Задание 1
В эссе «Чужое горе» из сборника «Родная речь»
Пётр Вайль и Александр Генис так определяют
основной конфликт пьесы: "…Конфликт Чацкого с
обществом Фамусова — прежде всего
стилистический, языковой. Чацкий изъясняется
изящно, остроумно, легко, а они — банально,
основательно, тяжеловесно… Всё весёлое в пьесе
(читай: поверхностное, легкомысленное)
принадлежит Чацкому. Этим он и раздражает
общество”.
Но мы вдруг встречаем такой искусно
составленный монолог (коллаж, центон), который,
казалось бы, противоречит идее "языкового
конфликта”:
А всё Кузнецкий мост и вечные французы,
Оттуда моды к нам, и авторы, и музы:
Губители карманов и
сердец!
Когда избавит нас творец
От шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок!
И книжных и бисквитных
лавок! —
По шутовскому образцу:
Хвост сзади, спереди какой-то чудный выем,
Рассудку вопреки, наперекор стихиям;
Движенья связаны, и не краса лицу;
Смешные, бритые, седые подбородки!
Как платья, волосы, так и умы коротки!..
Задание
1. Укажите, каким героям принадлежат эти
строки, и сформулируйте конфликт пьесы,
выразителями которого эти герои являются.
2. Подумайте над тем, почему слова двух
противоборствующих сторон удалось так изящно
соединить в монологе-коллаже. Постарайтесь
обосновать своё мнение и с точки зрения
стилистики, и с позиций идейного содержания
пьесы. (Подсказка: какие ещё конфликты можно
обнаружить в пьесе и на какой намекает данный
текст?)
3. Подтвердите или опровергните мнение
Гениса и Вайля о наличии "стилистического”
("языкового”) конфликта в пьесе, используя
цитаты.
Ответ
1. Первые шесть строк в монологе-коллаже
принадлежат Фамусову (действие I, явление 4),
а следующие — Чацкому (действие III,
явление 22). Чацкий ведёт себя не так, как
принято в фамусовском обществе (уважать чины,
прислуживаться — вовремя "подставить стул,
поднять платок”): он, как настоящий "декабрист в
повседневной жизни” (по выражению
Ю.М. Лотмана), отказывается от определённого
типа поведения ("служить бы рад, прислуживаться
тошно”, — говорит он Фамусову). Он открыто
высказывает своё мнение. Именно в отказе от
преклонения перед богатством и чинами (в том
числе и военными) и нежелании помолчать и
заключён конфликт между нонконформистом Чацким
и традиционным фамусовским обществом.
2. Есть в пьесе и другие конфликты. Например,
конфликт "психологический”, рождённый из
оброненной Софьей фразы: "Он не в своём уме!”
(слух о том, что Чацкий сумасшедший,
восстанавливает московское общество против
него, заставляет относится к нему с опаской). Не
обошлось и без традиционного для пьесы любовного
конфликта. В пьесе можно обнаружить и
своеобразный конфликт "отечественного и
иностранного”, отличный от основного
противоречия между нонконформистом (по
выражению Фамусова, "карбонари”) Чацким и
традиционным обществом Фамусова. Как раз слова
Чацкого (действие III, явление 22): "Пускай
меня объявят старовером, // Но хуже для меня наш
Север во сто крат // С тех пор, как отдал всё в
обмен на новый лад: // И нравы, и язык, и старину
святую, // И величавую одежду на другую // По
шутовскому образцу…”, — в которых герой
противопоставляет российское и западное, умело
использованы авторами составного монолога.
Чацкий критикует нашу способность подражать
иностранному; едва ли не об этом же будет
говорить и его идейный противник Фамусов.
Он разражается гневными репликами (в том числе
"А всё Кузнецкий мост…”), увидев утром
Молчалина выходящим от Софьи. "Уж об твоём ли не
радели об воспитаньи!” — возмущённо говорит
Фамусов дочери о неприемлемом для барышни (в
русской традиции) поведении. Именно резкая
критика иностранного, высказанная обоими
героями (хотя и при совершенно разных
обстоятельствах: в семейной обстановке в
разговоре с дочерью — в случае Фамусова; на
балу при скоплении народа — в случае Чацкого),
объединяет героев и позволяет составить такой
монолог.
Кроме того, соединение двух реплик обосновано и
стилистическим сходством: возвышенной
интонацией, обилием восклицательных знаков и
единым стихотворным размером. Во многих
монологах чередуются шестистопный и
четырёхстопный ямб. Так и в данном случае:
монолог-коллаж начинается шестистопными
строками из речи Фамусова, а к последней строке,
принадлежащей Фамусову, написанной уже
четырёхстопным ямбом, присоединён
четырёхстопный же ямб Чацкого, который в
последующих строках переходит в шестистопный.
Поэтому при первом прочтении кажется, что всё это
говорит один герой.
3. Размышляя над словами Гениса и Вайля о
"стилистическом конфликте” между Чацким и
фамусовским обществом, стоит задуматься над
тем, всё ли "остроумное” в пьесе принадлежит
Чацкому? Мы же смеёмся от души, когда читаем,
например, реплики Скалозуба. На вопрос: "Как вам
доводится Настасья Николавна?” — он отвечает,
что "с нею вместе не служил”, а о Москве
отмечает, что "пожар способствовал ей много к
украшенью”. Однако смешно это, скорее всего,
только читателю и, может быть, ещё Чацкому, но не
самому автору этих слов или внимающему ему
Фамусову.
Задание 2
В альманахе «Русская Талия» за 1825 год были
напечатаны отрывки грибоедовской комедии. Эта
публикация позволила обсуждать пьесу в печати.
Одним из самых ярких недоброжелательных отзывов
о комедии явился отзыв М.А. Дмитриева
(«Замечания на суждения "Телеграфа”»),
опубликованный в журнале «Вестник Европы» (1825,
№ 6).
По отрывку нельзя судить о целой комеди_; о
х_рактере главного действ__щего лица можно!
Г. Грибоедов хотел представить ________ и ________
человека, который не нравит_ся обществу людей не
образованных. Если бы комик исполнил с_ю мысль то
х_рактер Чацкого был бы занимателен, окружающие
его лица ________, вся картина _______ и _______! Мы видим в
Чацком человека который злословит и говорит все
что н_ придёт ему в голову: такой человек наскучит
во всяком обществе и чем общество образованнее,
тем он наскучит________! Встрет_вшись с девиц_й в
котор__ влюблён и с котор__ н_сколько лет не
видался он не находит другого разговора кроме
ругательств и насмеш_к над её батюшкой и
знакомыми. Потом на вопрос молодой графини зачем
он не женился в чужих краях отвечает грубой
дерзостью! Мудр_но ли что от такого лица
разбегутся и примут за ___________?
Чацкий есть не что иное как сум__брод который
находит_ся в обществе людей совсем не ________, но
_______ и который умничает перед ними, потому что
сч_тает себя умнее: всё смешное — на стороне
Чацкого! Чацкий, который должен быть умнейшим
лицом пьесы, представлен менее всех
рассудительным!
Короче г. Грибоедов из_бр_зил очень удачно не
которые портреты но не совсем попал на нравы того
общества которое в_думал опис_вать и не дал
главному х_рактеру надлежащ_й с ними
против_положности.
(По М.А. Дмитриеву. Замечания на суждения
«Телеграфа»)
Задание
1. Расставьте недостающие знаки препинания,
вставьте пропущенные буквы, исправьте
орфографические ошибки.
2. В выделенном жирным шрифтом фрагменте на
место пропуска подберите подходящее по смыслу
наречие, а другие пропуски заполните следующими
краткими и полными прилагательными (род, число,
падеж можно менять в зависимости от контекста): умный,
образованный, необразованный, сумасшедший,
глупый, поучителен, забавен, смешон.
3. Сделайте текст более связным. Для этого
дополните его цитатами и пояснениями,
приведёнными ниже, и вставьте в текст союзы и
вводные слова: но, но, а; например, словом, итак,
следовательно, естественно.
Цитаты и пояснения
Он хочет отличит_ся то остроумием, то каким то
бранчивым п_три_тизмом перед людьми, которых
пр_зирает; он пр_зирает их а между тем очевидно
хотел бы что бы они его уважали!
Сама Софья говорит о нём: "Не человек, змея!”
Это такая нес__бразность х_рактера с его
назначением которая должна отнять у действ__щего
лица всю его зан_мательность и в которой не может
дать отчёта ни автор, ни самый изыскательный
критик.
Ответ
По отрывку нельзя судить о целой комедии, но
о характере главного действующего лица —
можно! Г. Грибоедов хотел представить умного
и образованного человека, который не
нравится обществу людей необразованных. Если бы
комик исполнил сию мысль, то характер Чацкого был
бы занимателен, окружающие его лица — смешны,
а вся картина забавна и поучительна! Но
мы видим в Чацком человека, который злословит и
говорит всё, что ни придёт в голову; естественно,
что такой человек наскучит во всяком обществе, и
чем общество образованнее, тем он наскучит скорее!
Например, встретившись с девицей, в которую
влюблён и с которой несколько лет не видался, он
не находит другого разговора, кроме ругательств
и насмешек над её батюшкой, дядюшкой, тётушкой и
знакомыми. Потом на вопрос молодой графини, зачем
он не женился в чужих краях, отвечает грубой
дерзостью! Сама Софья говорит о нём: "Не
человек, змея!” Итак, мудрено ли, что от
такого лица разбегутся и примут за сумасшедшего?..
…Чацкий есть не что иное, как сумасброд,
который находится в обществе людей совсем не глупых,
но необразованных, и который умничает перед
ними, потому что считает себя умнее: следовательно,
всё смешное — на стороне Чацкого! Он хочет
отличиться то остроумием, то каким-то бранчивым
патриотизмом перед людьми, которых презирает; он
презирает их, а между тем, очевидно, хотел бы, чтоб
они его уважали! Словом, Чацкий, который
должен быть умнейшим лицом пьесы, представлен
менее всех рассудительным! Это такая
несообразность характера с его назначением,
которая должна отнять у действующего лица всю
его занимательность и в которой не может дать
отчёта ни автор, ни самый изыскательный критик!
…Короче, г-н Грибоедов изобразил очень удачно
некоторые портреты, но не совсем попал на нравы
того общества, которое вздумал описывать, и не
дал главному характеру надлежащей с ними
противоположности! |