Конец 20-х – начало 50-х гг. – один из самых
драматических периодов в истории русской литературы. «Социалистическое наступление» в сфере
литературы имело катастрофичные последствия. В 1928-1932 гг. деятельность активистов Российской ассоциации пролетарских писателей
(РАПП) создавала атмосферу нетерпимости
к инакомыслию. Их агрессивные разгромные кампании против отдельных деятелей
(Пильняка, Замятина, Булгакова, Маяковского и др.) положили конец плюрализму художественно-эстетических
позиций. В 1932 г.
В соответствии с постановлением
ЦК ВКП (б) «О перестройке литературно- художественных организаций» все
литературно-художественные объединения
были ликвидированы, а вместо
них было предложении создать
единые советские творческие организации.
Новые творческие союзы изначально
создавались как окологосударственные ведомства, лишь формально
самостоятельные. Общее управление
делами литературы и искусства было
возложено на Государственный комитет по делам искусств при СНК, что окончательно включило
литературно-художественную жизнь в сферу государственного управления. Даже
лучшие, наиболее талантливые
литературно-художественный произведения 1930-х гг. несли на себе отпечаток
идеологической заданности.
Но и в такой ужасающей
обстановке массовых репрессий и государственного тотального контроля
Шолохов создает великие и замечательные
по яркости и силе художественного изображения творения на все времена.
К ним можно смело отнести
и «Донские рассказы», и «Тихий Дон», и «Поднятую целину». В каждом из
этих произведений Михаил Александрович неуклонно следует суровой правде
жизни, воплощает действительность во всех ее противоречиях, во всей ее
сложности и многогранности, во всех ее
контрастах, нисколько не сглаживая
напряженнейшую остроту конфликтов, возникающих в трудном и сложном
процессе рождения нового, коммунистического мира. Такой художественный исходный
принцип можно увидеть во всех трех
вышеуказанных произведениях. Кроме того, их можно сгруппировать по временному и
тематическому критериям.
«Донские рассказы»
и «Тихий Дон» - это повествование о гражданской войне начала ХХ века. Но
если в первых борьба классов
изображалась в узких пределах казачьей
семьи, то во втором – это изображение трагедии всенародного масштаба. «Поднятая целина» - это роман, в котором
рассказывается уже о самом конце гражданской войны и о становлении процесса
коллективизации. Здесь меня
заинтересовал тот момент, что по временному критерию развития событий «Донские
рассказы» - это преддверие «Тихого Дона». Но когда я рассмотрела все три произведения по тематическому
критерию, то обнаружила, что проблемы и вопросы, которые поднимаются в «Донских рассказах» находят разрешения и
ответы именно в «Поднятой целине», а не в «Тихом Доне». Отсюда у меня и возник
большой, серьезный и глубинный вопрос: «Донские рассказы» – это пролог к
«Тихому Дону» или к «Поднятой целине»?»
Проблема:
Такие произведения Михаила Шолохова как «Тихий Дон»,
«Донские рассказы», «Поднятая целина» можно сгруппировать по тематическому и
временному критериям.
«Донские рассказы» и «Тихий Дон» - это повествование о
гражданской войне начала ХХ века. Но если в первых борьба классов изображалась в узких пределах казачьей семьи, то во втором – это
изображение трагедии всенародного
масштаба. «Поднятая целина» - это роман,
в котором рассказывается уже о самом конце гражданской войны и о становлении
процесса коллективизации. Здесь меня
заинтересовал тот момент, что по временному критерию развития событий «Донские
рассказы» - это преддверие «Тихого Дона». Но когда я рассмотрела все три произведения по тематическому
критерию, то обнаружила, что проблемы и вопросы, которые поднимаются в «Донских рассказах» находят разрешения и
ответы именно в «Поднятой целине», а не в «Тихом Доне». Отсюда у меня и возник
большой, серьезный и глубинный вопрос: «Донские рассказы» – это пролог к
«Тихому Дону» или к «Поднятой целине»?»
«Донские рассказы»
и «Тихий Дон» - это повествование о гражданской войне начала ХХ века. Но
если в первых борьба классов
изображалась в узких пределах казачьей
семьи, то во втором – это изображение
трагедии всенародного масштаба.
«Поднятая целина» - это роман, в котором рассказывается уже о самом
конце гражданской войны и о становлении процесса коллективизации. Здесь меня заинтересовал тот момент, что по
временному критерию развития событий «Донские рассказы» - это преддверие
«Тихого Дона». Но когда я рассмотрела
все три произведения по тематическому критерию, то обнаружила, что
проблемы и вопросы, которые поднимаются
в «Донских рассказах» находят разрешения и ответы именно в «Поднятой
целине», а не в «Тихом Доне». Отсюда у меня и возник большой, серьезный и
глубинный вопрос: «Донские рассказы» – это пролог к «Тихому Дону» или к
«Поднятой целине»?»
Актуальность:
Произведения Шолохова включены в школьный курс обучения уже
далеко не первый год. И наверняка, поставленный мною вопрос возникает не у меня
одной. Своей исследовательской работой я, возможно, помогу ученикам разобраться
в сложной взаимосвязи шолоховских произведений.
Гипотезы:
«Донские рассказы» - исключительно самостоятельное
произведение, лишенное взаимосвязи с
другими творениями Шолохова;
«Донские рассказы» - это прелюдия «Тихого Дона»;
«Донские рассказы» - это прелюдия «Поднятой целины»;
«Донские рассказы» - это прелюдия одновременно и к
«Тихому Дону», и к «Поднятой целине». Полный текст статьи скачивайте по ссылке, размещенной вверху страницы.
|