Вокальное произведение для одного голоса
с сопровождением чаще всего называют не песней, а романсом. Слово романс -
испанского происхождения. Первоначально
оно обозначало светскую
песню на романском, то есть на испанском, языке, в
отличие от песнопений
на латинском языке. В Россию этот термин пришел из
Франции и первоначально
обозначал произведения именно на
французский текст. Такие романсы, следуя моде, во множестве сочиняли русские
композиторы конца ХVIII и начала XIX века.
Произведения же, написанные на
русский текст, назывались российскими песнями. С течением времени значение слова романс расширилось и термин
этот стал обозначать произведение
для голоса с
сопровождением, написанное в
более сложной, чем песня, форме.
Начало
расцвета романса - первая
половина XIX века, период , для которо-го
вообще характерен особый интерес к лирическому искусству, выражающему
внутренний мир человеческой личности. В это время
создавали свои произведения:
Глинка, Даргомыжский, Алябьев, Варламов. Во второй половине XIX столетия и в начале XX к именам первых классиков романса
прибавились имена Чайковского,
Мусоргского, Бородина, Римского - Корсакова, Рахманинова.
Созданные ими романсы и сейчас постоянно звучат в
концертных программах, пользуясь неослабевающей любовью слушателей.
Романс, как и
песня, по самой своей природе связан с поэзией. Хорошие стихи как будто сами "просятся на музыку”. В русском романсе, по
существу, отражена вся история русской
поэзии, от Пушкина и даже от его предшественников до наших дней.
Музыкальные впечатления глубоко
отразились в пушкинском
творчестве. «Моцарт и Сальери», строфы
о Россини в
«Евгении Онегине», пение Лауры в
«Каменном госте» и Мери
в «Пире во время чумы», русские народные песни в «Евгении Онегине», в
«Борисе Годунове», в «Руслане и Людмиле», в «Капитанской дочке».
Но, может
быть, еще сильнее оказалось обратное влияние - влияние творчества поэта на музыку. Очень многие ранние русские романсы написаны композиторами
на стихи своего великого современника.
При жизни
Пушкина их было
создано около восьмидесяти.
Напечатано - шестьдесят
(рассеянные по альманахам и
редчайшим отделениям изданиям нот пушкинской
поры романсы эти были однажды собраны. Они вошли в сборник
"Пушкин в романсах и
песнях его современников”).
В создании
романсов и песен
на слова Пушкина участвовало
тридцать его современников. Среди них
профессиональные композиторы: Верстовский, Алябьев, Геништа, Глинка, Есаулов. Но большинство
- дилетанты.
На
иные стихи писали музыку несколько композиторов. Каждый
восприни-мал и толковал одно и то же произведение
по-своему. Предназначались эти ро-мансы главным образом для домашнего
музицирования. В концертах романсы в то
время почти не
исполнялись. Отсюда - простая
музыкальная фактура их,
доступная любителям вокальная часть -
небольшой диапозон (полторы
октавы, а иногда и того меньше).
Какие же стихи положены на музыку? Кто
авторы музыки?
Полный текст статьи скачивайте по ссылке вверху страницы.
|