Пушкин! Слово, которое давно уже перестало быть для нас
только фамилией писателя, пусть великого, а стало обозначением чего-то такого,
без чего саму жизнь нашу помыслить нельзя. Почему?
Чудо Пушкина. Уже современники Пушкина, люди, лично его
знавшие, общавшиеся с Пушкиным-человеком, с ним говорившие, первыми после
гибели поэта произнесут слова о Пушкине как о безусловном, грандиозном,
стихийном явлении. Алексей Кольцов написал о Пушкине стихи и назвал их "Лес”.
"Солнце нашей поэзии”... Солнце! — навсегда все запомнили и эти слова
Одоевского. А Белинский позднее сравнит Пушкина с Волгою, поящею на Руси
миллионы людей. Почему?
Гоголь сказал: "Пушкин есть явление чрезвычайное и, может
быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в
каком он, может быть, явится через двести лет. В нем русская природа, русская
душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой
очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности
оптического стекла”. В Пушкине русский человек явился как модель, как программа
и как прообраз будущего.
Мы так привыкли к тому,
что Пушкин был первым во всем, что подчас забываем: так случилось и
потому, что он был последним, концом всех концов, завершением великой эпохи —
XVIII века. Он был последним человеком молодой, развивающейся нации и потому же
самому первым человеком нации зрелой, развившейся. Герцен сказал, что на вызов,
брошенный Петром, Россия ответила 100 лет спустя "громадным явлением Пушкина”. Мы знаем единственные для нас пушкинские
слова: "Вольность”, "Я памятник себе воздвиг...”, "Гений чистой красоты...” — а
ведь за ними Радищев, Державин, Жуковский...
"Муза Пушкина, — писал Белинский,—была вскормлена и
воспитана творениями предшествовавших поэтов. Скажем более: она приняла их в
себя, как свое законное достояние, и возвратила их миру в новом, преображенном
виде”. Да, все в новой русской литературе идет от Пушкина. Создатель русского
литературного языка. Основоположник реализма. Первый подлинный
художник-историк. Первый... Первый... Первый...
Недаром великие наши писатели не только Пушкиным
начинают, но, пройдя путями разными и сложными, снова выходят к Пушкину: поздний
Достоевский и поздний Некрасов, поздний Блок и зрелый Маяковский, и Есенин, и
Твардовский. Это не возвращение назад, "не движение по кругу, ибо каждый раз,
на каждом новом этапе Пушкин — впереди. Движение от Пушкина оказывается
движением к Пушкину.
Возрождение, начало XIX века в России, которое
Луначарский, имея в виду собственно Пушкина, называл нашим Возрождением. Горький,
в свою очередь, сравнивал роль Пушкина в русской литературе с ролью Леонардо в
европейском искусстве. Вот какой смысл получает формула великого критика
"Пушкин был первым русским поэтом-художником”. Первочеловек установившейся нации
должен был явиться художником, а "Пушкин,— говорил Луначарский,— был русской
весной, Пушкин был русским утром, Пушкин был русским Адамом”.
История показала, что Пушкин не только стал первым
хронологически, но и остался первым по масштабам и характеру дарования. Никто
лучше самого поэта не определил его эстетического универсализма:
Ревет ли зверь в лесу глухом,
Трубит ли рог, гремит ли гром,
Поет ли дева за холмом —
На всякий звук
Свой отклик в воздухе пустом
Родишь ты вдруг.
Ты внемлешь грохоту громов
И гласу бури и валов,
И крику сельских пастухов —
И шлешь ответ;
Тебе ж нет отзыва... Таков
И ты, поэт!
А. Н. Островский когда-то назвал стихи Пушкина
благодеянием. И это — благодеяние свободы. Чувство свободы, может быть, самое
удивительное, что рождает общение с Пушкиным. В "Памятнике” поэт сказал об
этом, как о главной своей заслуге:
...что в мой жестокий век восславил я свободу...
Пушкин был близок
к декабристам, их мысли и чувства питали молодую пушкинскую поэзию, а одно из
первых своих произведений он прямо назвал "вслед Радищеву” — "Вольность”. Все
его творчество от первой до последней строчки есть восславление свободы:
антикрепостническая "Деревня”, но и фантастический, сказочный "Руслан” —
свободная игра духовных сил свободного человека, предчувствие, по слову
Белинского, нового мира творчества. Что же, в этом смысле "Руслана и Людмилу”
можно назвать и называли "декабристской поэмой”. А после 1825 года, после
поражения первого у нас революционного выступления, уже "только звонкая и
широкая песнь Пушкина раздавалась в долинах рабства и мучений; эта песнь
продолжала эпоху прошлую, наполняла своими мужественными звуками настоящее и посылала
свой голос в далекое будущее. Поэзия Пушкина была залогом и утешением. Поэты,
живущие во времена безнадежности и упадка, не слагают таких песен...”
(Герцен).
Однако поразительное ощущение свободы поэзия Пушкина
несет не только там, где она о свободе говорит. Поэтому он всегда оставался в
подозрении у "жестокого” века, и даже тогда, когда не создавал крамольных, по
характеристике Александра I, "возмутительных” стихов. Пушкин — сама свобода.
Какое преодоление ограниченности, какая освобожденность от эгоизма в этом
признании:
Я вас любил: любовь еще, быть может…
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.
Любой пушкинский образ бесконечно значителен. Вы помните
"К***”:
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты...
Пушкинское творчество—это творчество "по законам
красоты”, одно из высших проявлений самой сути человеческого творчества вообще.
Не в этом ли разгадка уникального явления единственного у нас романа в стихах
"Евгения Онегина”, как "энциклопедии русской жизни” — прямое следствие
"энциклопедизма” пушкинской души, пушкинского духа. Не в этом ли способность
Пушкина к преодолению национальной ограниченности, своеобразный художественный
интернационализм, названный Достоевским всемирной отзывчивостью: "В самом
деле, в европейских литературах были громадной величины художественные гении —
Шекспиры, Сервантесы, Шиллеры. Но укажите хоть на одного из этих великих
гениев, который бы обладал такою способностью всемирной отзывчивости, как наш
Пушкин. И эту-то способность, главнейшую способность нашей национальности, он
именно разделяет с народом нашим, и тем, главнейше, он и народный поэт. Самые
величайшие из европейских поэтов никогда не могли воплотить в себе с такой
силой гений чужого, соседнего, может быть, с ними народа, дух его, всю
затаенную глубину этого духа
и всю тоску его призвания, как мог это проявлять Пушкин.
Замечательная особенность Пушкина: мы, люди, можем разниться по степени понимания
его произведений, просто по степени знания написанного им, и тем не менее мы
всегда ощущаем всего Пушкина — в каждом стихотворении, в каждой строчке он
весь. Даже самые чуткие и дальновидные из пушкинских современников и
позднейших, часто выдающихся критиков находили у Пушкина "лучшее” и "худшее”,
говорили об упадке таланта в "Борисе Годунове” и равнодушно проходили мимо
"Повестей Белкина”.
Сейчас мы радуемся каждому пушкинскому слову, каждой
фразе, им произнесенной, наслаждаемся любым письмом, им написанным. И это
потому, что мы уже понимаем если не все в Пушкине, то всего Пушкина.
Любой художник вступает в жестокую схватку со временем, и
если выходит победителем, то чаще всего с утратами. И нет у нас подобного
Пушкину художника, на которого бы время работало так счастливо, так
оплодотворяюще. С течением его значение Пушкина, насущная его для нас
необходимость не только не становятся меньше, но все более возрастают.
200-летие—какой это светлый юбилей! День рождения Пушкина
— какой это праздник! На котором не может быть ни тени фальши или скуки. На
котором никакое обращенное к юбиляру слово, самое громкое, не может помешать
никакому благодарному шепоту. Праздник Пушкина. Наш праздник! |