в лирике В.А.Жуковского  

      Любимый жанр поэта – элегия. Часто здесь лирический герой на фоне природы размышляет о жизни, о судьбе человека. Так в первом стихотворении «Сельское кладбище» поэт изображает романтический пейзаж: луна, чёрные сосны и вязы, дикая сова, могилы. Вся атмосфера этой картины призвана передать особый эмоциональный настрой героя. В меланхоличной задумчивости приходит он на сельское кладбище, чтобы наедине с собой посетовать на жизнь, полную слёз и страданий. Однако после долгих размышлений герой заключает, что к этому нужно относиться  спокойно и принимать свою судьбу такой, какая она есть. Ведь рано или поздно жизнь закончится, а перед лицом смерти равны:

И здесь спокойно спят под сенью гробов –

И скромный памятник, в приюте сосн густых,

С непышной надписью и резьбой простою,

Прохожего зовёт вздохнуть над прахом их.

Этот вывод рождает героя душевный всплеск, и он уходит в дубраву лить слёзы.

      В первом произведении  Жуковского много сентиментального, но в последствии он работает в романтическом направлении.

      Одно из ранних стихотворений поэта о человеке и природе это – «Вечер». Здесь, общаясь с прекрасным окружающим миром, герой размышляет о творчестве.

      Природа выступает его вдохновительницей. Увидев дивную красоту вечера, герой зовёт Музу:

Ручей, вьющийся по всему песку,

Как тихая твоя гармония приятна!

С каким сверканием катишься ты в реку!

Приди, о Муза, благодатна.

               Закат дня рождает у героя множество замечательных переживаний. Автор передаёт все оттенки разнообразных переживаний, очень тонко, изображая даже едва заметные переходы. У Жуковского целая гамма звуковых и цветовых образов: «златые холмы», «в зеркале воды колеблющийся взгляд», «багряный блеск», «гул рёва», стад, шум пловцов, журчание потока, веяние «зефира», «крик коростеля», « стенанье филомелы». И всё это герою так приятно! Поэт уводит нас в мир утончённых человеческих переживаний. Здесь герои Жуковского находят нравственную опору,  защиту от роковой действительности. Эта позиция утверждает романтизм в творчестве поэта.

      Отсюда происходит некая невысказанность, недоговорённость, скрытая у Жуковского за реальными предметами и явлениями природы. Рассмотрим, к примеру, элегию «Море» . Поэт рисует эту стихию в трёх состояниях: в покое,  во время бури и после неё. Все они показаны мастерски. В тихой морской глади отражается и чистая лазурь неба, и «облака золотые», и блеск звёзд. В бурю мы видим бьющиеся, вздымающиеся волны:

Когда же сбираются тёмные тучи,

Чтоб ясное небо отнять у тебя –

Ты бьёшься, ты воешь, ты волны подъемлешь,

Ты рвёшь и терзаешь враждебную мглу…      

Не сразу море успокаивается и после шторма:

 Но, полное прошлой тревогой своей,

 Ты долго вздымаешь испуганны волны,

 И сладостный блеск  возвращённых небес

 Не вовсе тебе тишину возвращает;

 Обманчив твоей неподвижности вид.

Морской пейзаж великолепен, но не сам по себе он занимает  воображение.

      Не трудно заметить, что герой здесь хочет сказать о чём-то  сокровенном, дорогом ему. Море представляется этому человеку живым, трепетным, мыслящим существом, которое таит в себе «глубокую тайну». Герой вызывает его на откровенность словно друга:

  Что движет твоё необъятное лоно?

  Чем дышит твоя напряжённая грудь?

     Ответ на этот вопрос даётся как предложение. В разгадке тайны море раскрывает взгляды на жизнь Жуковского – романтика. Эта стихия находится в неволе, как и всё в мире. Земное существование изменчиво, непостоянно, жизнь полна утрат, разочарований и печали. Только там, на небе, всё вечно и прекрасно. Вот почему море тянется «из земной неволи» к «далёкому, светлому» небесному краю, любуется им и «дрожит за него».

 

Лирический герой стихотворений В.А.Жуковского

В 1802 году Жуковский перевёл элегию  английского поэта-сентименталиста Томаса Грея «Элегия, написанная на сельском кладбище». Элегия начинается традиционным для «чувствительных» стихов пейзажем: туманный сумрак, сосны и вязы, дикая сова, притаившаяся под сводом древней башни. Вступление готовит читателя к восприятию размышлению героя. Он думает о равенстве всех перед смертью, о скромной жизни и неприметном, о полезном труде покойных «праотцов села», созерцает закат, а затем уходит в дубраву лить слёзы .Скоро, узнаём мы, и он нашёл в могиле «приют от всех земных тревог».

             Так в русскую поэзию пришёл новый тип лирического героя – меланхолически задумчивого, сосредоточенного на своём внутреннем мире, обращённого к мыслям о вечном.

      В стихотворении «Вечер» размышления героя обрамлены развёрнутым описанием природы. Пейзаж рождает в душе лирического героя тот или иной эмоциональный отклик, передаёт оттенки его настроения:

              Как слит с прохладою растений фимиал!

              Как сладко в тишине у берега струи плесканье!

              Как тихо веянье зефира по волнам        

              И гибкой ивы трепетанье!

    Описание говорит о внутреннем мире героя. В элегии «Вечер», например, уже сама вечерняя, закатная обстановка содержит в себе символику печали.

    Созерцание природы рождает в душе лирического героя грустные мысли, звучат мотивы равно увядшей юности, безвременно охладевшей души:

              Сижу, задумавшись; в душе моей мечты;

              К протёкшим временам лечу воспоминаньем…

              О дней моих весна, как быстро скрылась ты,

              С твоим блаженствами страданьем!

      Тихой грустью овеяны воспоминания героя. Он думает о «священном круге» друзей, которых обьединяли и «вакховы пира», и «песни пламени». Теперь всё изменилось: одни идут «своей тропой», другие уже нет. Но поэт надеется, что память «о радостях души» сохранится в сердцах живых. 

 

Анализ стихотворения «Море»

      Стихотворение Жуковского «Море» написано в 1822 году. По жанру это романтическая элегия. Для романтизма характерно изображения моря как могучей природной стихии, символизирующий свободу и силу. Этот образ у Жуковского необычен тем, что море                         

и олицетворяет ещё и безграничную, безответную, возвышенную любовь.

    В общении к морю в начале стихотворения поэт использует много ярких эпитетов, но лишь один из них характеризует море как прекрасное явление природы – « лазурное».Это устаревшее и высокое слово обозначает светло – синий цвет. Все остальные изобразительные средства придают морю сходства с живым, думающим, чувствующим существом: «безмолвное», «ты живо», « ты дышишь» « с метежной любовью, тревожную думой наполнено ты». Как ни прекрасно море само по себе, не только им занято воображение поэта .Море представляется ему живым ,мыслящим существом, потому что его волнует и тревожит что –то с собственной душе.    

    Лирический герой как бы сливается с морем, ведь оно – продолжение его душу .И эта душа глубока ,как бездна, которая хранит тайну. И эта тайна – любовь.
Категория: ЖУКОВСКИЙ | Добавил: admin | Теги: поэзия Жуковского, русские писатели XIX века, русская литература реферат, русская словесность, стихи Жуковского, поэт Жуковский, жуковский
Просмотров: 5338 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0