Осип Эмильевич Мандельштам родился 3 (15) января 1891 года в Варшаве в семье мелкого коммерсанта. Отец его, Эмилий
Вениаминович, потомок испанских евреев, выросший в патриархальной семье,
самоучкой постигал европейскую культуру –
Гете, Шиллера, Шекспира. Мать, Флора Осиповна, в
девичестве Вербловская, любила Пушкина, Лермонтова,
Тургенева, Достоевского.
Мандельштамы хотят
дать детям настоящее образование, и вскоре семья перебирается в Павловск близ
Петербурга, а затем в Петербург, в Коломну –
старинный район ремесленников и разночинцев, с узкими каналами, торговыми
рядами, лавочками, соборами и мостами…
«Мы часто переезжали
с квартиры на квартиру, жили и в Максимилиановском
переулке, где в конце стреловидного Вознесенского виднелся скачущий Николай, и
на Офицерской, поблизости от «Жизни за царя», над
цветочным магазином Эйлерса». Последний из этих
адресов – Офицерская, 17, угол Прачешного
переулка. Мандельштамы снимали квартиру во втором этаже.
В «Шуме времени» мы
находим первые детские впечатления Коломны. «Мы ходили гулять по Большой
Морской в пустынной ее части, где красная
лютеранская кирка и торцовая набережная Мойки. Так незаметно подходили мы к
Крюкову каналу, голландскому Петербургу эллингов и нептуновых
арок с морскими эмблемами, к казармам гвардейского экипажа».
В этом районе
располагались учреждения военного и морского ведомств – интендантские склады, флотский экипаж, Ново-Адмиралтейская
судоверфь. «Помню спуск броненосца «Ослябя», как
чудовищная морская гусеница выползла на воду, и
подъемные краны, и ребра эллинга».
За Мойкой начиналась
аристократическая Адмиралтейская часть, «Весь массив Петербурга, гранитные и
торцовые кварталы, все это нежное сердце города, с разливом площадей, с
кудрявыми садами, островами памятников, кариатидами Эрмитажа, таинственной
Миллионной, где не было никогда прохожих и среди мраморов затесалась всего одна
мелочная лавочка, особенно же арку Главного штаба, Сенатскую площадь и
голландский Петербург я считал чем-то священным и праздничным… Я бредил
конногвардейскими латами и римскими шлемами кавалергардов, серебряными трубами
Преображенского оркестра, и после майского парада любимым моим удовольствием
был конногвардейский праздник на Благовещенье… Обычная жизнь города была бедна
и однообразна. Ежедневно часам к пяти происходило гулянье на Большой Морской – от Гороховой до арки Генерального штаба.
Все, что было в городе праздного и вылощенного, медленно двигалось туда и
обратно по тротуарам, раскланиваясь: звяк шпор, французская и английская речь,
живая выставка английского магазина и жокей-клуба. Сюда же бонны и гувернантки…
приводили детей: вздохнуть и сравнить с Елисейскими
полями». На занятия музыкой маленького Осипа водили к Покрову. «Мне ставили
руку по системе Лешетицкого», – замечает он.
В 1900 году Осип поступает в Тенишевское училище, а семья переезжает на Литейный
проспект. С сентября 1900 года училище
располагалось на Моховой в здании, построенном на средства князя Тенишева.
Вячеслав Николаевич Тенишев, получивший техническое образование в
Швейцарии, был разносторонне одаренным человеком и удачливым предпринимателем.
Составив крупное состояние, он ликвидировал дела и обратился к научным
занятиям. Основанное им Этнографическое бюро выпустило несколько книг о жизни и
быте крестьян великорусских губерний.
Училище располагало
прекрасными лабораториями, обсерваторией, оранжереей, мастерской, двумя
библиотеками, издавался свой журнал, изучались немецкий и французский языки.
Ежедневно проводились физические занятия и игры на воздухе. В училище не было
наказаний, оценок и экзаменов. Учебникам предпочитались наглядные методы преподавания.
Было много экскурсий: Путиловский завод. Горный институт. Ботанический
сад, озеро Селигер с посещением Иверского
монастыря, на Белое море, в Крым, в Финляндию (Сенат, Сейм, музеи, водопад Иматра).
Образцовому
устройству училища вполне соответствовал и состав педагогов. Первым директором
был прославленный педагог А.Я. Острогорский, русскую
словесность преподавал В.В. Гиппиус – поэт, автор стихотворных книг и исследований
о Пушкине. «Интеллигент строит храм литературы с неподвижными истуканами… В.В.
учил строить литературу не как храм, а как род. В литературе он ценил
патриархальное отцовское начало культуры». Эта первая встреча с великой
литературой оказалась для Мандельштама «непоправимой». Через двадцать лет он напишет:
«Власть оценок В.В. длится надо мной и посейчас. Большое, с ним совершенное,
путешествие по патриархату русской литературы… так и осталось единственным».
Гиппиус был и первым критиком стихов юного Мандельштама, печатавшихся в журнале
училища.
За окнами Тенишевского училища бушевала первая русская революция,
и отзвуки ее страстей доносились в классы. В большой аудитории училища часто
устраивались публичные лекции, собрания Литературного фонда, заседания
Юридического общества, «где с тихим шипением разливался конституционный яд».
Амфитеатр большой аудитории «в большие дни брался с бою, и вся Моховая кипела,
наводненная полицией и интеллигентской толпой… Вот в соседстве с таким домашним
форумом воспитывались мы...».
Вспоминая о своих
однокашниках, Мандельштам пишет: «А все-таки в Тенишевском
были хорошие мальчики. Из того же мяса, из той же кости, что дети на портретах
Серова. Маленькие аскеты, монахи в детском своем монастыре». Среди сверстников
Мандельштам выделяет Бориса Синани, сына известного
петербургского психиатра Бориса Наумовича Синани. Борис Наумович был близок с
видными народниками, дружил с Глебом Успенским и Н.К.
Михайловским. В доме Синани на Пушкинской собиралась молодежь, кипели политические
дискуссии. «Мне было смутно и беспокойно. Все волненье века передавалось мне.
Кругом перебегали странные токи… Мальчики девятьсот пятого года шли в революцию
с тем же чувством, с каким Николенька Ростов шел в
гусары». В доме на Пушкинской Мандельштам мог наблюдать решительных молодых
людей – членов боевых организаций
социал-революционеров, и когда он пишет о Борисе Синани, что тот «глубоко
понимал сущность эсерства и внутренне еще мальчиком
его перерос», то можно понять, что тогда же складывалось и его собственное
неприятие политического радикализма. В эту пору Мандельштам читает Герцена и
Блока, смотрит Ибсена у Комиссаржевской, посещает
концерты в Дворянском собрании и, конечно, пишет стихи. Полный текст статьи скачивайте по ссылке, размещенной вверху страницы.
|