Четверг, 28.03.2024, 11:48


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ФОНВИЗИН [8]
БАТЮШКОВ [7]
ЖУКОВСКИЙ [5]
ГРИБОЕДОВ [8]
ПУШКИН [55]
ЛЕРМОНТОВ [19]
ФЕТ [14]
КРЫЛОВ [5]
ГОГОЛЬ [139]
НЕКРАСОВ [2]
САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН [5]
А.ОСТРОВСКИЙ [8]
Л.ТОЛСТОЙ [14]
ТУРГЕНЕВ [13]
ДОСТОЕВСКИЙ [9]
ЧЕХОВ [13]
БУНИН [30]
А.БЛОК [11]
ЕСЕНИН [10]
КУПРИН [15]
БУЛГАКОВ [35]
БРОДСКИЙ [17]
ПАСТЕРНАК [12]
АХМАТОВА [22]
ГУМИЛЕВ [16]
МАНДЕЛЬШТАМ [3]
ЦВЕТАЕВА [16]
ТВАРДОВСКИЙ [6]
ШОЛОХОВ [6]

Главная » Файлы » ПЕРСОНАЛЬНЫЙ УГОЛОК ПИСАТЕЛЯ » Л.ТОЛСТОЙ

“Человек — это целый мир...”. По роману Л.Н. Толстого «Война и мир»
05.10.2016, 08:56

Ф.М. Достоевский — один из самых известных русских писателей и философов. Его афоризмы всегда глубоки и ёмки. Понимание человека как отдельного мира, таинственного и загадочного, характерно для творчества этого писателя, но не только его одного. Эта формула поистине универсальна и применима ко многим писателям-реалистам, известным мастерам психологизма. Так рассматривает своих героев Л.Н.Толстой. Мне хотелось бы продемонстрировать это на примере его романа «Война и мир».

Тематика произведения чрезвычайно разнообразна, но одним из самых главных объектов для изучения является человек во всём многообразии своих чувств и мыслей. Толстой проникает во все закоулки человеческой души, стремясь раскрыть внутренний мир героев наиболее полно и ясно. Конечно, нельзя сказать, что все персонажи из многочисленного "населения” романа раскрываются на его страницах как своеобразные миры со своими идеями и взглядами. В живом мире, по Толстому, всегда должно происходить движение. Но с первых же глав появляются герои, которые, несмотря на свою внешнюю изменчивость и суетливую подвижность, застыли раз и навсегда в духовном развитии. В первую очередь здесь надо упомянуть светское общество, которое наиболее лживо в своем псевдодвижении. Здесь всё работает, "как заведённые часы”, "по привычке”. Всё определено, у каждого есть своё "общественное положение”, которому он должен соответствовать. Неслучайно сравнение этого мира с машиной в первой главе первого тома на вечере у Анны Павловны Шерер. И так на протяжении всего произведения эти вечера фрейлины, а потом и Элен остаются одинаковыми, независимо от живого течения событий: "Но спокойная, роскошная, озабоченная только призраками, отражениями жизни, петербургская жизнь шла по-старому...” Нельзя исключить, конечно, что у этих людей есть внутренний мир, но в нём давно исчезли все признаки истинной жизни. В их душах уже ничего не проснётся и не воскреснет, а значит, они останутся мёртвыми.

Толстого интересуют все люди, но такие типы легко распознаются и не требуют пристального изучения. Гораздо более значимы для него герои, которых не очень много в произведении, но внутренний мир которых сложен и противоречив, потому им посвящено не меньше глав, чем глобальным историческим процессам начала XIX века. Для писателя-гуманиста внутренний мир таких людей, как Пьер, князь Андрей, Наташа Ростова, Николай, княжна Марья, не менее важен, чем мир, который включает всё человечество и в котором в описываемое время происходят важные процессы, победоносное движение Наполеона на восток, его столкновение с русской армией, затем Тильзитский мирный договор и, наконец, война 1812 года. Часто все эти события исторического масштаба интересуют писателя в том плане, какое воздействие они производят на его главных героев: так, во время Аустерлицкого сражения он концентрирует особое внимание на поведении и мыслях Николая Ростова и князя Андрея, в Бородинском сражении автор в первую очередь наблюдает за Пьером и Андреем. И объясняет это Толстой в одном из своих философских отступлений (том 2, ч. 3, гл. 1): "Жизнь между тем, настоящая жизнь людей с своими существенными интересами здоровья, болезни, труда, отдыха... любви, дружбы... шла, как всегда, независимо и вне политической близости или вражды с Наполеоном Бонапарте...” По Толстому, все люди, которые занимаются политикой, государственными преобразованиями и видят в этом цель и смысл жизни, заблуждаются. Настоящая жизнь сосредоточена в человеке, а не вне его, она в обогащении и взаимодействии людей между собой, как отдельных миров, и их общении с окружающим миром природы, то есть с миром Бога. Все же политические деятели, как и военачальники, овеществляют людей, превращая их в объекты, в цифры и считая их сотнями и миллионами. Таким он видит Наполеона, духовное "я” которого окостенело в лжевеличественной позе и который принёс в мир людей только войну и смерть, провозгласив себя за то великим. Раздор, который он породил в людях, разрушил мир во всём его окружающем так же, как и мир в его душе. И так произошло не только с одним Наполеоном. Наполеоновский дух глубоко проник в русское общество, проявившись в многочисленных подражаниях (Долохов, Сперанский, Александр I).

Слово "мир” в произведении Толстого имеет множество значений, которые тесно связаны между собой. Ключевую антитезу романа хорошо выражает название «Война и мир». С образом войны у Толстого связано всё наполеоновское, разрушающее по своей сути. Война не только уничтожает физически людей, но и разрушает их души, то есть их внутренние миры. В начале третьего тома Толстой так пишет о начале войны 1812 года: "... и началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие. Миллионы людей совершали друг против друга... бесчисленное количество злодеяний... и убийств... на которые в этот период времени люди, совершавшие их, не смотрели как на преступления”. Это, по Толстому, совершенное нарушение всех нравственных норм, которые есть внутри человека и которые говорят о присутствии в нём Бога. "Мир” же в романе есть именно божественное начало, созидающее и творящее. Это вечная основа жизни природы и человечества, как целого, так и каждого человека в отдельности. В этом понятии писателю видится то объемлющее начало, на котором основана истинная жизнь. Здесь как бы точка соприкосновения: если мир в душе человека и мир и гармония вокруг, то происходит взаимопроникновение внутреннего мира человека и мира Бога. В этом смысл жизни по Толстому, и к этому приходят его главные герои в процессе сложных поисков, через многочисленные ошибки и заблуждения.

Любимые герои Толстого все очень различны и разными путями приходят к истине. И, конечно, считать, что их путь духовного развития на этом закончен, тоже нельзя. Остаётся ещё множество нерешённых вопросов и противоречий, и, пока человек жив, он продолжает совершенствовать свой внутренний мир. Мне кажется, что наиболее интересно посмотреть, как изменялся взгляд на мир и себя у Пьера Безухова.

С первого появления Пьера перед читателем легко понять, почему он занимает Толстого больше, чем многие другие в гостиной: его отличает умный и вместе робкий, наблюдательный и естественный взгляд. У Толстого глаза всегда играют первостепенную роль в портрете и хорошо демонстрируют отношение автора к герою. Его толстый и неуклюжий Пьер сразу привлекает читателей своей естественностью, искренностью и добротой. Конечно, Толстой, как писатель-реалист, не рисует перед нами идеал. Пороки Пьера не менее многочисленны, чем достоинства, но для автора очень важно, что он — ищущая натура, он стремится к истине и самоусовершенствованию, хотя это ему не очень легко даётся вследствие его слабохарактерности и безволия. Но для таких людей, как Андрей и Пьер, остановка в духовном развитии равносильна смерти. Все события их жизни и окружающие люди так или иначе включаются в их внутренний мир и изменяют его, чего, например, не происходит с большинством светских людей в романе: все изменения мира вокруг отражаются на них лишь внешне, не потрясая глубин их души, если она у них вообще есть.

На Пьера же огромное влияние оказывают все встречи и происшествия, причём часто одна случайная встреча равнозначна такому значительному событию, как война, по действию на героя. Пьер в начале романа представляет собой юношу с большими надеждами на будущее. Сознание его окутано неопределенными мечтами. Он стоит на перепутье и в совершенной растерянности не может выбрать нужного направления. Жизнь сама решает за него эту проблему и предоставляет ему проторённую дорожку, дающую богатство, блестящую карьеру и высокое положение в обществе. Для таких, как Анатоль, она вполне приемлема, но это совсем не может устроить Пьера. Кажется, чего же проще для таких характеров, как граф Безухов: поддаться чужому влиянию, окунуться в праздную и беззаботную жизнь. И Пьер сначала поддаётся, так как нравственные правила в его душе ещё очень зыбки, но он интуитивно чувствует ложь в своих поступках и всё же продолжает двигаться в неправильном направлении, пока, наконец, не приходит к логическому следствию своего нравственного падения — дуэли с Долоховым. Здесь в первый раз весь мир как бы рушится на его глазах, как и его внутренний мир. Добро и зло, правда и ложь мешаются, становятся относительными. Так и жизнь становится относительно вечности мигом. Всё теряет смысл и связь.

С разрушением внутреннего мира всё окружающее также превращается в непонятную игру случайностей. В таком состоянии Пьер даже готов избить Элен, хотя только несколько часов назад не мог понять, как решился убить на дуэли человека. Для Толстого человек, который готов убить, — это человек, в котором исчезла совесть, то есть всё человеческое. Но Пьер не мог остановиться на этом, для него невозможно пребывать долго в таком состоянии. Надо отметить, что при всей своей разрушительной силе кризис у любимых героев Толстого позволяет душе раскрыться настолько, что образовавшуюся пустоту может заполнить любой человек, который встретится в этот момент на их жизненной дороге.

В этот момент герой у Толстого, при всей сосредоточенности на себе, наиболее открыт для других людей. Потому случайные встречи в такой период приобретают решающее значение для героя. Особенно это хорошо видно у Пьера: встретив в Торжке Осипа Алексеевича Баздеева, он обретает почти новую религию; потом, после очередного кризиса в Москве, Наташа Ростова благотворно влияет на становление его внутреннего мира; на войне чуть ли не каждый солдат, пересекаясь на своём пути с Пьером, добавляет что-то новое в его богатый внутренний мир; так происходит и в момент самого болезненного и страшного для героя надлома после казни поджигателей: Каратаев восстанавливает внутреннюю гармонию в душе Пьера из пепла и праха. Таким образом, кризисы во многом благоприятны для героя, так как способствуют его продвижению к истине. Каждый раз разрушаясь почти до основания, внутренний мир, со всей силой жизни, восстанавливался и снова двигался к блистающей впереди истине. Иногда в героях эта способность к обновлению удивляет. В этой особенности своих любимых героев Толстой видит естественную закономерность душевной жизни человека: как лес зимой застывает и почти умирает, а весной оживает с новой силой, так человек то падает до пошлости и безобразия, то поднимается до высот любви и простоты. Человеку свойственно ошибаться, и одно то, что он осознаёт свою ошибку, уже свидетельствует, что он стремится к правде и ищет нужный путь. Так Пьеру, как и князю Андрею, суждено было не раз ошибаться: сначала его увлекла блестящая жизнь света, потом масонская деятельность, затем праздная жизнь московского камергера и, наконец, желание индивидуального подвига во имя всего человечества. Но не то чтобы каждый раз его идеи были в корне не верны. Основы своего мировоззрения он сформировал во многом в масонский период, уже тогда он чисто интуитивно почувствовал их верность, но деятельность масонских лож его не устраивала так же, как потом не устраивала и собственная бездеятельность. Восприняв самое главное в масонстве — твёрдую веру в Бога, которую сохранил до момента казни в 1812 году, Пьер не принял формы.

С момента встречи с Баздеевым и до войны 1812 года для него непреложно, что всё окружающее имеет смысл, что есть на свете царство добра и что только его пороки мешают ему достичь этого мира гармонии. Масонство обратило духовный взгляд Пьера внутрь себя, и это было, несомненно, важно для него. И после в жизни, теряясь и сбиваясь иногда с верной дороги, он твёрдо был убеждён, что это его внутренний мир несовершенен. В окружающем же мире есть справедливость. Но вот настала война, это безумство человечества, по Толстому. Пьер смог впитать как все положительные стороны объединённого народного противостояния, так и отрицательные стороны всего наполеоновского. С одной стороны, Пьер мог так же хорошо, как и Наташа, понять, что значит для русского человека в такой момент "миром Господу помолимся”, что значат слова солдата: "...Всем народом навалиться хотят, одно слово — Москва...” Он познаёт истинное влияние этих простых людей, готовых постоять за собственную землю. Но это истинное начало вступает в борьбу с другим, не менее сильным и уничтожающим, наполеоновским. Впрочем, последнее столь несвойственно и чуждо Пьеру, что "скрытая теплота” патриотизма легко одерживает верх. Но не все противоречия ещё разрешены. Война, даже народная, — уничтожающая сила, совершенно осмысленная в своей жестокости. И она начинает уничтожать уже мир вокруг героя. Для Пьера очевидно, что это не может делаться по воле людей: "На всех лицах русских, на лицах французских солдат, офицеров, всех без исключения, он читал такой же испуг, ужас и борьбу, какие были в его сердце. «Да кто же это делает наконец?..»” Здесь произошло самое страшное, что может произойти с человеком: "В нём, хотя он и не отдавал себе отчёта, уничтожилась вера и в благоустройство мира, в человеческую, и в свою душу, и в Бога... теперь он чувствовал, что не его вина была причиной того, что мир завалился в его глазах и остались одни бессмысленные развалины...” Теперь восстановление мира уже очень сложно. Разрушился внешний мир по отношению к герою и, как следствие, внутренний мир. и Потерян стержень жизни, её смысл, и кажется, найти замену негде. Это тупик, из которого не видно выхода. Здесь может наступить смерть, если не физическая, то духовная. Но Пьер, к счастью своему, повстречал человека, который смог каким-то чудесным образом сделать так, что прежде разрушенный мир теперь "с новою красотой, на каких-то новых и незыблемых основах, воздвигался в его [Пьера] душе”. Чем же так поразил Платон Каратаев Пьера? Наверное, в первую очередь, верой, что всё в мире благообразно, и эта вера проистекала из веры в Бога. Пьер даже не столько разумом, сколько чувством постиг значение единства мира вокруг и своего внутреннего мира. Он понял, что сила духа в Каратаеве основывается на ощущении своей сопричастности общему движению жизни. Истинную гармонию он почувствовал в сопряжении своего внутреннего и окружающего мира. Это ощущение было так сильно и необычно, что Пьер во время стоянки пленных вдруг рассмеялся. Истина в жизни оказалась такой простой, а люди ищут её так далеко. Самое главное в этот момент постигается им, он наблюдает окружающую природу, и странная мысль вертится в его сознании: "И всё это моё, и всё это во мне, и всё это я!..” Здесь внутренний мир расширяется настолько, что почти сливается с окружающим. И с этого момента, несмотря на все возникающие противоречия, он твёрдо убеждён, что "есть Бог, тот Бог, без воли которого не спадёт волос с головы человека”.

Нашего героя теперь даже не занимают вопросы, что он будет делать дальше: "Он не мог иметь цели, потому что он теперь имел веру... веру в живого, всегда ощущаемого Бога”. По Толстому, он в этот момент постиг смысл жизни. Он увидел, что самая истинная цель — это жизнь, которая есть общение его внутреннего мира с Богом, частичка которого есть в каждом человеке. И эта жизнь есть любовь, но не любовь ко всем людям, так как в такой абсолютной любви нет жизни, а любовь к Богу, который есть в каждом, любовь к творению божьему — миру, частью которого он является.

Итак, у Толстого "человек — целый мир”. Его внутреннее "я” бесконечно и разнообразно в своих проявлениях. Но это "мир” ещё и потому, что человек — подобие Бога, как и всё созданное высшим разумом. И потому, что внутренний "мир” по сути своей должен основываться на тех же понятиях добра, простоты и правды, что и божественный мир.

Категория: Л.ТОЛСТОЙ | Добавил: admin
Просмотров: 1237 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0