«Сегодня
минуло ровно тридцать лет, как я стрелялся с Лермонтовым на дуэли. Трудно
поверить! Тридцать лет – это почти целая человеческая жизнь, а мне памятны
малейшие подробности этого дня, как будто происшествие случилось только вчера».
Именно так писал в своих воспоминаниях Николай
Соломонович Мартынов, тот самый человек, за которым прочно утвердилась
репутация злонамеренного убийцы великого поэта. Эти слова заставляют нас
задуматься не только о судьбе великого русского поэта, но и о судьбе самого
Мартынова, о его жизни, о причинах дуэли…
Николай Мартынов родился в 1815 году, был
четвертым ребенком в семье, получил основательное домашнее образование,
отличался начитанностью, с детства писал стихи.
В 1832 году вместе со старшим братом он определяется в Школу Гвардейских
подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.
По признанию Мартынова, с Лермонтовым у него
сложились довольно близкие отношения. Он не скрывает вместе с тем, что нельзя
назвать их безоблачными – уж очень непростой личностью был его школьный
товарищ.
«Умственное развитие его было настолько выше
других товарищей, что и параллели между ними провести невозможно. Он поступил в
школу уже человеком, который много читал, много передумал… годами он был не
старше других, но опытом и воззрением на людей далеко оставлял их за собой…»
Безоговорочное осуждение Мартынова вызывают
шалости Лермонтова и других по отношению к новичкам. Вот один из случаев,
произошедших с новичком школы: когда пришло время ложиться спать, Лермонтов
собрал товарищей в своей комнате, где они уселись верхом друг на друга,
накрылись простыней, а в руки взяли по стакану воды. Дождались, когда новичок
уснет, окружили его кровать, и, сорвав с него одеяло, вылили воду.
Из школы Мартынов выпустился годом позже
Лермонтова, только в конце 1835 года. В 1841 году он отправляется в Пятигорск
для лечения минеральными водами, куда через два месяца приедет Михаил Юрьевич и
очень обрадуется, узнав, что и Мартышка (так Мартынова называл Лермонтов) тоже
здесь.
Причиной ссоры межу ними стал прозвучавший
по-французски в адрес Мартынова каламбур – «горец с большим кинжалом». Не
по-мужски задевать честь приятеля в присутствии лиц противоположного пола.
Николай Соломонович имел все основания обидеться
на бестактное высказывание Лермонтова и сделать ему замечание. Может ли этот
случай служить поводом для дуэли?
В случае с Мартыновым дело, однако же, не в
единственной лермонтовской злополучной фразе. Она – всего лишь верхушка
айсберга. Свидетелей их разговора не существует. О нем мы узнаем из показаний
Мартынова на следствии:
«Недели три тому назад, во время его болезни, я
говорил с ним об этом откровенно; просил его перестать, и хотя он не обещал мне
ничего, отшучиваясь и предлагая мне в свою очередь смеяться над ним, но
действительно перестал на несколько дней. Потом взялся опять за прежнее. Я
решил положить этому конец. При выходе из этого дома, я удержал его за руку,
чтобы он шел рядом со мной; остальные все уже были впереди. Тут я сказал ему,
что если бы он еще вздумал выбрать меня предметом для своей остроты, то я
заставлю его перестать. Он не давал мне закончить и повторял несколько раз. Я
сказал ему, что в таком случае пришлю к нему секунданта, и возвратился к
себе...»
Таким образом, мотивы мартыновского вызова – отказ
Лермонтова изменить избранный стиль поведения.
У И.И.Панаева, глубоко почитавшего Лермонтова в
качестве художника слова, читаем об особенностях лермонтовской натуры:
«У него была страсть отыскивать в каждом своем
знакомом какую-нибудь комическую сторону, слабость. И, отыскав ее, он упорно и
постоянно преследовал того человека, который подтрунивал над ним и выводил его
из терпения. Когда он достигал этого, он был очень доволен.
- Странно, - говорил мне один из его товарищей, -
в сущности, он был, если хотите, добрый малый: покутить, повеселиться - во всем
этом он не отставал от товарищей, но у него не было ни малейшего добродушия, и
ему непременно нужна была жертва… Он непременно должен был закончить так
трагически: не Мартынов, так кто-нибудь другой убил бы его».
Если возвратиться к преддуэльной ситуации, не вызывает сомнения, что не
столько дерзкое, насмешливое замечание по поводу Мартынова на вечере у
Верзилиных привело к вызову, сколько нежелание поэта внести коррективы в свое
поведение по отношению к приятелю, намеренное провоцирование последнего, некий
дух противоречия, в него вселившийся.
Дуэль, на которую собирались, как на пикник,
загодя приготовив шампанское, чтоб отпраздновать мирный исход противостояния, в
конечном счете, состоялась.
«Прибыв к месту поединка, Лермонтов и его
секунданты встретили там приехавшего чуть раньше на беговых дорожках вместе с
Васильчиковым мрачного, молчаливого Мартынова, который церемонно поклонился им.
Встретившись взглядом со злыми, холодными глазами Мартынова, Михаил Юрьевич понял,
что никакого примирения не будет. Приехавший с добрыми мыслями и сердцем поэт
сразу потерял веселое настроение, и саркастическая улыбка вдруг исказила черты
его лица».
В соответствии с дуэльными правилами секундантами
была предпринята последняя попытка примирения. Лермонтов выказал полную свою
готовность на перемирие, заявив, что причина для дуэли слишком ничтожна. Но
Николай Соломонович остался в позе непреклонного. Примирение не входило в его
планы. Вся фигура его выказывала полную решимость, а горящие ненавистью глаза
выдавали сокровенное желание пропитанного лютой злобой человека.
Поединок проходил в крайне неблагоприятных
погодных условиях: огромная грозовая туча, надвигавшаяся со стороны Бештау,
достигла-таки района дуэли, и когда уже отмерили дистанцию и раздали заряженные
пистолеты дуэлянтам, поднялась предгрозовая буря, а затем пошел страшной силой
грозовой дождь. Стрелялись уже под этим ливнем, бившим прямо в лицо.
Дуэльная площадка была неровной, и получилось так,
что Лермонтов был поставлен секундантами на скате дороги выше Мартынова. Фигура
поручика выступала отчетливой мишенью для стоящего ниже Мартынова, и это
создавало ему преимущество в
прицеливании.
Глебов махнул рукой и громко скомандовал:
«Сходись!» Мартынов, не поднимая пистолета, быстрыми, широкими шагами
приблизился к барьеру, поднял пистолет и стал целить в противника. Полыхнула
молния, выхватив из грозовой темноты его мрачное выражение лица.
При сигнале «Сходись!» Михаил Юрьевич какое-то
время остался стоять на исходной позиции. Взведя курок, он поднял пистолет
дулом вверх. Спокойное, почти веселое выражение играло на лице поэта. Он все
еще надеялся, что сейчас разрядят пистолеты в воздух и отправятся пить
шампанское. Однако действия Мартынова не оставляли уже никаких сомнений в
злодейских намерениях отставного майора. Лермонтов подошел к барьеру и вытянул
правую руку с пистолетом вверх.
«Раз… Два…», - скомандовал между тем Глебов. Дождь
мешал целиться. Прозвучала команда «Три!», после которой по условиям стрелять
было уже нельзя. Соперников должны были развести на исходные позиции. И тут Столыпин крикнул:
«Стреляйте, или я разведу вас!». То было нарушением правил.
И тогда Михаил Юрьевич, как бы обращаясь ко всем
свидетелям дуэли, иронично-насмешливым тоном сказал: «Я в этого дурака стрелять
не буду!» Поэт отправил пулю в воздух.
Последние сомнения сразу покинули Мартынова.
Ярость и злость вспыхнули в нем с прежней силой.
Его убийца хладнокровно
Навел удар… спасенья нет:
Пустое сердце бьется ровно,
В руке не дрогнул пистолет.
Думал ли Лермонтов, что эти строчки, клеймящие
Дантеса, будут иметь отношение и к его собственной судьбе?
Холод смерти вдруг пронизал тело поэта. Лермонтов
упал, не сделав движения ни взад, ни вперед. Подбежали секунданты. В правом
боку дымилась рана, в левом – сочилась кровь. Пистолет оставался в руке. Поэт
был без сознания.
Очнувшись, Лермонтов различил склоненное лицо
Глебова. «Миша, умираю», - пытались произнести его губы. Затем лицо Глебова
исчезло, и черная темнота снова поглотила мир.
Мартынов неуверенными шагами подошел к раненому
поэту, фальшиво произнеся слова извинения.
Убийца первым покинул место преступления.
Гроза и страшный ливень еще более усилились. Удары
грома готовы были расколоть небо, потоки воды изливались на землю, словно сама
природа, свирепствуя, негодовала по поводу совершенного злодейства… |