Творчество
А.С. Пушкина изучено давно, основательно и в разных аспектах. Ему посвящены
статьи и монографии таких исследователей, как В.И. Коровин, Г.П. Макогоненко, С.М.
Бонди, Г.А. Гуковский и многие другие. Разными жанрами творчества Пушкина
занимался известный литературовед Ю.М. Лотман. В последние годы появился целый
ряд исследований
В.
Непомнящего: цикл статей к юбилею поэта, монография.
Достаточно много исследований посвящено и
произведению «Капитанская дочка», в том числе его жанровой специфике.
Тем не менее мы решили ещё раз обратиться
к этой теме, и сделали это по нескольким причинам.
Во-первых, существующие суждения о жанре
«Капитанской дочки» достаточно противоречивы. Это касается как основного
жанрового определения (повесть или роман), так и жанровых «составляющих» (если
это роман, то что в нём доминирует: историческое? семейное? любовное?).
Во-вторых, исследователи не всегда
показывают жанровые особенности «Капитанской дочки» на примере конкретного
анализа текста.
Цель нашей работы - показать
сложность, синтетичность жанра «Капитанской дочки», исследовать то, как
сочетаются в произведении различные жанровые признаки. Мы не претендуем на
принципиальную новизну, но считаем, что именно в конкретном текстуальном исследовании
«Капитанской дочки» в выяснении того, как проявляются в ней различные жанровые
признаки и как они сочетаются, заключаются
элементы нашего новаторства.
Поскольку проблема жанра – это сложная
теоретико-литературная проблема, то мы будем сочетать историко-литературный
анализ текста с теоретико-литературным.
Первая проблема, с которой сталкиваются
исследователи этого произведения, заключается в том, к какому жанру его
отнести: к повести или к роману. Обычно сторонники первого определения
руководствуются тем, что «Капитанская дочка» - небольшое по объёму
произведение, основное действие которого охватывает не такой уж большой период
времени (с сентября 1773 по февраль 1774 года). Например, А.С. Дегожская, автор
книги «Повесть Пушкина «Капитанская дочка» в школьном изучении» так объясняет
свой взгляд на жанровую принадлежность произведения: «Повесть посвящена,
казалось бы, небольшому эпизоду в большой, полной бурных событий жизни
предводителя народного восстания: нескольким встречам его с Гринёвым».
Традиция считать «Капитанскую дочку»
повестью идёт от
В.Г.
Белинского. Процитируем строчки из 11 статьи «Сочинений Александра Пушкина»:
«Ничтожный, бесцветный характер героя повести и его возлюбленной Марьи Ивановны
и мелодраматический характер Швабрина хотя принадлежат к резким недостаткам
повести, однако ж не мешают ей быть одним из замечательных произведений русской
литературы».
Нам кажется, что кроме двойного указания на
жанр повести здесь содержится и
важный аргумент в пользу того, почему Белинский не хотел относить это
произведение к роману. Он считает неудачей изображение как Петра Александровича
Гринёва, так и его окружения: возлюбленной и соперника. А мы знаем, что центром
романа является человеческая личность, индивидуальность, характер, данный в
формировании и становлении. Нам кажется, что представление Белинского о неудаче
характера Гринёва является ошибочным. Это герой не слишком яркий, он обычный
человек, в нём нет исключительности, неординарности, например, Евгения Онегина,
но он человек честный, искренний, благородный, вызывающий симпатию читателя. И
как обычный человек он показан достаточно убедительно. Мы даже считаем, что
Гринёв поднимается над собственной обычностью. Он демонстрирует мужество и
благородство, на которые способен не каждый человек. Попадая в исключительные
обстоятельства, он проходит испытания опасностью, даже смертью, которые его
закаляют и изменяют.
Мы считаем, что «Капитанскую дочку» можно
назвать романом воспитания, так как герой не просто формируется, взрослеет, но
радикально меняется на протяжении довольно небольшого промежутка времени.
Учителем Гринева выступает исключительная действительность, полная опасностей и
приключений. Отметим кстати, что авантюрное, приключенческое начало вообще
очень характерно для романа воспитания. Также для него характерен мотив дороги,
которая является аллегорией жизненного пути. Не случайно Гринев значительную
часть романа находится в пути (уезжает из родительского дома, едет в
Белогорскую крепость, отправляется из Оренбурга в Бердскую слободу и так
далее).
Обратимся к другому жанровому определению,
имеющему отношение к «Капитанской дочке» - любовный роман. Надо сказать, что
любовная интрига, наличие любовного треугольника - неизменная черта классического романа. Формально
в «Капитанской дочке» есть признаки любовного романа: показана история
зарождения и развития чувства Маши и Гринёва, есть борьба за возлюбленную,
приводящая к дуэли, есть разлука (причина её -
сначала отказ в родительском благословении, затем пугачёвщина), есть
счастливое соединение влюблённых в финале. Но любовная тема не является в
произведении ведущей, определяющей. В этом мы согласны с Макогоненко, который
пишет в работе «Творчество А.С.Пушкина в 30-е годы»: «Художественное
исследование грозного времени народной войны за свободу открыло Пушкину иные
силы, которые определяли и поступки героев, и их жизнь, поэтому любовный сюжет
не мог быть организатором судеб героев исторического романа «Капитанская
дочка».
Макогоненко в процитированных строках даёт
то определение, которое многие литературоведы считают центральным:
«исторический роман». Нетрудно
перечислить признаки, которые позволяют отнести «Капитанскую дочку» к этому
жанру. Произведение посвящено реальному историческому событию – восстанию под
руководством Емельяна Пугачёва 1773-1775 годов. В нём изображены исторические
лица: Пугачев и Екатерина II. Пушкин
работал над романом именно как историк, тщательно изучал документы, беседовал с
немногими очевидцами той эпохи, оставшимися в живых, параллельно с «Капитанской
дочкой» писал исторический труд «История Пугачёвского бунта». Он сумел передать
атмосферу той эпохи, её нравы.
Однако нам важнее отметить то, в чём
заключается новаторство «Капитанской дочки» как исторического романа. По словам
Б.Томашевского, автора книги «Пушкин», «история для Пушкина – источник
понимания настоящего и ключ к предугадыванию будущего». Комментируя эти слова,
можно сказать, что Пушкин писал о прошлом под впечатлением настоящего, пытался
увидеть общее в своей эпохе 30-х годов XIX века и в 70-х годах XVIII века. Потом это стало характерно и для других
писателей. Параллелизм эпох встречается, например, в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
Однако есть ещё одна не менее важная
особенность пушкинского исторического романа, которая повлияла на историзм
романа-эпопеи Толстого. Прежде чем говорить о ней, напомним, что Пушкин
выбирает для повествования об исторических событиях мемуарную форму, то есть
форму воспоминаний от лица свидетеля событий. Исследователи расходятся в
понимании того, почему Пушкин выбирает повествование от лица дворянина Гринёва.
Главой причиной обычно считают попытку обойти цензуру.
В.И.
Лаврецкая, например, пишет в работе «Произведения А.С.Пушкина на темы русской
истории»: «Такая форма диктовалась Пушкину стремлением замаскировать своё
личное отношение к столь щекотливому предмету, как восстание Пугачёва, и в
значительной степени определялась цензурными соображениями». Макогоненко в уже
названной работе дополняет подобную позицию: «Но дело не только в цензуре.
Пушкин ставил более важную задачу – показать двойственность позиции Гринёва».
То есть, иными словами, показав Пугачёва глазами дворянина Гринёва, с
которым у него завязались «странные
приятельские» отношения, Пушкин смог раскрыть сложность личности вождя
крестьянского восстания, подчеркнуть не только его жестокость, но и
благородство, великодушие, искренность. И, наконец, третья причина для выбора
мемуарной формы, которую отмечает Лотман и которая кажется нам самой важной:
«Пушкин считал, что, в отличие от учёного, писатель должен рисовать историю
«домашним образом», показывать героев в буднях жизни и тем самым делать их
близкими, доступными и понятными читателю». Добавим к этому, что подобный
взгляд на задачи художника сказывается не только в выборе мемуарной формы, но и
в самих ситуациях, в которые включены исторические лица. Императрица показана
как дама «в ночном чепце и душегрейке». «Ей казалось лет сорок. Лицо её, полное
и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и лёгкая улыбка
имели прелесть неизъяснимую». Это портрет миловидной женщины, но отнюдь не
ангела и не богини. Пугачева мы тоже наблюдаем не только на военном совете, но
и в непринужденном общении с Гринёвым. И надо сказать, что в частной жизни, в
быту герои Пушкина проявляются ярче, чем на поле сражения или при исполнении
государственных обязанностей.
Мемуарная форма имеет отношение не только к
историческому повествованию, но и к особенностям раскрытия частной жизни Петра
Гринева. Дело в том, что в историю воспитания героя включены элементы семейной
хроники. Однако мы считаем, что первая глава, посвящённая жизни Петруши Гринева
в родительском доме, не позволяет отнести произведение к жанру семейной
хроники, потому что здесь содержатся лишь элементы истории семьи. Но бытовой
колорит первой главы, описание быта семьи Мироновых в третьей и четвёртой
главах, внесение бытовых элементов в образы Пугачёва и Екатерины II позволяют утверждать, что Пушкин соединяет традиции
социально-бытового и исторического романа и придаёт повествованию об
исторических событиях бытовой колорит.
Таким образом, анализируя роман, мы
пришли к следующим выводам:
«Капитанская
дочка» - не повесть, как считает целый ряд исследователей, а роман, так как в
нём показано становление и развитие личности главного героя на фоне
исторических событий.
«Капитанская дочка» соединяет в себе жанровые признаки исторического,
любовного романа, романа - воспитания, элементы семейной хроники. Выбор
мемуарной формы для повествования об исторических событиях придаёт ему частный,
бытовой, субъективный колорит. |