Суббота, 23.11.2024, 02:58


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ФОНВИЗИН [8]
БАТЮШКОВ [7]
ЖУКОВСКИЙ [5]
ГРИБОЕДОВ [8]
ПУШКИН [55]
ЛЕРМОНТОВ [19]
ФЕТ [14]
КРЫЛОВ [5]
ГОГОЛЬ [139]
НЕКРАСОВ [2]
САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН [5]
А.ОСТРОВСКИЙ [8]
Л.ТОЛСТОЙ [14]
ТУРГЕНЕВ [13]
ДОСТОЕВСКИЙ [9]
ЧЕХОВ [13]
БУНИН [30]
А.БЛОК [11]
ЕСЕНИН [10]
КУПРИН [15]
БУЛГАКОВ [35]
БРОДСКИЙ [17]
ПАСТЕРНАК [12]
АХМАТОВА [22]
ГУМИЛЕВ [16]
МАНДЕЛЬШТАМ [3]
ЦВЕТАЕВА [16]
ТВАРДОВСКИЙ [6]
ШОЛОХОВ [6]

Главная » Файлы » ПЕРСОНАЛЬНЫЙ УГОЛОК ПИСАТЕЛЯ » ПУШКИН

Жанр подражания в поэзии А.С.Пушкина
[ Скачать с сервера (30.0 Kb) ] 30.08.2012, 13:13
Сегодня группируются все литературные произведения по трем родам: эпос, лирика, драма, в каждом из которых выделяются особые виды, которые ряд ученых именуют жанрами.

        Жанр – это особый, относительно устойчивый вид или тип художественного произведения (в единстве его формы и содержания), исторически складывающийся и развивающийся внутри определенного литературного рода.

К эпосу относятся виды: роман, повесть, рассказ, эпопея, сказка, фельетон, очерк, басня и другие; к драме – трагедия, комедия, драма, фарс, водевиль, трагикомедия, мелодрама; к лирике – ода, элегия, гимн, песня, романс, сонет, стансы, эклога, стихотворение. К жанровой форме относятся и подражание.

 Подражание – сознательное воспроизведение некоего литературно-художественного образа. Подражание, как правило, обусловлено преемственностью традиций, близостью эпох, сходством литературно-эстетических позиций или ранним ученичеством (подражания Г.Р. Державину у В.А.Жуковского, А.С.Пушкина). Степень близости подражания своему прототипу может широко колебаться – от вольного перевода и свободной стилизации ( цикл «Подражания Корану» Пушкина) до вполне самостоятельного  произведения («Подражание Шиллеру» Н.А.Некрасова – «Форме дай щедрую дань…»). Подражание строже ориентировано на образец, чем на заимствование. Необходимо различать подражание как выражение творческой несамостоятельности, «слепое» следование манере того или иного автора (в этом случае  подражание может доходить до эпигонства) и подражание как  художественный прием (таким выразительным приемом, в частности, всегда является подражание писателю из другой, особенно далекой эпохи). Подражание как форма литературного влияния – обязательный этап становления и развития национальных литератур. Важная роль принадлежит подражанию в литературах Древнего Востока (знаменитые «Пятерицы» у Низами, Навои и др.).

«Подражания древним» как своего рода жанровая разновидность были широко распространены в русской литературе XVIII – начала XIX вв. В литературе XX века с ее настойчивым акцентированием авторской оригинальности и новаторства подражание становится редким явлением.

При возникновении новой русской поэзии в жанрах, стиховых формах, языке царил хаос. Классицизму мы обязаны жанровым мышлением. Для каждой поэтической идеи он предложил особые художественные формы, внес гармонию, художественную целесообразность. Каждый жанр осознавался в сопоставлении со всеми другими и в противопоставлении им. Позже, как мы видели, система жанров стала разрушаться. При Пушкине и Лермонтове она вовсе распадется. Но цепкая память жанров сохранится навсегда и будет придавать стихам дополнительные краски.

В 1811 году в возрасте двенадцати лет Александр Пушкин поступает в Царскосельский лицей, где обучается шесть лет. Императорский Царскосельский лицей – привилегированное учебное заведение – призван был готовить юношество, «особо предназначенное к важным частям службы государственной». В лицее преподавали и русскую словесность, и математику, и немецкий язык, и французский, но главное логику и латынь. Однако особо повлияли на Пушкина уроки Н.Ф.Кошанского, который расширял знания лицеистов в античной филологии и русской словесности. Таким образом Александр Пушкин знакомится, а позже и увлекается анакреонтикой.

Шестилетний лицейский курс был разделен на два класса. В 1814 г., при переходе из младшего класса в старший, юный Пушкин на экзамене в присутствии Державина читает «Воспоминания в Царском Селе». Это был для него экзамен на овладение традиций классицизма в державинском оформлении, то есть с учетом предромантических веяний. Так восприняли события и престарелый поэт и юный. Экзамен был сдан блестяще. «Скоро явится свету второй Державин: это Пушкин», - сказал Державин. Что этот юный лицеист намного превзойдет его, великого Державина, прийти ему в голову не могло. «Городском» Пушкин сдал экзамен карамзинистам на овладение стилем «легкой поэзии». Тремя подражаниями Оссиану сдал экзамен на овладение новым кругом тем и образов.

В поздней античности получило распространение поэтическое направление, использовавшее мотивы любовной и застольной лирики Анакреота и эллинистической поэзии. Памятником этого направления является сборник «Анакреонтической лирики», небольших изящных, жизнерадостных стихотворений, написанных в подражание Анакреоту  и долгое время считавшихся подлинными стихотворениями поэта. Этот сборник получил широкую известность в новой европейской литературе, многократно переводился на европейские языки, был особенно распространен в XVII-XIXвв. Анакреонтическая поэзия оказала особенное влияние и на развитие русской литературы, она нашла отражение в творчестве Ломоносова, Державина, Гнедича, Рылеева, Пушкина…

В лицее Пушкин стремится подражать классикам: Батюшкову и Жуковскому, причем всего заметнее было влияние Батюшкова, поэзия которого, пластическая и ясная, была по форме и по духу очень близка молодому поэту. Батюшковские мотивы уединения, мягкой грусти, любовных наслаждений, простодушной дружбы и т.д. повторяются и у Пушкина. В частности, батюшковские стихи сыграли крупную роль в формировании пушкинского языка. Так, «Городок»(1815) – подражание «Моим пенатам» Батюшкова и аналогичным посланиям Грессета. Однако изображение минуты вечернего вдохновения звучит совсем не по-батюшковски и не по-грессотовски. В эмоциональном напряжении стиха, в серьезности тона, в сплошном речевом потоке, охватывающем длинный период:

                                 Когда же на закате

                                 ……………………

                                 Мой гений невидимкой

                                 Летает надо мной;

                                 И  я в тиши  ночной

                                 Сливаю голос свой

                                 С пастушьею волынкой… -

- ясно слышится Жуковский. Сам Пушкин считал для себя наиболее существенным именно влияние Жуковского.

Подчиняясь влиянию Жуковского и Батюшкова, часто подражая им, Пушкин уже в ранние годы, проявляя самостоятельность, - «брел своим путем». Поэзия их была для него только исходной точкой. Жуковский, Батюшков, взамен условности классической, создавали новую условность – романтическую. Их авторское «я» отделено было от реальной авторской личности, заменялось отвлеченным образом романтического поэта, пребывающего в мечтательном, романтическом мире.

Огромная творческая личность французского просветителя Вольтера оказала огромное влияние на европейскую, в том числе и русскую культуру. В большей мере под его влиянием формировался в молодости и Пушкин.

Полный текст исследовательской работы можно скачать по ссылке, размещенной вверху страницы.
Категория: ПУШКИН | Добавил: admin | Теги: статьи о Пушкине, русский поэт, изучаем Пушкина, поэзия Пушкина, Пушкин, поэзия ХIХ века
Просмотров: 2907 | Загрузок: 165 | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0