Молодость его была трудной, но было в ней много светлого, хорошего, что
смог унести с собой в жизнь. И начинающим писателям он не желал легкой
жизни. хотя по себе знал, как иные трудности могут отравить жизнь и что
дальше будет все труднее, «как по-своему мне сейчас труднее, чем в моей
трудной молодости», но человек обязан «находить в себе силы одолевать
трудности и обретать, может быть, главную радость жизни».
Сам он, несомненно, умел «находить в себе силы», чтобы обрести главную радость жизни:
* И что мне малые напасти
* И незадачи на пути,
* Когда я знаю это счастье
* Не мимоходом жизнь пройти.
* Не мимоездом, стороною
* Ее увидеть без хлопот,
* Но знать горбом и всей спиною
* Ее крутой и жесткий пот.
Перелистайте том писем Твардовского. Сколько таких крупиц понимания
чужого горя, стремления облегчить чью-то беду, переложить, если можно,
часть ее на свои плечи, найдете вы там! И это — лишь малая доля того,
что делал в этом плане Твардовский. Однако все это не надо понимать так,
будто был он прост и доступен. Часто бывал он труден не только для
других — для самого себя. Многие вспоминают, что у него было сложное
чувство собственного достоинства, которое многим казалось гордыней;
поставленные перед самим собой задачи в русской литературе были
чрезвычайно высоки, — только по ним одним соизмерял он свою жизнь. И
когда читаешь воспоминания о нем, перед глазами встает реальный человек —
«живой, дорогой и трудный», обладающий удивительной притягательной
силой обаяния своей личности.
В одном из писем А. П. Чехов писал: «…когда в литературе есть
Толстой, то легко и приятно быть литератором, даже сознавать, что ничего
не сделал и не делаешь, не так страшно, так как Толстой делает за всех.
Его деятельность служит оправданием тех упований и чаяний, какие на
литературу возлагаются. Только один его нравственный авторитет способен
держать на известной высоте так называемые литературные настроения и
течения. Без него бы это было беспастушное стадо или каша, в которой
трудно было бы разобраться»’.
Вероятно, то же чувство испытывали Ф. Абрамов и Ч. Айтматов, Я.
Брыль и В. Быков, К. Воробьев и Ю. Трифонов, А. Прасолов и А. Жигулин —
всех и не перечислишь, кому казалось «легко и просто быть литератором»,
когда в литературе был Александр Трифонович Твардовский. Но почему был?
Он есть и будет в литературе всегда.
Мнение Твардовского становилось для писателей законом, от него
исходила некая притягательная сила, не поддаться которой было
невозможно. Это был «огромный духовный костер, который обогревает нас и
сегодня, — писал Федор Абрамов. — Не знаю, кто как, а я и сегодня,-
когда пишу — с кем советуюсь, на кого оглядываюсь? На Твардовского»1
Многое видел и предвидел Твардовский, вот почему его строка
отзывается через 20, 30 и 40 лет. Кто в наше время не слышал о книге
Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо»? Сейчас вышла и другая ее
книга — «Последние свидетели». Обе книги — одного жанра, которому нет
пока точного определения. Более двух десятилетий назад Твардовский
написал стихотворение, оставшееся почему-то в «пасынках»:
* Лежат они, глухие и немые,
* Под грузом плотной от годов земли —
* И юноши, и люди пожилые,
* Что на войну вслед за детьми пошли,
* И женщины, и девушки-девчонки,
* Подружки, сестры наши, медсестренки,
* Что шли на смерть и повстречались с ней
* В глухих краях иль на родной сторонке…
И еще раньше «на той войне незнаменитой» поэт понимал, очень хорошо
понимал, что «у войны не женское лицо». Разве не о том стихотворение
«Письмо»? О враче, недавней выпускнице института, что «в пути (войны)
возмужала, стала крепче чуть-чуть», «а бывало — нет сил. Первый раненый,
помню, мне воды подносил»? И на это слово Твардовского позднее
откликнулась Светлана Алексиевич.Эпиграфом к произведениям Алеся
Адамовича и Янки Брыля, Василя Быкова и Даниила Гранина, Вячеслава
Кондратьева и Константина Воробьева, да просто ко всему периоду нынешней
советской литературы можно с полным правом поставить строки
Твардовского: «Суда живых — не меньше павших суд». И не случайно,
выступая в Останкинской студии на творческом вечере, Федор Абрамов
назвал нынешний период в нашей литературе — периодом Твардовского
«Счастлив, кто посетил сей мир в его минуты роковые». Чем-чем, а
«роковыми минутами» наша эпоха не обделена. Твардовский прекрасно
понимал это. И в наши дни с особой силой по-новому зазвучали многие
строки поэта, датированные 50—60-ми годами. Нещадно изобличающие,
бичующие бюрократизм, очковтирательство, показуху: «И вели за шагом шаг
эти знаки всуе, без отрыва от бумаг дальше указуя», «и особый наш уклад,
что от мала до велика все у нас руководят» или «обозначено в меню, а в
натуре нету». Немало таких строк и в посмертно опубликованной поэме «По
праву памяти».
|