«Всегда меня тянуло к Пушкину
как к источнику сложного и радостного художественного волнения,— писал любимый
ученик Серова Н. Ульянов в статье «Мой Пушкин». Он назвал серию картин,
эскизов, рисунков, акварелей, ставшую делом всей его творческой биографии,— «Пушкин
в жизни».
Широко известны картины
художника «Пушкин с женой на придворном балу перед зеркалом», «Пушкин за
письменным столом», «Пушкин с няней в Михайловском». Но не многим знакомы
эскизы, наброски к этим полотнам, а также работы Ульянова кистью, углем,
карандашные рисунки: «В садах лицея», «Пушкин и Пестель», «Я помню чудное
мгновенье», «Сплетня», «Дуэль».
Принято считать Ульянова автором
произведений, в которых запечатлены самые значительные вехи в жизни Пушкина,
работ, пронизанных грустью от сознания неотвратимой гибели любимого поэта. Но
есть у художника и цикл красочных, жизнерадостных рисунков «Пушкин на ярмарке».
Здесь поэт загорелый, улыбающийся, в красной рубахе, среди веселого многоцветья
нарядной толпы.
Постижение внутреннего мира
поэта — процесс необычайно сложный, отсюда и обостренное чувство
ответственности художника, доходящее порой до беспощадного приговора своему
творению. Так поступил К. С. Петров-Водкин (1878—1939 гг.) со своей картиной
«Пушкин в Болдино» Закончив работу, но, испытывая тягостную
неудовлетворенность, художник разрезал полотно на куски. Сохранились и
экспонируются на выставке лишь фотография картины и отдельные фрагменты этого
талантливого произведения.
«Пушкин» П. Кончаловского
(1876—1956 гг)— одно из самых значительных явлений в иконографии великого
поэта. Около десяти лет работал художник над портретом Пушкина — годы и годы,
наполненные поисками колоритных деталей быта, бесконечным перечитыванием
пушкинских строк.
«Благоговею пред созданием «Фауста»,
но люблю и эпиграммы...,— писал поэт. Вот эту многогранность и стремился
воссоздать художник в своей работе.
О неотделимости личности Пушкина
от его творений, от эпохи повествует изобразительный рассказ одного из лучших
книжных иллюстраторов начала ХХ века, А. Бенуа (1870—1960 гг.) — живописца,
художника театра, историка искусств и художественного критика. Обширная сюита
рисунков Бенуа к «Медному всаднику» создавалась художником с 1903 по 1922 год.
А иллюстрации Бенуа к Пушкину...— по выражению известного советского художника
Н. Кузьмина,— самое значительное из всего, что появилось за 100 лет в
графической пушкиниане..»
Гениальный лаконизм «Маленьких
трагедий» Пушкина, их необыкновенная наполненность нашли достойное воплощение в
динамичных гравюрах-иллюстрациях
А. Кравченко (1889—1940 гг.).
В 1934—1936 годах он создал целый ряд гравюр на дереве: «Пир во время чумы»,
«Моцарт и Сальери», «Египетские ночи»,— насыщенных голосами, жестами, спором.
Кравченко предлагает в своих работах, талантливых и самобытных, любопытное
решение: Пушкина он изображает героем его произведений, например, в «Египетских
ночах».
Представлены в экспозиции и
ксилографии В. Фаворского к «Маленьким трагедиям», исполненные огромной внутренней
силы. Особой сдержанностью, напряженным ритмом отличаются лирический портрет
Пушкина-лицеиста, созданный Фаворским в 1935 году, и фронтиспис «Пушкин в
Михайловском».
Незабываема серия иллюстраций
Н. Кузьмина к «Евгению Онегину»— наиболее интересное претворение пушкинских
образов в изобразительном искусстве З0-х годов. «Я иллюстрировал «Онегина», как
говорят, «в манере рисунков Пушкина», но это не совсем точное утверждение. Дело
совсем не в «манере», а в том, что я старался рисовать в «темпе» пушкинских
рисунков, без предварительного карандашного контура. Вороха испорченных
набросков, которые у меня сохранились,— свидетельство того, как это трудно»,—
рассказывает художник в статье «Штрих и слово», Наибольший успех сопутствовал
Кузьмину в переводе на язык изображений «лирических отступлений» романа. Чисто
пушкинские непринужденность, ирония, лиризм живут в рисунках Н. Кузьмина. |