Николай Ростов – герой романа Л.Н. Толстого
"Война и мир”, – вернувшись после длительного
отпуска в свой полк, быстро почувствовал
преимущества полковой жизни перед московской. В
частности, "в полку было известно... кто хороший,
кто дурной человек, и главное – товарищ”. Эта
особенность полковой жизни заслуживает
серьёзного рассмотрения. Отметим сначала, что
Николай Ростов не сомневался, что людей можно
отличать по признаку "хороший” – "дурной”. Он
даже различал понятия "хороший человек” и
"хороший товарищ”. А отличие Москвы от полка
заключалось в том, что в сложных московских
условиях очень трудно понять, кто хороший, а кто
плохой. Хотя сам факт наличия в Москве и хороших,
и плохих людей у Николая Ростова сомнения не
вызывал.
По-другому относился к людям Пьер Безухов,
который иногда был способен оправдать даже явную
подлость. Его рассуждения иногда вполне
соответствовали принципу "нет в мире
виноватых”. При этом нельзя сказать, что он был
последователен в своём "всепрощении”. Наоборот,
когда он говорил и действовал под влиянием своих
эмоций, то особых сомнений не испытывал.
Например, когда он вызывал Долохова на дуэль.
Лишь потом, пожалев раненого противника, Пьер
Безухов сначала засомневался, а потом пришёл к
неожиданному выводу, что Долохов ни в чём не
виноват. Характерно, что, размышляя о своей ссоре
и последовавшей за ней дуэлью, Пьер Безухов
вспомнил про французскую революцию. При этом он
допустил распространённую логическую ошибку.
Действительно, бывают ситуации, когда трудно, а
то и невозможно понять, кто прав, а кто виноват,
разделить людей на хороших и дурных. Как,
например, во время французской революции, когда и
революционеры, и роялисты были по-своему правы.
Но это отнюдь не означает, что не бывает простых
ситуаций, когда вполне можно различить, кто прав,
а кто виноват, кто хороший человек, а кто дурной.
Кстати, сам Пьер Безухов не сомневался в вине
своей супруги. А в конце своего разговора с
шурином Анатолем Курагиным, вознамерившимся
похитить Наташу Ростову, он произнёс: "О, подлая,
бессердечная порода”, имея в виду своего шурина
и его сестру. И сомнений у него в этом не было.
Отметим, что у читателя не возникает сомнения
ни в виновности Долохова, ни в подлости Анатоля
Курагина. И здесь просматривается позиция автора
"Войны и мира” Л.Н. Толстого во время
написания романа. Более того, трудно усомниться в
том, что к одним своим героям писатель относится
с симпатией, а к другим с антипатией, явно выделяя
среди них хороших и дурных.
Для сравнения можно отметить, что в романе
"Анна Каренина” почти не видно авторских
антипатий к кому-либо из главных героев. Пожалуй,
только к Алексею Каренину писатель относится с
иронией. Но и он, как и все другие главные герои
романа, представляется скорее жертвой
обстоятельств, которые, в свою очередь, являются
следствием ненормальных общественных условий.
Возможно, в этом отличии между двумя романами
можно увидеть свидетельство эволюции взглядов
писателя.
В наши дни стало модным "неоднозначное”
отношение к морально-этическим проблемам. Можно
сомневаться в том, в чём наши предки не
сомневались. В этом смысле роман "Война и мир”
старомоден. В частности, история Долохова
выглядит чистой морализацией, немодной уже во
времена Л.Н. Толстого. Действительно, Долохов
вызывает к себе неоднозначное отношение. Но он
жестоко и подло поступил со своими близкими
друзьями Пьером Безуховым и Николаем Ростовым.
Можно сказать, что Л.Н. Толстой иллюстрирует
житейский тезис – быть другом Долохова очень
опасно. Современным в романе выглядит лишь Пьер
Безухов, способный усомниться в том, в чём мало
кто сомневается.
Надо сказать, что и сам Л.Н. Толстой иногда
сомневался в том, в чём мало кто сомневается. Но в
своём романе автор "Войны и мира” сам даёт ответ
на свои сомнения. Тот же Пьер Безухов,
столкнувшись с явной подлостью, не размышлял, а
действовал, вызвав на дуэль Долохова и добившись
немедленного выезда из Москвы Анатоля Курагина.
А обладавший, как сказано в романе, здравым
смыслом Николай Ростов не сомневался, что люди
бывают хорошие и дурные. Нравственное чувство и
здравый смысл помогают человеку не сомневаться в
тех случаях, когда сомнения неуместны. Более
того, автор "Войны и мира”, не скрывая своих
симпатий и антипатий к героям романа, тем самым
даёт читателю почувствовать, что он тоже делит
людей на хороших и дурных.