В XIX веке дуэль отличалась от убийства главным образом
тем, что проводилась в строгом соответствии с правилами. Именно по этим
правилам 7 января поэт Александр Пушкин вызвал на дуэль кавалергарда Жоржа
Дантеса. Как ни странно, у того не оказалось под рукой дуэльных пистолетов.
Куда побежал француз Дантес за оружием? Разумеется, во французское посольство!
Секретарь посольства Огюст д’Аршиак вызвался быть секундантом. А сын посла
Эрнест де Барант добыл для дуэли папины пистолеты. Купленные в оружейной лавке
на Невском, они ещe ни разу не были опробованы в деле и жаждали крови.
Что же представляли собой «пистолеты Дантеса»? Прекрасно сделанное и тщательно
украшенное орудие убийства. Дуэльный набор был произведeн в ателье оружейника
Карла Ульбриха при арсенале немецкого Дрездена. Калибр чуть меньше, чем у
современных крупнокалиберных пулемeтов и снайперских винтовок, -
11,5 миллиметра.
Заряжался пистолет чeрным порохом и пулей весом 10 граммов. Начальная
скорость - около 300
метров в секунду. На дистанции 20 шагов (именно так
стрелялись Пушкин с Дантесом) убойная сила была примерно такой же, как у пули
столь популярного нынче среди киллеров пистолета ТТ. Кроме того, пистолеты
немецкого мастера были снабжены одной из оружейных новинок того времени -
капсюльным замком. «Зубчатый, надeжно ввинченный кремень», о котором писал
Пушкин в «Евгении Онегине», плохо переносил сырость и довольно часто давал
осечки. А осечка приравнивалась дуэльным кодексом к выстрелу без всяких скидок
на устаревшую технику. К сожалению, капсюли исправно работали в любую погоду.
Ответный огонь
СЕКУНДАНТОМ Пушкина был его лицейский друг инженер-подполковник Константин
Данзас. Он привeз на Чeрную речку ещe один дуэльный набор - так было положено.
Вместе с секундантом противной стороны д’Аршиаком бросили жребий, из какой пары
стреляться. Вышло - из Дантесовой. По сигналу «Сходитесь!» Пушкин и Дантес
каждый со своей стороны двинулись к барьеру, обозначенному брошенными на снег
шинелями. В соответствии с дуэльным кодексом теперь каждый из них мог стрелять
без предупреждения. Первым нажал на спусковой крючок Дантес.
Пуля вошла Пушкину в правый бок чуть ниже верхнего края подвздошной кости и,
двигаясь по дуге, застряла в крестце. «Пробили часы урочные: поэт роняет молча
пистолет».
В отличие от Ленского Пушкин смог сделать ответный выстрел. Правда, ствол
немецкого пистолета из набора де Баранта при падении забился снегом. Участники
дуэли посовещались, и Дантес дал согласие на использование пистолета из другого
набора. Он мог бы этого и не делать, буква дуэльного кодекса была бы соблюдена.
Но кем-кем, а трусом Жорж Дантес никогда не был.
Пушкин стрелял из пистолета французского производства, купленного у
петербургского купца Куракина, и ранил противника в правую руку чуть ниже
локтя. Следы этих пистолетов затерялись. В последний раз они всплывали в Польше
незадолго до Второй мировой войны. А «пистолеты Дантеса» вернулись во Францию
вместе с послом де Барантом, по наследству достались его детям, потом внукам...
В
1950 г.
их купил известный коллекционер Пьер Поль, завещавший дуэльный набор музею
почты во французском городе Амбуаз. При чeм здесь почта? При том, что Пушкин,
как известно, написал повесть «Станционный смотритель» о превратностях судьбы
русских почтовиков XIX века. По крайней мере, именно так написано на табличке,
привинченной к обратной стороне ящика. Потом музей закрыли, дуэльный набор
передали в городскую мэрию. Оттуда пистолеты и приехали в Москву на выставку в
Государственный музей А. С. Пушкина. Любой желающий сможет их увидеть в
ближайшие 3 месяца |