Жившие в один период времени, обозначившие своим
творчеством вершины русской лирики середины и конца ХIХ века, стремительно
разошлись на враждебные полюса общественного и литературного сознания? Что
вызвало к жизни тот дух непримиримой борьбы, вставшей между Фетом и Некрасовым?
В чем, наконец, существенное различие между этими поэтами и что все- таки у них
было общего?
В декабре 1877 года в Петербурге умирал Некрасов,
умирал так же мучительно, как и жил. Многолетняя схватка с действительностью
«неотразимые обиды», клевета врагов, предательство друзей и, наконец,
беспорядочный образ жизни, карточная игра, несдержанность страстей,- все
отзывалось теперь жесточайшими физическими и нравственными муками. В
смертельном бреду мерещилось: «кровожадные птицы» слетались и «ядовитые гады»
сползались в беспросветной ночи. Муза приходила «на костылях», иссеченная и
окровавленная. День казался ночью, а ночь днем, и надо всем этим, как молитва,
примиряющее звучал «голос матери родной»
Пора с полуденного зноя!
Пора, пора под сень
покоя;
Усни, усни касатик
мой!
Желанного покоя при жизни он так и не дождался.
Смертельно больной, он отчаянно ругался с цензорами, все доказывал невиновность
«Последних песен», а в дни, когда боль становилась невыносимой, часами лежал на
диване в кабинете и тянул вполголоса какой-то ноющий звук, напоминающий
окружающим бурлацкое пение.
Все же были в последних днях Некрасова и свои
светлые моменты. Из разных уголков России приходили в квартиру на Литейном
проспекте сочувственные письма, в
которых читатели удивленно спрашивали: «Отчего это он, судя по последним
стихам, решил, что «таким же безвестным народу» умирает, как жить начинал?» это
не могло его не трогать. Целыми группами являлись студенты и даже оставались
дежурить по ночам. Вчерашние враги и литературные противники в частых письмах
друг к другу отпускали Некрасову все грехи, признавая в нем громадный
поэтический талант. Тургенев- лучший товарищ молодежи, а затем враг на долгие
годы приходил мириться! Россия почувствовала вдруг, что теряет великого
национального поэта. Воистину
сбывались слова:
И, только труп его
увидя,
Как много сделал он,
поймут,
И как любил он-
ненавидя!
Ровно через пятнадцать лет в собственном доме в
Москве, после неудавшейся попытки самоубийства скончался А. Фет. Семидесятилетний
старик, камергер двора Его Императорского Величия, академик. Лауреат полной
Пушкинской премии, почетный мировой судья, богатый орловский курский и
калужский помещик- Фет-Шеншин умер в чинах, обласканный двором и царской
фамилией. Но были в последних днях Фета моменты пострашнее мучительной смерти
Некрасова. Гениальный русский лирик доживал свой век освистанный и оскорбленный всей интеллигентной Россией.
Последние его стихи вызывали град насмешек публики. Над общественными и
политическими убеждениями Фета посмеивались даже его лучшие друзья. Мракобес,
закостенелый крепостник, «шут гороховый»- таким провожала Россия Фета. Так он и
ушел из жизни, нисколько не желая оправдываться, глубоко презирал ту, по его
словам, «интеллигенцию мужицкую», которая открыто, смеялась над ним. А спустя
двадцать лет поэт и историк литературы Борис Садовский бросит современникам
поэта упрек: «Россия… прозевала Фета»
Между тем смерть Фета в атмосфере полного
душевного одиночества означала конец
уникального явления в русской лирике, так и не понятого и неоцененного
современниками. Два поэта, Фет и Некрасов, родились почти одновременно, в одно
и то же время выступали в печати, пережили одни и те же этапы
общественно-литературной поэзии… и при этом не имели в своем творчестве ничего
общего. Сейчас это кажется невероятным, природа поэтического творчества тесно
связана с реальной жизнью, а само творчество глубоко зависит от духа времени, в
котором живет художник. Два поэта, живущие в одну эпоху могут по-разному решать
духовные и общественные запросы своей страны, но запросы остаются общими. Фет и
Некрасов жили в одно время, а писали не просто по-разному- они говорили на
разных языках, дышали разными воздухами, откровенно не понимали друг друга. Достаточно
прочитать две-три строчки Фета и Некрасова, чтобы тотчас почувствовать
глубочайшую разность между ними. Даже то единственное , что, кажется, связывало
этих поэтов: любовь к русской природе - в творчестве принимало разные и даже глубоко чуждые друг
другу формы.
Полный текст исследовательской работы скачивайте по ссылке, размещенной вверху страницы.
|