Почему приблизился к нам Лермонтов? Почему вдруг
захотелось о нём говорить?
Рассказывают, будто бы у Лермонтова был такой «тяжёлый
взгляд», что, на кого он смотрел пристально, тот невольно оборачивался. Не так
ли мы сейчас к нему обернулись невольно?..
Не потому ли уже и теперь сквозь вечереющий пушкинский
день таинственно мерцает Лермонтов, как первая звезда.
Пушкин — дневное, Лермонтов — ночное светило русской
поэзии. Вся она между ними колеблется, как между двумя полюсами — созерцанием и
действием.
У Пушкина жизнь стремится к поэзии, действие к
созерцанию; у Лермонтова поэзия стремится к жизни, созерцание — к действию.
На первый взгляд может казаться, что русская
литература пошла не за Пушкиным, а за Лермонтовым, захотела быть не только
эстетическим созерцанием, но и пророческим действием — «глаголом жечь сердца
людей».
Стоит, однако, вглядеться пристальнее, чтобы увидеть,
как пушкинская чара усыпляет буйную стихию Лермонтова.
и на бунтующие волны
. Льёт усмирительный елей.
В начале — буря, а в конце — тишь да гладь. Тишь да
гладь — в созерцательном аскетизме Гоголя, в созерцательном эстетизме
Тургенева, в православной реакции Достоевского, в буддийском неделании Л.
Толстого. Лермонтовская действенность вечно борется с пушкинской
созерцательностью, вечно ею побеждается и сейчас побеждена как будто
окончательно, раздавлена.
Вот одна из причин того, что о Пушкине говорили много
и кое-что сказали, о Лермонтове говорили мало и ничего не сказали; одна из
причин того, что пушкинское влияние в русской литературе кажется почти всем,
лермонтовское — почти ничем.
. . . к тому, что было до рождения, дети ближе, чем
взрослые. Вот почему обладает Лермонтов никогда не изменяющей ему способностью
возвращаться в детство, т. Е. в какую-то прошлую вечную правду.
Накануне смерти, со смертью в душе, он «предаётся
таким шалостям, которые могут прийти разве только пятнадцатилетнему мальчику».
«Бегали в горелки, играли в кошку — мышку, в серсо», - рассказывает Эмилия
Александровна, та самая барышня, из-за которой Лермонтов был убит Мартыновым.
«Тяжёлый взор странно не согласовывался с выражением
детски нежных и выдававшихся губ», - вспоминает о нём И. С. Тургенев...
«Он очень походил на мать свою, - сказал однажды
Краевский, указывая на её портрет, - если вы к этому лицу приделаете усы,
измените прическу, да накинете гусарский ментик — так вот вам Лермонтов».
«Когда я был трёх лет, то была песня, от которой я
плакал; её не могу теперь вспомнить, но уверен, что если бы услыхал её, она бы
произвела прежнее действие. Её певала мне покойная мать». — Песня матери —
песня ангела:
И голос той песни в душе молодой
Остался без слов, но живой...
Вся поэзия Лермонтова — воспоминание об этой песне,
услышанной в прошлой вечности...
В детстве он напускался на бабушку, когда она бранила
крепостных, выходил из себя, когда вели кого-нибудь наказывать, и бросался на
отдавших приказание с палкою, с ножом, - что под руку попало...
Бабушка Лермонтова, после смерти внука, оплакивала его
так, что веки на глазах ослабели, и она не могла их поднять.
« . . . Будучи студентом, - рассказывает очевидец, -
Лермонтов был страстно влюблён в Варвару Александровну Лопухину. Как сейчас
помню её ласковый взгляд и светлую улыбку: ей было 15 — 16 лет, мы же были дети
и сильно дразнили её: у неё на лбу над бровью чернелось маленькое родимое
пятнышко, и мы всегда приставали к ней, повторяя: «У Вареньки родинка, Варенька
уродинка!» Но она, добрейшее создание, никогда не сердилась. — Чувство к ней
Лермонтова было безотчетно, но истинно и сильно, и едва ли не сохранил он его
до самой смерти своей».
Родные выдали Вареньку за богатого и ничтожного
человека, Бахметева. Может быть, она любила мужа, была верною женою, доброй
матерью, но никогда не могла забыть Лермонтова и втайне страдала, так же как
он, хотя по всей вероятности, не сознавала ясно, отчего страдает...
и сквозь тысячи измен, сквозь неимоверную пошлость,
«свинство», хулиганство с женщинами — он верен ей одной, любит её одну:
Люблю тебя нездешней страстью,
Как полюбить не можешь ты, -
Всем упоеньем, всею властью
Бессмертной мысли и мечты.
На дуэли Лермонтов вёл себя с благородством, - он не
стрелял в своего противника, - но по существу это был безумный вызов высшим
силам, который, во всяком случае, не мог иметь хорошего исхода. В страшную
грозу, при блеске молний и раскатах грома, перешла эта бурная душа в иную
область бытия.
«. . .Никогда не забуду того спокойного, почти
веселого выражения, которое играло на лице его перед дулом пистолета, уже
направленного на него», - рассказывает кн. Васильчиков о последних минутах
Лермонтова. Не совсем человек — это сказывается и в его отношении к смерти...
Никто не смотрел в глаза смерти так прямо, потому что никто не чувствовал так
ясно, что смерти нет. |