|
Общая характеристика творчества А.Т.Твардовского
| 29.03.2016, 19:01 |
Ему недоставало еретичества,
чтобы стать гением.
Ф. Абрамов
Александр Трифонович Твардовский родился на Смоленщине в тысяча
девятьсот десятом году. Долгими зимними вечерами в семье любили читать
вслух Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Толстого. Интерес к литературе,
знакомство с классикой рождали в мальчике желание писать самому. В
тысяча девятьсот двадцать пятом году появляются первые стихи начинающего
поэта. С тысяча девятьсот двадцать восьмого года Твардовский работает в
Смоленске корреспондентом, происходит его становление как поэта. Для
стиля поэта стало характерным говорить просто, доступно, эмоционально и
образно. Уже в 1931 году в Москве, в издательстве "Молодая гвардия”
вышла поэма "Путь к социализму”, первое крупное произведение
Твардовского.
1929-1933 годы были наиболее трудными для поэта. Внутренние
проблемы собственного становления художника столкнулись с внешними
обстоятельствами. Тяжелой была судьба его семьи, раскулаченной в ходе
одного из типичных "перегибов”. Душевные переживания этого периода
выльются много позже в поэму "По праву памяти” (1966—1969 гг.). А пока
юный поэт отстаивает "завет первоначальных дней”, его ответом на
жизненные испытания стала поэма "Страна Муравия”. Она повествует об
эпохе коллективизации на селе, о "великом переломе”, когда, преодолевая
мучительные сомнения, в колхозы пошел середняк.
О чем бы ни писал Твардовский, в центре внимания поэта — образ простого человека-труженика.
В суровые годы Великой Отечественной войны лирика Твардовского
созвучна поэзии большинства авторов: ратный подвиг солдат и героизм
тыла, когда даже дети не оставались в стороне от этих событий. Вершиной
творчества этого периода является поэма "Василий Теркин” — своеобразный
памятник духу русского человека на войне:
Взвод на правом берегу
Жив-здоров назло врагу!
Лейтенант всего лишь просит
Огоньку туда подбросить.
А уж следом за огнем
Встанем, ноги разомнем.
Что там есть, перекалечим,
Переправу обеспечим...
Вскоре после войны Твардовский пишет поэму-воспоминание "Дом у
дороги”. Это взволнованный рассказ поэта, обращенный ко всем живущим, не
забывать прошлого, его уроков. Эта поэма о силе, стойкости и
выносливости русского человека, о любви, подвергшейся тяжелым
испытаниям, о святости и чистоте воинского долга солдата. В следующей
поэме "За далью — даль” поэт путешествует не только в пространстве от
Москвы до Владивостока, но и во времени, осмысливая путь, пройденный
страной и ее народом, вспоминает тревожную юность. Органическая связь
прошедшего и настоящего помогает лучше понять современность. Поэт
скажет: "Кто прячет прошлое ревниво, тот вряд ли с будущим в ладу”. Поэт
отмечает в новейшей истории России три этапа: коллективизацию, войну,
послевоенное строительство. И на каждом из этих этапов муза "тревог и
потрясений” с особой поэтической силой и искренностью воплощала самое
важное, сокровенное в сознании и чувствах миллионов народных масс.
Стихи Твардовского при их кажущейся "простоте и легкости”
требуют напряженного внимания. Лирический герой часто сливается с
образом автора, их голоса звучат слаженным дуэтом:
На новостройках в эти годы
Кипела главная страда:
Вставали в заревах заводы,
Росли под небо города.
И в отдаленности унылой
За той большой страдой село,
Как про себя ни гомонило,
Уже угнаться не могло.
Поэзия Твардовского — своеобразная поэтическая энциклопедия
времени, его лирическая, эпическая, временами драматическая история.
Великие события отразились в его творчестве в форме прямого их
изображения и как отдельные переживания, размышления.
Земля родная, что же сталось.
Какая странная судьба:
Не только юность, но и старость —
Туда же, в город, на хлеба.
Туда на отдых норовила
Вдали от дедовских могил...
Давно, допустим, это было,
Но ты-то сам когда там был?
Своеобразие пути Твардовского отразило жизнь страны и ее народа в самые драматические периоды ее истории.
Перед лицом ушедших былей
Не вправе ты кривить душой, —
Ведь эти были оплатили
Мы платой самою большой...
Поражает уже в ранних стихах Твардовского их полная
самобытность, отсутствие подражания и литературности. Поэзия подъема и
трудностей становления государства, духовные искания и переживания
личности, культурный и духовный рост простого труженика — все это
отразилось в многогранной поэзии Твардовского.
Забыть, забыть велят безмолвно,
Хотят в забвенье утопить
Живую боль.
И чтобы волны
Над ней сомкнулись.
Быль — забыть!
|
Категория: ТВАРДОВСКИЙ | Добавил: admin
|
Просмотров: 1122 | Загрузок: 0
| Рейтинг: 5.0/1 |
| |