Долохов не является главным
героем романа «Война и мир», но образ его
настолько ярок и индивидуален, что сразу же
заинтересовывает читателя. Толстой наделяет
этого героя такими, казалось бы, несовместимыми
чертами характера, что мы в течение всего романа
размышляем, каков же он на самом деле.
Впервые с Долоховым, семёновским офицером, мы
встречаемся во время кутежа у Анатоля Курагина, в
момент заключения пари о том, что он "выпьет
бутылку рома, сидя на окне третьего этажа с
опущенными наружу ногами”. Читатель в
напряжении: чем же закончится эта безумная
выходка и кто такой этот уверенный в себе,
дерзкий молодой человек?
Внешность Долохова ярко выделялась на фоне
других. Это был "человек среднего роста,
курчавый и со светлыми глазами. Ему было лет
двадцать пять... рот его, самая поразительная
черта его лица, был весь виден... и всё вместе, а
особенно в соединении с твёрдым, наглым, умным
взглядом, составляло впечатление такое, что
нельзя было не заметить этого лица”.
Вообще, стремление выделиться, всегда быть в
центре внимания — отличительная черта Долохова.
Чтобы быть лидером среди богатых гвардейских
офицеров, он становится лихим повесой,
картёжником и бретёром. Будучи человеком
небогатым, без всяких связей, проживая у Анатоля
Курагина, очень богатого молодого человека, он
"успел себя поставить так, что Анатоль и все
знавшие их уважали Долохова больше, чем
Анатоля”.
При дальнейшем знакомстве с Долоховым мы видим,
что это эгоистичный и болезненно самолюбивый
молодой человек. Для него такое нравственное
понятие, как дружба, — понятие чисто
относительное. Будучи в дружеских отношениях с
Пьером, который гостеприимно предоставил ему
свой дом, Долохов со спокойной совестью заводит
роман с его женой и ко всему этому ещё цинично и
нагло оскорбляет Пьера в присутствии гостей,
доведя дело до дуэли. Долохов всегда и у всех
привык выигрывать и добиваться того, чего он
хочет. Так же легко из числа своих друзей он
исключает и Николая Ростова, когда узнаёт, что
Соня любит Николая, а не его. Это удар по его
самолюбию. Но проигрывать — не в его характере.
Он должен отомстить или отыграться. Вызвав
Николая на игру, он бесстрастно выигрывает у него
огромную сумму денег, компенсируя тем самым свой
проигрыш.
Да, по натуре Долохов игрок, и жизнь для него в
большей степени игра. Человек авантюрного склада
характера, он любит испытывать судьбу. Это
подтверждает и его выходка с квартальным, за
которую он был разжалован в солдаты, и план
побега Наташи, который он готовил по просьбе
Анатоля. Отчаянное бесстрашие проявляет Долохов
и на войне, когда берёт в плен неприятеля или
проникает во французский лагерь вместе с Петей
Ростовым, жизнью которого рискует так же, как и
своей.
Но всё его геройство в большей степени
показное, демонстративное, направленное на
самоутверждение. Он обязательно потом напомнит о
своих успехах начальству.
Но не всё для читателя ясно и понятно в этом
герое. В романе есть такие сцены, которые
раскрывают перед нами совершенно другого
Долохова. Так, из сцены дуэли мы узнаём, что
Долохов, этот отчаянный кутила и повеса, —
любящий сын и брат. Раненый, он плачет и
признаётся Ростову в том, что у него есть мать, в
том, как он любит её: "...она не перенесёт этого...
Моя мать, мой ангел, мой обожаемый ангел...” Какой
нежностью и любовью проникнуты эти слова!
Удивительно и то, что Долохов, казалось бы
неспособный на чувства и переживания,
презирающий дамское общество, вдруг влюбляется в
Соню и даже делает ей предложение. А перед
Бородинским сражением, случайно встретив Пьера,
он просит простить его за всё, что было между
ними.
В такие ответственные моменты жизни кажется,
что Долохов срывает с себя маску и обнажает то
лучшее и настоящее, что в нём есть. И как могут
уживаться в нём такие совершенно
противоположные чувства — ненависть и любовь,
жестокость и нежность? Он признаётся Николаю: "Я
никого знать не хочу, кроме тех, кого люблю; но
кого я люблю, того люблю так, что жизнь отдам, а
остальных передавлю всех, коли встанут у меня на
дороге”.
Иногда Долохов чем-то напоминает мне Печорина.
Ведь на первом плане у Печорина тоже всегда свои
собственные интересы. Вот запись Печорина в его
дневнике: "Я смотрю на страдания и радости
других только в отношении к себе как на пищу,
поддерживающую мои душевные силы”. А вот
высказывание Долохова: "...на остальных я обращаю
внимание только настолько, насколько они полезны
или вредны”.
Итак, в большей степени Толстой выводит
Долохова как отрицательного героя.
Примечательно, что сам автор никогда не называет
его по имени. Долохов не проходит у него проверку
нравственными категориями добра, правды и
простоты. Автор осуждает в нём ложное геройство и
личный эгоизм. Не случайно он так не понравился
Наташе. Мне кажется, что своё отношение к нему
автор выражает её словами: "...У него всё
назначено. А я этого не люблю”. Я согласна с
Толстым. Но всё-таки Долохов мне более
симпатичен, чем тот же Берг или Борис Друбецкой,
которые всегда стараются выглядеть лучше, чем
они есть на самом деле. Толстой наделил этого
героя чувством любви к матери, и это, я думаю,
оставляет нам надежду на то, что не всё ещё
потеряно в его судьбе, что Фёдору Долохову ещё
встретится в жизни "такое небесное существо,
которое бы возродило, очистило и возвысило его”. |