Суббота, 20.04.2024, 08:25


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ФОНВИЗИН [8]
БАТЮШКОВ [7]
ЖУКОВСКИЙ [5]
ГРИБОЕДОВ [8]
ПУШКИН [55]
ЛЕРМОНТОВ [19]
ФЕТ [14]
КРЫЛОВ [5]
ГОГОЛЬ [139]
НЕКРАСОВ [2]
САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН [5]
А.ОСТРОВСКИЙ [8]
Л.ТОЛСТОЙ [14]
ТУРГЕНЕВ [13]
ДОСТОЕВСКИЙ [9]
ЧЕХОВ [13]
БУНИН [30]
А.БЛОК [11]
ЕСЕНИН [10]
КУПРИН [15]
БУЛГАКОВ [35]
БРОДСКИЙ [17]
ПАСТЕРНАК [12]
АХМАТОВА [22]
ГУМИЛЕВ [16]
МАНДЕЛЬШТАМ [3]
ЦВЕТАЕВА [16]
ТВАРДОВСКИЙ [6]
ШОЛОХОВ [6]

Главная » Файлы » ПЕРСОНАЛЬНЫЙ УГОЛОК ПИСАТЕЛЯ » ГУМИЛЕВ

Драгоценные россыпи поэзии Н.С. Гумилева
09.08.2012, 10:48

I. Введение.

Камни, даже драгоценные, являются средством украшения или строительным материалом. Так ли это? Да, цвета камней, их оттенки поэты часто использовали для создания внешнего облика своих героев, подчеркивания их индивидуальных особенностей: губы - кораллы, зубы - жемчуга и т.д. Но только у Н.С.Гумилева происходит органическое слияние с поэзией свойств и качеств минералов, их употребления и даже происхождения.

II. Путешествия Н.Гумилёва и их отражение в его творчестве.

В своём поэтическом творчестве Гумилёв постоянно использует темы Древнего Египта, Эллады, Рима. Сама жизнь его необычна: он совершал трудные, опасные, сопряженные с риском для жизни путешествия по Африке, храбро воевал, защищал родину, издавал литературные журналы, слушал лекции в Сорбонне, изучал живопись. Гумилёв объяснил Брюсову своё тяготение к дальним странам так: "... Думаю уехать на полгода в Абиссинию, чтобы в новой обстановке найти новые слова". (Абиссиния -неофициальное название Эфиопии) То есть его путешествия не есть простая прихоть, а порыв души, жаждущей новых знаний и впечатлений, нужных для его творчества и его самого. Жизнь Гумилёва многоцветна, и она ярко нашла отражение в его творчестве, это видно даже в названии его сборников: "Путь конквистадора", "Романтические цветы", "Жемчуга", "Фарфоровый павильон", африканская поэма "Мик" и так далее. Путешествия давали Гумилёву необходимую информацию, и скорее всего именно поэтому в его произведениях 189 упоминаний 26-ти камней.
В своей работе я рассмотрел только одну особенность творчества Н.С. Гумилёва - использование в поэзии названий, цветов и свойств драгоценных камней. В стихах Гумилёва драгоценные камни и минералы не только сверкают во всём своем великолепии, но и таят в себе особый смысл. Большое количество используемых в своих стихах автором минералов не дань экзотике или оригинальности, не увлечение лишь формой и цветом камней. С одной стороны, камни выступают в качестве собственно самоцветов, а с другой -используются поэтом для построения метафорических рядов, которые часто очень знакомы и традиционны: жемчужные зубы, хрустальные волосы, гранитные крылья и так далее. Но традиционность эта лишь на первый взгляд. Использование качеств драгоценных камней в поэзии Гумилёва гораздо объёмнее и глубже, даже в сравнении с Есениным, у которого минералы использовались как краски, то есть для более точной передачи настроения, цвета, например:

Догорит золотистым пламенем
Из телесного воска свеча,
И луны часы деревянные
Прохрипят мой двенадцатый час.

С.Есенин "Я последний поэт деревни"

III. Олицетворение свойств жемчуга в поэзии Гумилёва.

Сделав подборку стихов, я обнаружил, что на первом месте по частоте употребления стоит жемчуг, затем мрамор, алмаз, рубин, изумруд, янтарь, хрусталь, коралл, гранит, бирюза, яшма, аметист.
Итак, жемчуг - один из любимых камней Гумилёва. По его стихам можно изучать биографию жемчужины. Полюбоваться ею, почувствовать её теплоту и чистоту. В стихотворении "Красное море" поэт рассказывает не только о месте сбора раковин - жемчужниц, но и об опасности этого промысла:

С африканского берега сотни пирог
Отплывают и жемчуга ищут вокруг.
И стараются их отогнать на восток
С аравийского берега сотни фелуг.

"Красное море"

Но сияние жемчуга помогает поэту ещё описать тончайшие нюансы психологии человеческих отношений, переживаний, поступков. Не нужны сложнейшие синтаксические конструкции, если можно сказать так:

И зачем эти тонкие руки
Жемчугами прорезали тьму.

"Корабль"

И в этой метафоре всё - тоска, боль расставания, потеря любимого человека. Сияющие, сверкающие руки среди тьмы в сочетании с глаголами "прорезали" создают образ, аналога которому нет. Этот отрывок также показывает ещё одно свойство жемчуга - свет, чистоту помыслов.
Жемчуг нанизывают на шелковую нить для украшений. И эту особенность использует Гумилёв, сближая глаголы "унизать" и "унизить", используя их фонетическую близость произношения:

И на миг забывая покой,
Ты припомнишь закат и снега,
И невинной, прозрачной слезой
Ты унизишь мои жемчуга.

Драгоценные жемчуга на шее любимой, но их сияние меркнет перед "невинной, прозрачной слезой" - и эти две строчки вместили судьбы людей, их чувства, их страдания. Глубину чувств человека поэт доверяет лишь жемчугу, считая, что редкость и высокая ценность его сравнима с ценностью человеческой жизни, недаром же за то, чтобы добыть жемчуг, люди отдавали свои жизни, ныряя за ним:

Моя жемчужина, мой свет,
Позвольте мне вам жизнь отдать.

Поэма "Мик"

И недаром один из сборников Гумилёва так и назван "Жемчуга", хотя он и был встречен критически, якобы "Гумилёв смешивает мечту и жизнь ...", но поэт все веянья внешнего мира воспринимает через "магический кристалл" внутреннего. "Чувством пути" проникнут сборник. И "магический кристалл" внутреннего мира человека должен быть так же чист, как жемчуг. Жизнь должна стремиться к прекрасному, как в тех странах, "где в солнечных рощах живут великаны и светят в прозрачной воде жемчуга".
В сборнике очень ощутимы и трагические мотивы - враги, "чудовищное горе". И поэт, отвлекаясь от скудного настоящего, свободно перемещает свой взгляд в пространстве и времени, напоминая людям, что жемчужные россыпи души человеческой тоже становятся видны лишь в прозрачной воде.

IV. Использование свойств мрамора в стихотворениях как средство художественного приема для выразительности стиха.

Много сведений я почерпнул из стихов Гумилёва и о мраморе. Если бы даже я ничего не знал о нем, то только по стихам Гумилёва, можно познакомиться со всей его цветовой гаммой, его разновидностями. Он может быть белым:

Цветы склонились с высоты
На мрамор брошенной плиты.
Дышали нежно, и была
Плита горячая бела.

"На палантине"

Здесь белизна мрамора тепла, манит к себе и очаровывает даже цветы, но она, белизна, может говорить и о холоде смерти:

И увидал над мрачной бездной,
Как мрамор белый, женский труп.

"Песня о певце и короле"

На первый взгляд, такое сравнение кажется циничным, но это не случайно: мрамор подчёркивает красоту ещё недавно живой девушки и нелепость смерти, которая не властна над её красотой. Кажется, что она не умерла, а стала прекрасной мраморной статуей.
И далее мы узнаём, что мрамор может быть розовым, черным и, наконец, желтым:

В них золотой песок и мрамор черный,
Глубокие, прозрачные бассейны

"Сады души"

или

Солнце жжет высокие стены,
Крыши, площади и базары.
О янтарный мрамор Сиены,
И молочно-белый Каррары!

"Пиза"

В последнем четверостишии указаны также месторождения высококачественного мрамора. Сиена - город в Центральной Италии, основанный римлянами в I веке до новой эры. Близ него находятся мраморные карьеры, которые дали материал для выдающихся памятников архитектуры готического стиля: соборов, церквей, дворцов. В той же области Тоскана почти на берегу Лигурийского моря расположен и город Каррара. Здешний белый мрамор известен с незапамятных времён. В настоящее время половина местных рабочих занята ломкой и обработкой мрамора, большая часть которого идёт на экспорт.
Что ещё можно узнать о мраморе из стихов Гумилёва? Например, то, что минерал способен образовывать крупные монолиты, из которых вытачивают надгробия и колонны: "Столпами из мрамора в пылающем небе укрепились мои сады" ("Семирамида"). Или что твёрдость мрамора значительно ниже твёрдости стали, о чем указывается в стихотворении "Сон Адама" не только словами, но и изобразительной звукописью: "Он любит и скрежет стального резца, дробящего глыбистый мрамор для статуй". Или, наконец, то, что блеск полированного мрамора сравним с блеском жемчуга: "Там вечером и страшно, и красиво в тумане светит мрамор плит" ("Памяти Анненского").

V. Свойства алмаза, рубина и золота.

Алмаз, царь самоцветов, стоит у Гумилёва на третьем месте. Он постоянно использует его для построения метафорических рядов. Алмаз -это знак твёрдости и жесткой власти человека:

Однажды сидел я в порфире златой,
Горел мой алмазный венец -
И в дверь постучался певец молодой,
Бездомный, бродячий певец.

"Песня о певце и короле"

В поэме "Дева солнца" поэт силу и власть человека снова подчёркивает драгоценными камнями:

Вокруг него сверкало злато,
Алмазы, пурпур и багрец...

"Дева солнца"

Но им он противопоставляет любовь девы, перед которой тускнеет блеск камней. И гордый царь не может купить любовь даже за свои несметные богатства, оставаясь "безмолвно-бледен и один". Холодный блеск сокровищ - солнечная теплота любви - на этой антитезе построена поэма, а вывод напрашивается сам: богатство и власть не несут счастья человеку.
В стихотворении "Царица" с помощью лаконичной метафоры создан образ, который сродни есенинскому шедевру - "стране берёзового ситца":

И я следил в тени колонны
Черты алмазного лица...

"Царица"

Сияющая красота, величие и недоступность показаны одной лишь строкой. Прочен и твёрд алмаз и непреклонна царица - вот такая аналогия с камнем позволяет кратко и четко обрисовать характер героини. Она с холодным сердцем и лицо её как маска. Ей безразлично всё, недаром в конце стихотворения говорится:

И ты лениво улыбнулась
Стальной секире палача.

"Царица"

И далее в стихах Гумилёва ещё много раз используется свойства алмаза: "Алмазные небеса", "печатями алмазными", "алмазным панцирем звеня", "алмазный щит". В одних стихотворениях алмаз играет декоративную роль, сверкая, переливаясь радужными огнями, а в других - сравнения с бриллиантами (обработанными алмазами) помогают достичь звучания слов, наивысшей точности звука (его совершенства):

Звуки мчались и кричали,
Как виденья, как гиганты.
И метались в гулкой зале,
И роняли бриллианты.

"Маэстро"

Значит, алмаз не только самый твёрдый камень, но и очень холодный, он холодит сердце и, только наполненный теплотой сердца (подаренный от чистого сердца, с любовью), он может повлиять на судьбу человека.
Рубин символизирует безумную любовь, грех, запретное знание:

На русалке горит ожерелье,
И рубины греховно-красны,

"Русалка"

Я люблю её взгляд зоревой
И горящие негой рубины...

"Русалка"

Пять могучих коней мне дарил Люцифер
И одно золотое с рубином кольцо,

***

И я понял восторг созидаемых дней,
Расцветающий гимн мирового жреца,

"Сказка о королях"

Значение золота у Гумилёва очень интересно. Оно может застилать глаза человеку, ослеплять его (см. выше), может символизировать зло.

Я поднял меч к великим воинам,
Я плавал в злате и крови.

"Дева солнце"

Золото может, символизируя что-то великое, портить его:

Им помогает чёрный камень,
Нам - золотой нательный крест.

"Африканская ночь"

Насильно, с помощью оружия, принуждать людей принять другую веру - это очень плохое средство для великой цели! В общем, золото - предмет зависти, источник гордыни, застилающей глаза!

VI. Заключение.

Теперь ясно видно, что в творчестве Гумилёва ярко выражены свойства камней не только как простых минералов, но и как чего-то одушевлённого, со своими характеристиками и особенностями. По металлам и драгоценным камням можно определить направление стихотворения, его скрытый смысл, тему и возможный исход, например:

РЫЦАРЬ С ЦЕПЬЮ

Слышу гул и завыванье призывающих рогов,
И я снова конквистадор, покоритель городов.
Словно раб, я закован, жил, униженный, в плену,
И забыл, неблагодарный, про могучую весну.
А она пришла, ступая над рубинами цветов,
И, ревнивая, разбила сталь мучительных оков.
Я опять иду по скалам, пью студеные струи;
Под дыханьем океана раны зажили мои.
Но, вступая, обновленный, в неизвестную страну,
Ничего я не забуду, ничего не прокляну.
И, чтоб помнить каждый подвиг, - и возвышенность, и степь, -
Я к серебряному шлему прикую стальную цепь.

"Конквистадор" Гумилёва завоёвывает не страны, а сердца, любовь. Весна его любви ступает "над рубинами цветов", где рубиновый цвет, символизирует великую, страстную, беспредельную любовь, которая ломает все преграды. Сильный конквистадор как раб закован в цепи памяти (воспоминаний), его держат будничная суета и мелкие заботы. Но никакие стальные цепи (оковы воспоминаний) не устоят перед Весной, Любовью. И вот освобожденный лирический герой вступает, "обновлённый", в свободную страну. Конквистадор готов совершать подвиги во имя Любви, и это подтверждает серебряный шлем, непредназначенный для жестоких расправ и кровавых убийств, ведь серебро служит Чести и символизирует её. Но на шлеме осталась стальная цепочка, цепочка памяти, напоминающая о "плене" и подвигах, то есть о том, что человек без памяти - мошка, ведь он не знает, ни откуда пришел, ни куда идёт, ни зачем творит! Зная же своё прошлое и помня о своих страданиях (зле, которое ему причинили) конквистадор никогда не причинит зла другим и всегда готов на подвиг и на защиту слабых. Гумилёв в этом стихотворении показал, что жить воспоминаньями нельзя, впрочем, как и без них и только тот, кто стремится в будущее, помня о прошлом, может считать себя человеком, тем более, если он творит добро. Пример, который привёл автор в этом стихотворении, как бы самый лучший вариант, в этом то и есть главная особенность творчества Гумилёва - он давал пример, пусть и фантастичный, но правильный, честь по чести.
Таким образом, моя работа даёт представление о роли камней в творчестве Гумилёва, предоставляет возможность угадать истинный смысл его стихотворений и может являться дополнительным пособием при изучении художественных особенностей творчества Гумилёва в школе.

Категория: ГУМИЛЕВ | Добавил: admin | Теги: поэзия Гумилева, творчество Гумилева, статьи о Гумилеве, изучение Гумилева в школе, Николай Гумилев, стихи Гумилева
Просмотров: 1937 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0