Когда речь заходит о поэзии Александра Твардовского, в первую очередь
вспоминаются слова: «Вот стихи, а всё понятно, всё на русском языке». В
своём творчестве Твардовский перенял традиции русской классики –
Пушкина, Лермонтова, Некрасова.
Всё творчество этого поэта можно разделить на несколько этапов.
Оно разнообразно в тематическом и жанровом отношении. Ранняя лирика
Твардовского посвящена теме природы. Только сельский житель, выросший в
деревне, любящий малую родину, тонко чувствующий запахи земли, ветра,
трав, может так просто и правдиво нарисовать картину сельской осени:
День пригреет – возле дома
Пахнет позднею травой,
Яровой сухой соломой
И картофельной ботвой.
И хотя земля устала,
Всё ещё добра, тепла:
Лён разостланный отава
У краёв приподняла…
Создаётся впечатление присутствия в деревне. Надо обладать
чутким зрением, чтобы увидеть, как отава – трава, выросшая под осень на
месте скошенной, - приподняла лён, расстеленный для сушки. Мы охотно
верим поэту, своими глазами видевшему все «мелочи» сельской жизни,
неоднократно перечувствовавшему осеннюю прелесть природы.
В 30-е годы большая часть стихотворений поэта являются сюжетными
по содержанию, носят очерковый характер. Главный герой в них – сельский
труженик: хлебороб, плотник, скотник, печник, шофёр. Зачастую мы не
встретим здесь лирического героя, либо он присутствует в роли эпического
персонажа. Нет здесь и метафорической образности, необычных ритмов,
сложных композиционных приёмов. Все стихотворения, созданные до Великой
Отечественной войны, объединены под названием «Сельская хроника».
Но Твардовский писал не только о труде, но и о любви
(«Соперники», «Невесте», «Размолвка»). Здесь явно звучит голос
лирического героя, появляется диалогическая речь. Отношения влюблённых
немного наивны, а рассказчик добр даже к более удачливому сопернику:
Пусть он смелый,
Пусть известный,
Пусть ещё побьёт рекорд,
Но и пусть мою невесту
Хорошенько любит,
Чёрт!..
В годы Великой Отечественной войны Твардовский пишет
великолепнейшее произведение, памятник русскому солдату, - поэму
«Василий Тёркин». В образе Васи Тёркина воплощены главные черты русского
национального характера. Произведение ценно не только с точки зрения
идеи, но и в художественном плане. Поэт создал новую оригинальную форму.
Определение жанра как «книги» дало возможность автору вольно изображать
картины боёв и мирной жизни, бегло, как в очерке, вводить новых героев,
массовые сцены перемежать с характеристиками героев.
Композиция поэмы также оригинальна. Чёткой хронологии в ней нет,
просто показываются отдельные периоды военного времени. В «Книге про
бойца» много лирических отступлений, поэтому мы можем назвать её
лиро-эпической вещью. Обращается Твардовский здесь и к фольклорным
традициям.
В послевоенные годы Твардовский в поэмах (например, «Дом у
дороги») и стихах («В час мира», «Я убит подо Ржевом», «В тот день,
когда окончилась война» и др.) поднимает тему памяти о страшных событиях
1941-1945 гг. В этот период в его произведениях проявились характерные
для поэта гражданственная публицистичность, историзм, философская
глубина.
В 1950-1960 годы Твардовский работает над поэмой «За далью –
даль». Для неё он выбрал форму путевого дневника: на поезде «Москва –
Владивосток» путешественник-пассажир просто заносит в путевую тетрадь
всё, что видит из окна вагона. Такое направление сюжета не ново в
русской и зарубежной литературе. Здесь возникает тот же образ дороги,
который брал за основу когда-то А. Н. Радищев («Путешествие из
Петербурга в Москву»), Н. А. Некрасов («Кому на Руси жить хорошо»).
Свободное построение поэмы даёт возможность включить в текст
множество тем и проблем – в своих рассуждениях повествователь уходит то в
страну детства, то в военные годы, то размышляет о сегодняшнем дне
страны. Основная же дорожная магистраль – это магистраль духовная,
связанная с судьбой Родины, с её историей, с характерами отдельных
людей, с радостями и печалями народа.
В 1960-е годы Твардовский возвращается к теме памяти о войне:
Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны.
В том, что они – кто старше, кто моложе,-
Остались там. И не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь,-
Речь не о том, но всё же, всё же, всё же…
Традиционно для поэтики Твардовского строки здесь построены
просто, прозаически, нет сложных метафор, сложных образных выражений, но
душевное переживание остро чувствуется именно в этой простоте и
прозрачности.
За сорок шесть лет творческой работы Александром Твардовским
созданы не только стихи и поэмы, но и очерки, фронтовые записки, статьи.
В художественном отношении он во многом следовал традициям русской
классической литературы. В произведениях Твардовского мы не найдём
«приукрашенности», сложных аллегорий, глубокой метафоричности. Его
художественное слово отличается простотой и искренностью.
Не всё удалось блестяще выразить Твардовскому в своём
творчестве. Жанр лирики хуже давался поэту. Но он прав в главном: то,
что «знал лучше всех на свете», он выразил в основном честно и
художественно убедительно, не «передоверяя» никому. |