I. Введение.
Камни, даже драгоценные, являются средством
украшения или строительным материалом. Так ли
это? Да, цвета камней, их оттенки поэты часто
использовали для создания внешнего облика своих
героев, подчеркивания их индивидуальных
особенностей: губы - кораллы, зубы - жемчуга и т.д.
Но только у Н.С.Гумилева происходит органическое
слияние с поэзией свойств и качеств минералов, их
употребления и даже происхождения.
II. Путешествия Н.Гумилёва и их отражение в его
творчестве.
В своём поэтическом творчестве Гумилёв
постоянно использует темы Древнего Египта,
Эллады, Рима. Сама жизнь его необычна: он совершал
трудные, опасные, сопряженные с риском для жизни
путешествия по Африке, храбро воевал, защищал
родину, издавал литературные журналы, слушал
лекции в Сорбонне, изучал живопись. Гумилёв
объяснил Брюсову своё тяготение к дальним
странам так: "... Думаю уехать на полгода в
Абиссинию, чтобы в новой обстановке найти новые
слова". (Абиссиния -неофициальное название
Эфиопии) То есть его путешествия не есть простая
прихоть, а порыв души, жаждущей новых знаний и
впечатлений, нужных для его творчества и его
самого. Жизнь Гумилёва многоцветна, и она ярко
нашла отражение в его творчестве, это видно даже
в названии его сборников: "Путь
конквистадора", "Романтические цветы",
"Жемчуга", "Фарфоровый павильон",
африканская поэма "Мик" и так далее.
Путешествия давали Гумилёву необходимую
информацию, и скорее всего именно поэтому в его
произведениях 189 упоминаний 26-ти камней.
В своей работе я рассмотрел только одну
особенность творчества Н.С. Гумилёва -
использование в поэзии названий, цветов и
свойств драгоценных камней. В стихах Гумилёва
драгоценные камни и минералы не только сверкают
во всём своем великолепии, но и таят в себе особый
смысл. Большое количество используемых в своих
стихах автором минералов не дань экзотике или
оригинальности, не увлечение лишь формой и
цветом камней. С одной стороны, камни выступают в
качестве собственно самоцветов, а с другой
-используются поэтом для построения
метафорических рядов, которые часто очень
знакомы и традиционны: жемчужные зубы,
хрустальные волосы, гранитные крылья и так далее.
Но традиционность эта лишь на первый взгляд.
Использование качеств драгоценных камней в
поэзии Гумилёва гораздо объёмнее и глубже, даже в
сравнении с Есениным, у которого минералы
использовались как краски, то есть для более
точной передачи настроения, цвета, например:
Догорит золотистым пламенем
Из телесного воска свеча,
И луны часы деревянные
Прохрипят мой двенадцатый час.
С.Есенин "Я последний поэт деревни"
III. Олицетворение свойств жемчуга в поэзии
Гумилёва.
Сделав подборку стихов, я обнаружил, что на
первом месте по частоте употребления стоит
жемчуг, затем мрамор, алмаз, рубин, изумруд,
янтарь, хрусталь, коралл, гранит, бирюза, яшма,
аметист.
Итак, жемчуг - один из любимых камней Гумилёва. По
его стихам можно изучать биографию жемчужины.
Полюбоваться ею, почувствовать её теплоту и
чистоту. В стихотворении "Красное море" поэт
рассказывает не только о месте сбора раковин -
жемчужниц, но и об опасности этого промысла:
С африканского берега сотни пирог
Отплывают и жемчуга ищут вокруг.
И стараются их отогнать на восток
С аравийского берега сотни фелуг.
"Красное море"
Но сияние жемчуга помогает поэту ещё описать
тончайшие нюансы психологии человеческих
отношений, переживаний, поступков. Не нужны
сложнейшие синтаксические конструкции, если
можно сказать так:
И зачем эти тонкие руки
Жемчугами прорезали тьму.
"Корабль"
И в этой метафоре всё - тоска, боль расставания,
потеря любимого человека. Сияющие, сверкающие
руки среди тьмы в сочетании с глаголами
"прорезали" создают образ, аналога которому
нет. Этот отрывок также показывает ещё одно
свойство жемчуга - свет, чистоту помыслов.
Жемчуг нанизывают на шелковую нить для
украшений. И эту особенность использует Гумилёв,
сближая глаголы "унизать" и "унизить",
используя их фонетическую близость
произношения:
И на миг забывая покой,
Ты припомнишь закат и снега,
И невинной, прозрачной слезой
Ты унизишь мои жемчуга.
Драгоценные жемчуга на шее любимой, но их
сияние меркнет перед "невинной, прозрачной
слезой" - и эти две строчки вместили судьбы
людей, их чувства, их страдания. Глубину чувств
человека поэт доверяет лишь жемчугу, считая, что
редкость и высокая ценность его сравнима с
ценностью человеческой жизни, недаром же за то,
чтобы добыть жемчуг, люди отдавали свои жизни,
ныряя за ним:
Моя жемчужина, мой свет,
Позвольте мне вам жизнь отдать.
Поэма "Мик"
И недаром один из сборников Гумилёва так и
назван "Жемчуга", хотя он и был встречен
критически, якобы "Гумилёв смешивает мечту и
жизнь ...", но поэт все веянья внешнего мира
воспринимает через "магический кристалл"
внутреннего. "Чувством пути" проникнут
сборник. И "магический кристалл"
внутреннего мира человека должен быть так же
чист, как жемчуг. Жизнь должна стремиться к
прекрасному, как в тех странах, "где в
солнечных рощах живут великаны и светят в
прозрачной воде жемчуга".
В сборнике очень ощутимы и трагические мотивы -
враги, "чудовищное горе". И поэт, отвлекаясь
от скудного настоящего, свободно перемещает свой
взгляд в пространстве и времени, напоминая людям,
что жемчужные россыпи души человеческой тоже
становятся видны лишь в прозрачной воде.
IV. Использование свойств мрамора в
стихотворениях как средство художественного
приема для выразительности стиха.
Много сведений я почерпнул из стихов Гумилёва и
о мраморе. Если бы даже я ничего не знал о нем, то
только по стихам Гумилёва, можно познакомиться
со всей его цветовой гаммой, его разновидностями.
Он может быть белым:
Цветы склонились с высоты
На мрамор брошенной плиты.
Дышали нежно, и была
Плита горячая бела.
"На палантине"
Здесь белизна мрамора тепла, манит к себе и
очаровывает даже цветы, но она, белизна, может
говорить и о холоде смерти:
И увидал над мрачной бездной,
Как мрамор белый, женский труп.
"Песня о певце и короле"
На первый взгляд, такое сравнение кажется
циничным, но это не случайно: мрамор подчёркивает
красоту ещё недавно живой девушки и нелепость
смерти, которая не властна над её красотой.
Кажется, что она не умерла, а стала прекрасной
мраморной статуей.
И далее мы узнаём, что мрамор может быть розовым,
черным и, наконец, желтым:
В них золотой песок и мрамор черный,
Глубокие, прозрачные бассейны
"Сады души"
или
Солнце жжет высокие стены,
Крыши, площади и базары.
О янтарный мрамор Сиены,
И молочно-белый Каррары!
"Пиза"
В последнем четверостишии указаны также
месторождения высококачественного мрамора.
Сиена - город в Центральной Италии, основанный
римлянами в I веке до новой эры. Близ него
находятся мраморные карьеры, которые дали
материал для выдающихся памятников архитектуры
готического стиля: соборов, церквей, дворцов. В
той же области Тоскана почти на берегу
Лигурийского моря расположен и город Каррара.
Здешний белый мрамор известен с незапамятных
времён. В настоящее время половина местных
рабочих занята ломкой и обработкой мрамора,
большая часть которого идёт на экспорт.
Что ещё можно узнать о мраморе из стихов
Гумилёва? Например, то, что минерал способен
образовывать крупные монолиты, из которых
вытачивают надгробия и колонны: "Столпами из
мрамора в пылающем небе укрепились мои сады" ("Семирамида").
Или что твёрдость мрамора значительно ниже
твёрдости стали, о чем указывается в
стихотворении "Сон Адама" не только словами,
но и изобразительной звукописью: "Он любит и
скрежет стального резца, дробящего глыбистый
мрамор для статуй". Или, наконец, то, что блеск
полированного мрамора сравним с блеском жемчуга:
"Там вечером и страшно, и красиво в тумане
светит мрамор плит" ("Памяти Анненского").
V. Свойства алмаза, рубина и золота.
Алмаз, царь самоцветов, стоит у Гумилёва на
третьем месте. Он постоянно использует его для
построения метафорических рядов. Алмаз -это знак
твёрдости и жесткой власти человека:
Однажды сидел я в порфире златой,
Горел мой алмазный венец -
И в дверь постучался певец молодой,
Бездомный, бродячий певец.
"Песня о певце и короле"
В поэме "Дева солнца" поэт силу и власть
человека снова подчёркивает драгоценными
камнями:
Вокруг него сверкало злато,
Алмазы, пурпур и багрец...
"Дева солнца"
Но им он противопоставляет любовь девы, перед
которой тускнеет блеск камней. И гордый царь не
может купить любовь даже за свои несметные
богатства, оставаясь "безмолвно-бледен и
один". Холодный блеск сокровищ - солнечная
теплота любви - на этой антитезе построена поэма,
а вывод напрашивается сам: богатство и власть не
несут счастья человеку.
В стихотворении "Царица" с помощью
лаконичной метафоры создан образ, который сродни
есенинскому шедевру - "стране берёзового
ситца":
И я следил в тени колонны
Черты алмазного лица...
"Царица"
Сияющая красота, величие и недоступность
показаны одной лишь строкой. Прочен и твёрд алмаз
и непреклонна царица - вот такая аналогия с
камнем позволяет кратко и четко обрисовать
характер героини. Она с холодным сердцем и лицо
её как маска. Ей безразлично всё, недаром в конце
стихотворения говорится:
И ты лениво улыбнулась
Стальной секире палача.
"Царица"
И далее в стихах Гумилёва ещё много раз
используется свойства алмаза: "Алмазные
небеса", "печатями алмазными",
"алмазным панцирем звеня", "алмазный
щит". В одних стихотворениях алмаз играет
декоративную роль, сверкая, переливаясь
радужными огнями, а в других - сравнения с
бриллиантами (обработанными алмазами) помогают
достичь звучания слов, наивысшей точности звука
(его совершенства):
Звуки мчались и кричали,
Как виденья, как гиганты.
И метались в гулкой зале,
И роняли бриллианты.
"Маэстро"
Значит, алмаз не только самый твёрдый камень, но
и очень холодный, он холодит сердце и, только
наполненный теплотой сердца (подаренный от
чистого сердца, с любовью), он может повлиять на
судьбу человека.
Рубин символизирует безумную любовь, грех,
запретное знание:
На русалке горит ожерелье,
И рубины греховно-красны,
"Русалка"
Я люблю её взгляд зоревой
И горящие негой рубины...
"Русалка"
Пять могучих коней мне дарил Люцифер
И одно золотое с рубином кольцо,
***
И я понял восторг созидаемых дней,
Расцветающий гимн мирового жреца,
"Сказка о королях"
Значение золота у Гумилёва очень интересно. Оно
может застилать глаза человеку, ослеплять его
(см. выше), может символизировать зло.
Я поднял меч к великим воинам,
Я плавал в злате и крови.
"Дева солнце"
Золото может, символизируя что-то великое,
портить его:
Им помогает чёрный камень,
Нам - золотой нательный крест.
"Африканская ночь"
Насильно, с помощью оружия, принуждать людей
принять другую веру - это очень плохое средство
для великой цели! В общем, золото - предмет
зависти, источник гордыни, застилающей глаза!
VI. Заключение.
Теперь ясно видно, что в творчестве Гумилёва
ярко выражены свойства камней не только как
простых минералов, но и как чего-то
одушевлённого, со своими характеристиками и
особенностями. По металлам и драгоценным камням
можно определить направление стихотворения, его
скрытый смысл, тему и возможный исход, например:
РЫЦАРЬ С ЦЕПЬЮ
Слышу гул и завыванье призывающих рогов,
И я снова конквистадор, покоритель городов.
Словно раб, я закован, жил, униженный, в плену,
И забыл, неблагодарный, про могучую весну.
А она пришла, ступая над рубинами цветов,
И, ревнивая, разбила сталь мучительных оков.
Я опять иду по скалам, пью студеные струи;
Под дыханьем океана раны зажили мои.
Но, вступая, обновленный, в неизвестную страну,
Ничего я не забуду, ничего не прокляну.
И, чтоб помнить каждый подвиг, - и возвышенность, и
степь, -
Я к серебряному шлему прикую стальную цепь.
"Конквистадор" Гумилёва завоёвывает не
страны, а сердца, любовь. Весна его любви ступает
"над рубинами цветов", где рубиновый цвет,
символизирует великую, страстную, беспредельную
любовь, которая ломает все преграды. Сильный
конквистадор как раб закован в цепи памяти
(воспоминаний), его держат будничная суета и
мелкие заботы. Но никакие стальные цепи (оковы
воспоминаний) не устоят перед Весной, Любовью. И
вот освобожденный лирический герой вступает,
"обновлённый", в свободную страну.
Конквистадор готов совершать подвиги во имя
Любви, и это подтверждает серебряный шлем,
непредназначенный для жестоких расправ и
кровавых убийств, ведь серебро служит Чести и
символизирует её. Но на шлеме осталась стальная
цепочка, цепочка памяти, напоминающая о
"плене" и подвигах, то есть о том, что человек
без памяти - мошка, ведь он не знает, ни откуда
пришел, ни куда идёт, ни зачем творит! Зная же своё
прошлое и помня о своих страданиях (зле, которое
ему причинили) конквистадор никогда не причинит
зла другим и всегда готов на подвиг и на защиту
слабых. Гумилёв в этом стихотворении показал, что
жить воспоминаньями нельзя, впрочем, как и без
них и только тот, кто стремится в будущее, помня о
прошлом, может считать себя человеком, тем более,
если он творит добро. Пример, который привёл
автор в этом стихотворении, как бы самый лучший
вариант, в этом то и есть главная особенность
творчества Гумилёва - он давал пример, пусть и
фантастичный, но правильный, честь по чести.
Таким образом, моя работа даёт представление о
роли камней в творчестве Гумилёва, предоставляет
возможность угадать истинный смысл его
стихотворений и может являться дополнительным
пособием при изучении художественных
особенностей творчества Гумилёва в школе. |