Тишина, ты лучшее
Из всего, что я слышал…
Б. Л. Пастернак
Понять характер и особенности поэзии Б. Л.
Пастернака помогают исследования А. Н. Архангельского, Н. М. Солнцевой, В. С.
Баевского.
Борис Леонидович Пастернак никогда не был
формалистом. В его стихах много пространства, света, контрастных цветов. Стихи
пишутся вдохновенно и печатаются цикл за циклом, книга за книгой. Его поэзия
сложна и проста, изысканна и доступна, эмоциональна и сдержанна. Она поражает
богатством звуков и ассоциаций.
Поэзия для
Пастернака была органом восприятия мира и способом выражения целостности жизни.
С первых своих шагов в русской литературе Пастернак обнаружил особый почерк,
особый строй художественных средств и приемов. Многое в его стихах ошеломляло,
ставило в тупик: они были чрезвычайно насыщены метафорами; уподобления, к
которым прибегал поэт, часто производили впечатление слишком субъективных или
случайных. Оригинальность мира Пастернака была обусловлена его стремлением и в
лирике «дойти до самой сути», уловить и передать в стихах подлинность
настроения, подлинность атмосферы или состояния. Живописная и звуковая
выразительность стиха, индивидуальная неповторимость образной системы — таковы
характерные особенности поэзии Пастернака. Этот поэт узнаваем. Он и талантливый
художник, и умный собеседник, и поэт-гражданин.
Надо сказать, что Пастернаку в целом свойственно отношение
к поэзии как к напряженной
работе, требующей полной самоотдачи:
Не спи, не спи, работай,
Не
прерывай труда.
Не
спи, борись с дремотой,
Как
летчик, как звезда.
Не
спи, не спи, художник,
Не
предавайся сну.
Ты —
времени заложник
У
вечности в плену.[1]
(«Ночь»)
Творчество Б. Л.
Пастернака многотемно, но его лирику объединяют общие философские идеи. Уже в
ранней поэзии обозначились мировоззренческие концепции его будущих поэтических
книг: самоценность личности, бессмертие творчества, связь человека со всем
сущим. Борис Пастернак принадлежал к той категории людей, которые развиваются,
«смело перечеркивая свое прошлое» [2] (Андрей Синявский). Для
Пастернака всегда важным было понятие «второго рождения», когда поэт без
жалости и страха отрекается от себя прежнего, как бы рождаясь заново для
творчества. Свое творческое кредо поэт выразил в следующих строках:
Цель творчества - самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.
Но надо жить без
самозванства,
Так жить, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов. [1]
(«Быть
знаменитым некрасиво», 1956)
Пастернак был верен своей идее единства и
взаимосвязи человека и мира, бессмертия жизни. Его философские воззрения на
человека восходили к учениям итальянских гуманистов, к их концепции человека
как пятого – наряду со стихиями воды, земли, воздуха и огня – элемента вечной
вселенной.
Концепция единого мира, помимо таких
составляющих, как поэт, его чувственный и вещный мир, природа, творчество,
включила и понятие народа. Россия для
Пастернака – единое пространство, не разделенное на народ и
интеллигенцию, народ и врагов народа и так далее. Пастернак создал сходный с
блоковским образ России-избранницы с особой «русской судьбой», в ней вечные,
неподвластные ничьей воле ценности, она в развитии, в обновлении:
И русская судьба безбрежней,
Чем может грезиться во сне,
И вечно остается прежней
При небывалой новизне. [1]
(«Неоглядность»,
1944)
В стихах Пастернака всегда ощущаешь не
наигранный, а глубоко естественный, даже стихийный лирический напор,
порывистость, динамичность. У них есть свойство западать в душу, застревать в
уголках памяти. Пейзаж у Пастернака существует на равных с человеком правах.
Явления природы у него как бы живые существа: дождик топчется у порога, гроза,
угрожая, ломится в ворота. Иногда у поэта сам дождь пишет стихи:
Отростки
ливня грязнут в гроздьях
И
долго, долго, до зари
Кропают
с кровель свой акростих.
Пуская
в рифму пузыри. [1]
(«Поэзия», 1922)
Мир природы в стихотворениях Бориса Пастернака
эмоционален, многомерен, полнокровен, многоцветен. Между природой и человеком в
лирике Пастернака нет никаких границ. Они взаимопроникают друг в друга, человек
уподобляется природе и наоборот. Единство мира в его целостности демонстрирует
и взаимопроникновение предметов явлений друг в друга:
Мне хочется домой, в огромность
Квартиры, наводящей грусть.
Войду, сниму пальто, опомнюсь,
Огнями улиц озарюсь.
Перегородок тонкоребрость
Пройду насквозь, пройду, как свет,
Пройду, как образ входит в образ
И как предмет сечет предмет. [1]
(«Мне хочется
домой, в огромность», 1913)
Борис Пастернак относится к жизни как к
непрерывному солнцевороту, к бесконечности единственных дней, множественности
единичного и единству множества. Философия времени сводится к следующему:
индивидуальное и неповторимое соединяется с чередой такого же индивидуального и
неповторимого, образуя бесконечную цепь. При этом время – это образ вечности и
его составляющая:
И дольше века длится день,
И не кончается объятье. [1]
(«Единственные дни», 1959)
В своих
стихах Борис Пастернак углубляется в свой собственный внутренний мир. Вечные
темы – жизнь и смерть, вечность и время, духовное совершенствование человека –
занимают автора и заставляют предаваться философским размышлениям читателя.
Пастернак является поэтом для читателя с думающим сердцем [2].
Один из циклов стихов Пастернака так и называется – «Занятия философией». Слово
«занятие» выбрано для заглавия неслучайно. По мнению поэта, человеку дано лишь
открывать для себя окружающий мир. Каждый человек рождается для того, чтобы
учиться понимать и определять какие-либо категории бытия для себя самого. Даже
опаленная бурями времени душа человека все же способна понимать природу:
Нашу родину буря сожгла.
Узнаешь ли гнездо свое, птенчик?
О мой лист, ты пугливей щегла!
Что ты бьешься, о шелк мой застенчивый?
О, не бойся, приросшая песнь!
И куда порываться еще нам?
Ах, наречье смертельное «здесь» —
Невдомек
содроганью сращенному. [1]
(«Определение
души», 1917)
Одна
из самых ярких отличительных черт художественной системы Пастернака —
метафорическая насыщенность стихотворений. При этом метафора не только необычна
сама по себе — ей отведена и необычная роль, настолько не похожа она на
привычные поэтические метафоры. Пастернаковская метафора не
столько художественный прием, сколько возможность для поэта преодолеть
ограниченность творческих сил, отведенных границами жизни. Метафоры в широком
смысле слова реконструируют единство человека с окружающей его
действительностью, превращая все вокруг в цельную картину мироздания.
Например, традиционная метафора весны как пробуждения
природы преобразовывается
Пастернаком за счет насыщения ее бытовыми
подробностями:
Весна, я с улицы, где тополь удивлен,
Где даль пугается, где дом упасть боится,
Где воздух синь, как узелок с бельем
У выписавшегося из больницы. [1]
(«Весна, я с улицы, где тополь удивлен», 1918)
Борис Пастернак
вводил в свои стихи редкие слова и выражения. Чем реже слово употреблялось, тем
лучше это было для поэта. Он хотел избежать штампов, его отталкивали "затертые”
поэтические выражения. Поэтому в его стихах мы можем встретить устаревшие
слова, редкие географические названия, конкретные имена философов, поэтов,
ученых, литературных персонажей. Своеобразие стихотворного стиля Пастернака
состоит и в необычном, раскованном, экспрессивном синтаксисе. Поэт нарушает
привычные нормы. Вроде бы обычные слова, но их расстановка в строфе необычна, и
поэтому стихотворение требует от читателя внимательного прочтения:
В
посаде, куда ни одна нога
Не
ступала, лишь ворожеи да вьюги
Ступала нога, в бесноватой округе,
Где и
то, как убитые, спят снега...[1]
(«Метель», 1915)
Оригинальны и
ассоциации Пастернака. Они непривычные, но именно благодаря этому действительно
свежие. Они помогают описываемому образу раскрыться именно так, как он его
видит:
Где, как обугленные груши,
С деревьев тысячи грачей
Сорвутся в лужи и обрушат
Сухую грусть на дно очей. [1]
(«Февраль. Достать чернил и плакать!», 1912)
Лирический герой в поэтическом мире Пастернака занимает особое место. В
первой своей книге «Близнец в тучах» Пастернак следует поэтической традиции –
лирическое «я» является главным мерилом ценности бытия. Но очень скоро поэт
отказывается от этой позиции. В последующих его произведениях окружающий мир
предстает самоценным, вне зависимости от его взаимоотношений с лирическим
героем, который словно растворяется в окружающей действительности. То есть
образ как бы «входит» в образ.
Такое восприятие мира и человека рождало иное понимание задач поэзии.
Искусство, по Пастернаку, призвано не отображать жизнь, а выражать ее.
Искусство – это орган речи самой жизни.
Поэзия, я буду клясться
Тобой и кончу, прохрипев:
Ты не осанка сладкогласца,
Ты — лето с местом в третьем классе,
Ты — пригород, а не припев.
Поэзия, когда под краном
Пустой, как цинк ведра, трюизм,
То и тогда струя сохранна,
Тетрадь подставлена,— струись! [1]
(«Поэзия», 1922)
Многие современники отмечали удивительную
музыкальность стихов Бориса Леонидовича Пастернака. О. Мандельштам писал: «Стихи
Пастернака прочитать – горло прочистить, дыханье укрепить, обновить легкие…».
[11]
Лирика Пастернака —
наиболее важная и существенная часть его огромного литературного наследия. В
свой громкий век он оживил яркость образного языка в поэзии, создал новый
образный строй стихотворения. Образ в его лирике стал существеннее, главнее
содержания. Вот что он сам писал об этом: "В искусстве человек смолкает и
заговаривает образ. И оказывается, только образ поспевает за успехами
природы". [2]
«Поэзия останется
навсегда той, превыше всяких Альп прославленной высотой, которая валяется в
траве, под ногами, так что надо только нагнуться, чтобы ее увидеть и подобрать
с земли...» [4] — сказал Пастернак в своем выступлении на Конгрессе
в защиту культуры в 1935 года. Его лирика и является ярким воплощением
оригинального мироощущения поэта.
Наследие Бориса Пастернака законно входит в
сокровищницу русской и мировой культуры XX века. Оно завоевало любовь и
признание самых взыскательных и строгих ценителей поэзии. Знание этого наследия
становится насущной необходимостью, упоительным чтением и поводом для раздумий
над коренными вопросами человеческого бытия.
Таким
образом, важнейшими чертами поэзии Б. Л. Пастернака является следующее:
Многотемность, порывистость, динамичность,
экспрессивность
Подлинность настроения, атмосферы и состояния
Естественный, стихийный лирический напор
Многомерность, полнокровность, многоцветность мира
природы
Метафорическая насыщенность стихотворений
Использование редких слов и оригинальных выражений
Оригинальность ассоциаций
Удивительная музыкальность стихотворений
Яркость образного языка
Живописная и звуковая выразительность стиха |