Одна из центральных идей
романа Л.Н.Толстого «Война и мир» – это
"мысль семейная”. Судьба героев романа во
многом определяется их средой, воспитанием,
семейным окружением. Особое место на страницах
«Войны и мира» отдано семейству Болконских. Три
поколения Болконских проходят перед нами и
вместе с тем — три исторические эпохи.
Образ старого князя
воскрешает перед читателем екатерининские
времена. Старый князь — человек XVIII века. Именно в
обычаях и порядках той эпохи коренятся его
главные качества — рациональность и дворянская
гордость, неотделимая от дворянской чести.
Рациональность старого князя сказывается во
всём — и в главном, и в мелочах. Он живёт в своём
имении, в Лысых горах, в полутораста верстах от
Москвы, но его быт упорядочен ещё в большей
степени, чем в столицах. Прогулки по прямым
аллеям усадебного парка, точное время выхода к
столу, строгое чередование определённых занятий
— всё это не случайно. Каждый свой шаг старый
князь как будто сверяет со строгими законами
разума и следующими из него принципами: "Он
говорил, что есть только два источника людских
пороков: праздность и суеверие, и что есть только
две добродетели: деятельность и ум”. В согласии с
этими принципами он хочет устроить и жизнь своих
близких. Отсюда — его занятия с дочерью алгеброй
и геометрией.
Дворянская гордость старого князя также
проявляется в его бытовых привычках: в том, что он
заставляет ждать в своей передней даже
начальников губернии, что он не всякого важного
губернского чиновника посадит с собой за стол,
наконец, в его наивной демонстрации своей
родословной. В столовой старого князя висят
изображения генеалогического древа князей
Болконских и мифического родоначальника рода,
будто бы происходящего от Рюрика.
Эта гордость — вовсе не пустое дело. И напрасно
Болконский-сын, князь Андрей, называет её
"ахиллесовой пяткой” — только слабостью,
только причудой: "С его огромным умом
поддаваться этой мелочности!” Исток этой
гордости своим происхождением и родом — в
понятиях родовой чести и аристократического
долга. "Служба прежде всего”, — говорит старый
князь, провожая сына в войска. И добавляет:
"Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне,
старику, больно будет... А коли узнаю, что повёл
себя не как сын Николая Болконского, мне будет...
стыдно!”
Молодой князь — Андрей Болконский — гораздо
больше похож на отца, чем он сам думает. В облике
старого князя сочетаются несоединимые на первый
взгляд признаки: с одной стороны, старческая
резкость и суровость (ещё усиленные официальным
старомодным париком и густыми сердитыми
бровями); с другой стороны, "блеск умных и
молодых блестящих глаз”. Поведение князя Андрея
столь же контрастно: в свете он надменно холоден
и брезглив (его лицо искажает "гримаса”, у него
"скучающий взгляд”, "выражение нервного
раздражения”, "озлобление”, "презрение”), но
вдруг при появлении дорогого ему человека его
глаза, "в которых прежде казался потушенным
огонь жизни”, начинают "блистать лучистым,
ярким блеском”.
И отец, и сын часто проявляют нервность и
раздражительность. Не случайно у старого князя
иной раз срывается голос — и он в раздражении
"взвизгивает”. Жизнь сплошь и рядом оказывается
неподвластной доводам разума, выходит из-под
рассудочного контроля. Жизнь сопротивляется
рациональной схеме; так, княжна Марья всякий раз
была не в состоянии постигнуть геометрической
задачи — и тогда "старик... горячился, бранился, а
иногда швырял тетрадью”. И вот уже у князя Андрея
начинает срываться голос, когда жизнь
поворачивается к нему своей загадочной, тёмной
стороной.
Контраст оживления и раздражения, деловитости
и бессилия в старом князе во многом
предсказывает трагическую судьбу князя Андрея —
наследника принципов XVIII века. Как и отец, он
одарён государственным умом, смелостью и
честностью — всем тем, что должно во все времена
быть востребованным обществом. Ему был как будто
предназначен путь видного общественного
деятеля. В разговоре с князем Андреем Кутузов
говорит пророческие слова: "Я знаю, твоя дорога
— это дорога чести”.
Но дорога чести в судьбе князя Андрея
расходится с дорогой славы. Так, на поле
Аустерлица ему открывается ничтожество мечтаний
о славе: его прежний кумир Наполеон отдаёт ему
почести; но сколь жалким представляется князю
Андрею этот жест — после того, что открылось ему
под небом Аустерлица! А после ранения при
Бородине он осознаёт, что "умирает без славы”.
Для князя Андрея закрыта дорога славы. Он
ничего не может изменить в делах Большой Истории,
его поступки не имеют общественно важных
последствий. Героизм князя Андрея на поле
Аустерлица бессмыслен — и он понимает это, когда,
тяжело раненный, глядит в аустерлицкое небо. Его
ум оказывается ненужным, когда он пытается
принять участие в реформах Сперанского;
бесполезность этих усилий — только это и
открывается его уму. Даже понимание князем
Андреем смысла Отечественной войны 1812 года не
даёт ему возможности внести свою лепту в общее,
народное дело: при Бородине он вынужден стоять в
резерве — тем нелепее полученное им смертельное
ранение.
Князь Андрей идёт тем же путем, что и отец, —
путём чести и долга. Но что дано было отцу —
послужить посильно отечеству, — то не дано было
сыну. Сословные и рационалистические принципы,
унаследованные князем Андреем от отца, придают
личности князя Андрея обаяние, но вместе с тем и
ограниченность.
Зато есть в князе Андрее то, что преодолевает
эту сословную ограниченность, то, что резко
отличает его от отца и приближает к сестре,
княжне Марье, с её утончённой духовностью. Это
порыв к вечности, стремление к слиянию с высшим, с
абсолютным. В кризисные моменты жизни самому
князю Андрею становится понятна ограниченность
его сословного идеала чести и славы. В первый раз
он испытал своего рода просветление, когда его
ранили при Аустерлице, во второй раз — когда его
смертельно ранили при Бородине. То, что казалось
Андрею столь важным с позиции чести (рыцарский
жест со знаменем, рыцарская осанка при виде
смертельно опасного ядра), оказалось для него же
самого ничтожным в сравнении с вечностью (небом
Аустерлица, смертью).
С каждым поколением род
Болконских становится всё более утончённым и
одухотворённым. Для старого князя всё было ясно,
и он не задумывался о высоких материях. В князе
Андрее есть непонятная для него самого воля к
запредельному — именно поэтому на него так
действует небо Аустерлица, именно потому так
притягивает его к себе смерть после Бородина. Сын
же князя Андрея, Николенька Болконский,
неслучайно так тонок и худ, так болезнен и
впечатлителен. Это символично: род Болконских
движется от "материи” к "духу”, становится всё
более возвышенным.
От высокой идеи служения государству род
Болконских движется к возвышенной идее служения
человечеству. Николенька, наследник славных
традиций рода, мечтает не просто прославиться,
обрести славу для себя, но пострадать за
человечество, принести себя ему в жертву — и тем
добиться высшей славы. |