Лермонтов… Из поколения в поколение личность
этого человека, этот образ, это несочетание
качеств характера, этот бездонный океан чувств,
это соединение простоты и возвышенности,
естественности и оригинальности исследуется
нами, но так и остается до конца нераскрытым. И
через всю жизнь проносим мы в душе образ этого
человека: грустного, строгого, смелого,
властного, нежного, благородного, язвительного,
мечтательного, насмешливого, застенчивого,
наделенного могучими страстями, волей и
проницательным беспощадным умом. Великая
человечность, пластичность образов,
многоплановое и многоаспектное творчество,
способность «перевоплощаться» – свойства не
только созданий Лермонтова, но и его самого.
М.Ю. Лермонтов – один из непревзойденных
гениев. Его талант повлиял на развитие не только
литературы, но и отразился в других видах
искусства. Природа щедро наделила Лермонтова не
только высоким даром поэта и музыкальностью, но
талантом художника. И если бы он занимался
живописью и графикой более серьезно,
профессионально, то, несомненно, стал бы большим
мастером.
Рисовать Лермонтов начал рано. Пол в его
детской комнате в Тарханах был покрыт сукном, на
котором мальчик с удовольствием чертил мелом.
Любопытно, что на самом раннем портрете
Лермонтов изображен в возрасте 4–5 лет с мелком в
правой руке.
А.П. Шан-Гирей вспоминает о детских годах поэта:
«…он был счастливо одарен способностями к
искусствам, уже тогда рисовал акварелью довольно
порядочно и лепил из крашеного воска целые
картины…»
Первые уроки рисования Лермонтову давал
художник А.С. Соловицкий, преподаватель
Московского пансиона. Позднее серьезные занятия
живописью с художником П.Е. Заболотским дали свои
результаты.
Некоторое воздействие на формирование
Лермонтова как художника, живописца и графика
оказал Рембрандт. Его влияние отчетливо
проступает в юношеских работах (акварельных
портретах), особенно в приеме светотеневых
контрастов. Другую грань таланта
Лермонтова-художника отмечала Е.П. Растопчина:
«Главная его прелесть заключалась в описании
местности; он сам, хороший пейзажист, дополнял
поэта живописцем».
Лермонтов рисовал всю сознательную жизнь, с
детства и до безвременной гибели. Многие его
работы не сохранились. Однако и то, что до нас
дошло более десяти картин маслом, более
пятидесяти акварелей, свыше трехсот рисунков, –
дает возможность составить достаточно полное
представление о его художественном наследии.
Дарование Лермонтова-живописца раскрылось в
полной мере во время и после первой ссылки. Почти
все лучшие его произведения в области
изобразительного искусства связаны с Кавказом.
Он был одним из первых художников, начавших
писать Кавказ, трактуя эту тему в духе
романтической живописи. Известно, что только за
время пребывания в Гродненском полку Лермонтов
выполнил 12 картин на кавказские темы. К
сожалению, эти рисунки и картины сохранились
лишь частично. Впечатления от Кавказа так сильны,
так глубоки, что с этими местами трудно
расстаться. И Лермонтов их зарисовывает. По
наброскам была написана картина « Крестовая
гора», одна из лучших работ Лермонтова. Поэт
подарил картину своему лучшему другу, писателю
В.Ф. Одоевскому. В 1966 году из Финляндии она
привезена в Советский Союз. С 1971 года картина
хранится в Государственном музее-заповеднике
М.Ю. Лермонтова в Пятигорске.
Суров и поэтичен горный пейзаж, изображенный на
картине.
Тогда же Лермонтов написал свой автопортрет.
Поэт изобразил себя на фоне гор, в черкеске с
газырями на груди, шашкой на поясе. Взгляд его
задумчив, даже печален. Это одно из лучших и
достовернейших изображений поэта. Автопортрет
передает глубокий, напряженный мир поэта, его
страдания, его «душу».
« С тех пор как выехал из России, поверишь ли, я
находился до сих пор в беспрерывном
странствовании, то на перекладных, то верхом;
изъездил Линию вдоль Кизляра до Тамани, переехал
горы, был в Шуше, в Кубе, в Шемахе, в Кахетии,
одетый по-черкесски, с ружьем за плечами; ночевал
в чистом поле, засыпал под крик шакалов, ел чурек,
пил кахетинское даже…», – так рассказывал
Лермонтов в письме Раевскому о своих вынужденных
поездках по Кавказу.
Талант Лермонтова-художника многогранен. По
своей тематике и жанровым признакам его работы
могут быть разбиты на несколько групп:
- военная тема (она преобладает среди акварелей и
рисунков в альбомах и на отдельных листах);
- пейзажи (составляют большую часть картин
Лермонтова и занимают значительное место среди
его рисунков);
- портреты (акварельные портреты составляют
целую сюиту, на полях автографов рассеяно
множество портретных зарисовок, большая часть
которых до сих пор не определена);
- карикатуры (один из любимых жанров Лермонтова);
- жанровые сцены (светские сцены, кавказский быт,
сцены из крестьянской жизни; Лермонтов
разрабатывал эти темы главным образом в
рисунках);
- наброски и рисунки, не имеющие определенного
сюжета, – обширная серия различных голов,
преимущественно мужских, изображения всадников,
военных и лошадей; экспрессия, динамичность,
лаконичная выразительность делает многие из
этих рисунков маленькими шедеврами;
- иллюстрации – самая небольшая группа рисунков
Лермонтова. Среди них – несколько
автоиллюстраций: фронтиспис к поэме «Кавказский
пленник» (гуашь, 1828), зарисовки на полях и
заглавном листе «Вадима» и «Сашки».
В области техники диапазон
Лермонтова-художника также очень разнообразен.
Он работал в живописи, акварели, рисунке и даже в
литографии (о последнем свидетельствует
автолитография «Вид Крестовой горы из ущелья
близ Коби» <1837>).
Из художественного наследства Лермонтова
известно 13 картин маслом: «Вид Тифлиса» (1837),
портрет А.Н. Муравьева (1836 – нач.1838),
«Воспоминание о Кавказе» (март – апрель 1838),
«Черкес» (1838).
Из дошедших до нас 44 акварелей Лермонтова часть
находится в альбоме, принадлежавшем М.А.
Шан-Гирей. Одна из лучших акварелей – «Пейзаж с
мельницей и скачущей тройкой» (1835–1836); она
примечательна своей светлой поэтичностью:
воздух чист и прозрачен, вдали в синеватой дымке,
протекает река, на вершине холма – навсегда
врезавшаяся в память автора «чета берез».
Наиболее значительный цикл среди акварелей
Лермонтова составляют портретные зарисовки. Это,
прежде всего трехкратное изображение В.А.
Лопухиной, любовь к которой поэт пронес через всю
жизнь.
В акварелях и рисунках Лермонтов охотно
обращался к изображению баталий и сцен из
военного быта. Наиболее интересны «Нападение
русской кавалерии на французский обоз» (1830),
«Эпизод из маневров в Красном Селе»(1833–1834).
Многие картины и рисунки Лермонтова могли бы
служить иллюстрациями к его поэмам и стихам. Но
рисовались они раньше, чем поэт создавал свои
произведения. По существу для него это были
памятные записки. Лермонтов стремился сохранить
в памяти пейзажи, бытовые сцены, которые не
только волновали его, но и рождали новые
поэтические образы.
В последние месяцы своей жизни в Пятигорске
Лермонтов продолжал рисовать пером, карандашом и
акварелью, делал зарисовки в альбомах знакомых –
это дружеские шаржи, карикатуры, жанровые сцены.
Но почти все рисунки того времени пропали.
За свою недолгую и такую беспокойную жизнь
Лермонтов создал большое количество живописных
и графических работ. Рисунки и картины
Лермонтова – это своеобразные живописные
дневники его жизни. Где бы он ни был, в какие бы
обстоятельства не ставила его судьба, он
открывал миру красоты Кавказа, всматриваясь в
него зорким взглядом гениального художника. |