Понедельник, 06.05.2024, 02:10


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ФОНВИЗИН [8]
БАТЮШКОВ [7]
ЖУКОВСКИЙ [5]
ГРИБОЕДОВ [8]
ПУШКИН [55]
ЛЕРМОНТОВ [19]
ФЕТ [14]
КРЫЛОВ [5]
ГОГОЛЬ [139]
НЕКРАСОВ [2]
САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН [5]
А.ОСТРОВСКИЙ [8]
Л.ТОЛСТОЙ [14]
ТУРГЕНЕВ [13]
ДОСТОЕВСКИЙ [9]
ЧЕХОВ [13]
БУНИН [30]
А.БЛОК [11]
ЕСЕНИН [10]
КУПРИН [15]
БУЛГАКОВ [35]
БРОДСКИЙ [17]
ПАСТЕРНАК [12]
АХМАТОВА [22]
ГУМИЛЕВ [16]
МАНДЕЛЬШТАМ [3]
ЦВЕТАЕВА [16]
ТВАРДОВСКИЙ [6]
ШОЛОХОВ [6]

Главная » Файлы » ПЕРСОНАЛЬНЫЙ УГОЛОК ПИСАТЕЛЯ » ПУШКИН

Анализ стихотворения А.С.Пушкина «19 октября 1825 года»
28.08.2012, 21:19

…Осень, снова осень! Для кого-то она золотая, пурпурная , багряная. Для кого-то - дождливая, печальная, как конец длинного пути, когда надо расставаться с чем-то привычно дорогим. Для кого-то… у каждого своя осень, но для меня она всегда - пушкинская.

Произведения великого поэта мне читали, казалось, с рождения. Лучшим подарком для меня было всё, что напоминало о Пушкине. К моей радости, в домашней библиотеке, которая начинается в глубине веков, от моего пра-пра-прадеда, много изданий пушкинских произведений и исследований творчества поэта с дарственными надписями от авторов. А неожиданным и важным итогом моего внимания к поэзии Пушкина стало то, что я пробовала писать стихи. Каждый год, ближе к Лицейским дням, я обязательно бывала в Царском Селе. Помню: я, совсем маленькая шестилетняя девочка, сворачиваю в трубочку бумагу с первыми робкими, но искренними стихами, бегу по аллее и кладу свёрток в дупло дерева неподалёку от знаменитого памятника Пушкину.  Я свято верила, что ночью он встанет со своей бронзовой скамьи, прочтёт стихи и одобрит их. И я каким-то чудесным образом чувствовала его одобрение!..

Недавно мы праздновали 200-летие основания Лицея в Царском Селе. Мне повезло: именно в  юбилейный год, весной, победив в международном литературном конкурсе THE PUSHKIN PRIZES, учреждённом потомками А.С. Пушкина, я побывала в Шотландии, где они живут. И держала за руку человека, в жилах которого течёт кровь поэта - праправнучку Пушкина, Леди Майру Баттер. С каким вниманием она и её окружение слушали стихи Пушкина на английском и русском языках! Как бережно они хранят всё, что хоть малейшим образом связанно с именем их великого родственника!  Как пытаются они поддерживать дружеские связи со всеми, кто причастен к жизни и творчеству поэта!

В один из вечеров в поместье потомков поэта, у камина, я читала своим новым друзьям, участникам конкурса, стихотворение «19 октября 1825 г.». Как могла, перевела им суть. Но разве можно до конца передать всю сложность оттенков русского языка, чувств, переживаний, событий, описанных в этом стихотворении?

Недавно, осенним вечером, я задумалась: вот я, русская, петербурженка во многих поколениях - всё ли я знаю об этом произведении, всё ли правильно понимаю в нём? Нет сомнения, что каждое творение, как и каждое, пусть самое незначительное, событие в жизни великого поэта, исследовано до мельчайших подробностей. Но я решила проанализировать это стихотворение сама, тем более, что в год Юбилея Лицея я читала и вновь перечитывала произведения поэта, посвященные лицейскому периоду.

Беру первый том «Лирические стихотворения», (1812-1825 гг.), Полного собрания сочинений А.С. Пушкина, изданного в типографии А.С. Суворина в 1887 году.[1] Старинная, красивая книга с пожелтевшими страницами. Тексты - в старой орфографии. От этого мне кажется, что я ближе к тем далёким временам. Стихотворение снабжено сносками: представлены и строки, не вошедшие впоследствии в издание этого стихотворения, и разъяснения некоторых событий, приведённых имён, дат, краткие пояснения по истории создания стихотворения. И, хотя мы знаем историю создания, как мне кажется, с детства, я всё же решила изучить все возможные источники . Сколько трактовок, сколько мнений о событиях, предшествующих написанию стихотворения.

…9 августа 1824 года запряженная парой коляска спешила по дороге из Опочки в Святые Горы. Было пасмурно, ветрено. Низко неслись серые клокастые тучи. Дождь стучал в поднятый верх коляски, посвистывал встречный ветер, шуршал мокрый песок под колёсами. Усталый путник, склонив курчавую голову, слушал этот унылый шум, похожий на шипение волн, сползающих с берега в море. Море было далеко, более полутора тысяч вёрст. Море было позади, и шумная Одесса, и любовь Elise, и солнце - всё было позади. Будущее было мутно и серо, как эти дождевые дали. А может, нет никакого будущего. Ссылка в псковскую глушь, бессрочная, вторая на двадцать шестом году жизни…

И всё же, когда сквозь завесу дождя забелел монастырский собор на высоком холме, путник принял этот привет родных мест с добрым чувством.

Многое пережил поэт в этот третий приезд в Михайловское: и въедливые расспросы и слежку отца, попрёки о «неправильном» поведении в Одессе, о ссоре с влиятельным Воронцовым… Как желал Пушкин покоя и одиночества! Успокаивался он прогулками и верховой ездой, знакомством в Тригорском с семьёй Осиповых. Но ему скучно, несмотря на некоторые увлечения. «Скучно, вот и всё», «Умираю, скучаю…», «Скука - холодная Муза», - жалуется Пушкин в письмах к друзьям осенью 1824 года. Теперь он один, и только почта связывает поэта с далёким светом. Письма друзей, письма к друзьям: Жуковскому, Вяземскому, Дельвигу, Плетнёву, Рылееву, Бестужеву, Раевским… Друзья успокаивают, уговаривают, утешают, призывают к терпению, остерегают от опрометчивых поступков. Иногда бранят. Стараются развлечь новостями. Говорят об исключительности таланта, который он должен беречь. «Великий Пушкин, маленькое дитя! -  обращается к другу Дельвиг. - …Никто из писателей русских не поворачивал так каменными сердцами нашими, как ты. Чего тебе не достаёт? Маленького снисхождения к слабым. Не дразни их год или два,  Бога ради!»

Друзья - ближе родных. Лицейские друзья - почти семья. Как их недостаёт! Вот и осень 1825 года. 19 октября - день, который лицеисты первого выпуска поклялись помнить вечно. Александр провёл его в одиночестве, вспоминая друзей. Родилось стихотворение…

Начинаю читать: 

«Роняет лес багряный свой убор…»

 

Читаю себе вслух, ощущая ритм пятистопного ямба, музыку стиха. Стараюсь уловить, какое впечатление произвело бы на меня стихотворение, услышь я его впервые? Прежде всего, даже до того, как начинает полностью  доходить смысл каждого слова, я подчиняюсь ритму стихосложения: он ведёт вперёд от  мысли к мысли, от образа к образу. Простой рассказ человека, тоскующего в одиночестве без своих друзей, с которыми учился. Но как Божий дар помог поэту облечь эти переживания в такую совершенную стихотворную форму! Я мысленно переношусь в ту эпоху: незримо я рядом с поэтом в небольшом довольно холодном доме, в окна которого заглядывает «как будто поневоле» тусклый осенний день. Пушкин один, но это не то одиночество, которого он жаждал, приехав в Михайловское: нет тех, кто его понимает, кого он понимает, друзей. Я знаю, как это важно. Нет сомнения, что всякое бывало между юными лицеистами. Но только хорошее о каждом помнит Пушкин. Ощущаю, как важна тема дружбы и, прежде всего, лицейской дружбы для Пушкина: к ней в своём творчестве он возвращается не раз. Я преклоняюсь перед чистотой доброй души поэта, высокой его нравственностью - всё это чувствуется сквозь строки произведения. Я чувствую надежду поэта на лучшие времена, но сбудется ли это? Я преклоняюсь перед простотой изложения его чувств и мыслей: да, просто, но никто не смог лучше. Тревожит мысль: мы, гимназисты, дети уже XXI века, ощущаем ли потребность в такой дружбе? Так же мы верим в неё? Такая же для нас это ценность, как для лицеистов?..

Не могу отрешиться от того, что знаю судьбу поэта: из-за этих мыслей стихотворение производит на меня, может быть, более тягостное впечатление, чем на его современников. Как мне грустно, когда я читаю строки о неизбежности кончины - всех, но поэт особенно жалеет последнего: он стар, он одинок, он лишний, он чужой. Мне даже не очень верится в последние строчки стихотворения, которые снижают грустный настрой: возможно, Пушкин не хотел передавать свою печаль друзьям; возможно, он хотел подбодрить себя.

И всё-таки я воспринимаю это стихотворение как гимн дружбе, как дань отчему дому, так ярко принесённая знаменитыми словами:

 

«Всё те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село».

 

Стихотворение это относится к одной из традиционных тем для русской литературы: наравне с темами Родины, поэта и поэзии, любовной темой, тема дружбы присутствует в творчестве почти каждого поэта. Но ни у одного из них важность и многоплановость этой темы не прозвучала так ярко, как в творчестве А.С.Пушкина. Это определяет и состояние, в котором находился поэт - в психологическом надломе, кризисе, когда душа особенно требует самовыражения. Это определяется и той ролью, которую играли друзья в судьбе поэта. Это определяется, видимо, отношением самого Пушкина к понятию «дружба» и к друзьям. Поэт, поклявшись в юности (стихотворение «Разлука») хранить верность «светлому братству», ни разу не нарушил данную им клятву. И именно дата - 19 октября, олицетворяющая эту дружбу, - вдохновила Пушкина на создание целого ряда стихотворений, а желание вселить в душу друзей надежду, помочь, привело к написанию произведений «Арион», «Во глубине сибирских руд».

Какова же идея стихотворения? Мне она ясна: нет ничего дороже дружбы настоящей, которая освящает всю жизнь! Нет ничего дороже отечества - Царскосельского Лицея, который породил эту дружбу и воспитал в своих питомцах идеи служения Родине.

В стихотворении как бы присутствуют все 29 лицеистов, даже рано умерший в Италии Н.А. Корсаков. К ним ко всем обращается поэт:

 

«Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен…»

 

Но особое место отведено самым близким: Пущину, первым посетившему «поэта дом опальный»; Горчакову, свободной душе и чести которого Пушкин отдаёт должное; любимому Дельвигу, которого так ждал поэт; Кюхельбекеру, «брата родного по музе, по судьбам». Это - истинные друзья, в отсутствие которых Пушкин «с доверчивой надеждой первых лет» желал новых друзей. Но «горек был не братский их привет». Скорее всего, среди прочих поэт здесь подразумевает и Александра Раевского, с которым сошелся в Одессе и который вёл закулисную игру в отношении Пушкина, доставив ему немало душевных мук.

Да, горько сожаление, что нельзя доверчиво предаваться дружбе новой, не проверенной годами братства и общими идеями воспитания. Это относится не только к выпускникам лицея: в моей семье я имею пример такой дружбы, пронесённой с детских лет моими родными. Новые друзья хороши, но никогда не будет того тепла доверия и надежности как в общении со старыми друзьями. Наверное, это почти закон.

К какому направлению можно отнести это стихотворение? К лирике русского романтизма. Трудно отвлечься от того, что главный герой произведения - сам Пушкин, и что описанное им - часть его биографии, жизни. Но если рассматривать поэта как романтического героя, можно увидеть его конфликт с окружающей действительностью: он одинок, он не хочет этого одиночества, но не может изменить своего положения. Причина - ссылка. И поэтому он страстно обращается к друзьям с призывом пировать, «предчувствуя отрадное свидание», с предсказанием, что через некоторое время они будут вместе:

 

«Промчится год - и с вами снова я!

Исполнится завет моих мечтаний;

Промчится год - и я явлюся к вам!»

 

Восторженно благодарит он «наставников, хранивших юность нашу». Пушкин - уже во власти тех чувств, которые непременно захватят его при встрече с друзьями. Он славит Лицей, а далее, в душевном порыве, он предлагает выпить за царя:

 

«Ура, наш Царь! Так выпьем за Царя!

Он человек, им властвует мгновенье,

Он раб молвы, сомненья и страстей;

Но так и быть, простим ему гоненье:

Он взял Париж, и создал на Лицей».

 

Правда, впоследствии эти строки, как и многие другие, были откинуты Пушкиным при печатании этого стихотворения в «Северных цветах» в 1827 году.

А далее поэт высказывает справедливую, но печальную мысль:

 

«Увы, на круг час от часу редеет;

Кто в гробе спит, кто дальный сиротеет;

Судьба глядит, мы вянем; дни бегут…»

 

Спокойно, как мне кажется, поэт предвидит естественную кончину всех. Но не это тревожит его: он жалеет как раз того, кто переживёт всех! Казалось бы, этому счастливцу выпадет долгая жизнь, но Пушкин называет его «несчастным другом». Почему? Да потому что он останется один, без друзей, «докучный гость, и лишний, и чужой…» Не ценит поэт жизнь без друзей!

Хочу понять, какими художественными средствами, вольно или невольно, пользуется Александр Сергеевич для выражения основной идеи своего стихотворения. Какие средства приводят к воздействию такой силы на читающего это произведение? Что ни строка - то метафора, олицетворение, сравнения, эпитеты, стилистические фигуры - антитезы, риторические вопросы. Отмечу только некоторые из них, показавшиеся мне наиболее яркими. С первой строки - метафора: «Роняет лес багряный свой убор». Это художественное средство вызывает ассоциацию с усталым существом, которое уже не в силах нести свой убор. Возникает ощущение усталости от бытия. И дальше, в первой строфе, всё настраивает на этот лад. Возможно, поэт не стремился к такому эффекту сознательно. Просто описывал хмурый октябрьский день, но в этом и есть гениальное проявление его дара. Пушкин специально не думает о выразительных средствах, писать так для него - естественно.

Разобрать таким образом можно любую и каждую строку: эпитеты так точно передают желаемый смысл написанного, что не требуется много слов, чтобы передать суть мысли поэта: «пленительная привычка» - не просто привычка, а желанная, доставляющая радость, удовольствие; «холодный свет» - сразу «видим» высшее общество с его неискренностью и условностями, перетянувшее от «дружеского братства» одного из лицеистов. И в каждой строфе, посвященной ли конкретно Корсакову, или Матюшкину, ставшему впоследствии адмиралом и повторявшим в морях слова Дельвига из прощальной песни лицеистов «на долгую разлуку нас тайный рок быть может осудил», буквально в каждой строфе я вижу все художественные средства, используемые в нашей литературе. Вот Пушкин задаёт риторические вопросы:

 

«Но многие ль и там из вас пируют?

Еще кого не досчитались вы?

Кто изменил пленительной привычке?

Кого от вас увлек холодный свет?

Чей глас умолк на братской перекличке?

Кто не пришёл? Кого меж вами нет?»

 

Эти стилистические фигуры заставляют глубоко задуматься, поразмышлять, сделать определенные выводы.

О Дельвиге:

 

«… Но я любил уже рукоплесканья, -

Ты, гордый, пел для муз и для души;

Свой дар, как жизнь, я тратил без вниманья,-

Ты гений свой воспитывал в тиши».

 

Здесь приём антитезы, сочетание противоположных понятий, служит для усиления художественного эффекта: факты, основанные на контрасте, воспринимаются ярче.

Как оценить в целом это стихотворение? Как оценить любое творение гения?

Трудно подобрать не затёртые слова. Одно неоспоримо: это один из лучших, если не самый лучший, гимн, возможно, самому важному и лучшему достоинству человека - умению дружить в полном смысле этого слова…

…После такого пристального внимания к каждой строчке произведения я вновь прочла вслух стихотворение «19 октября 1825 года». Ощущение было странным: я не могла понять, приобрело ли или потеряло для меня что-то это творение Пушкина?


[1]    Все литературные и другие источники,использованные автором,приведены в  Списке использованной литературы.

Категория: ПУШКИН | Добавил: admin | Теги: статьи о Пушкине, русский поэт, изучаем Пушкина, поэзия Пушкина, Пушкин, поэзия ХIХ века
Просмотров: 8178 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 4.3/3
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0