Пятница, 20.05.2022, 05:51





ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ФОНВИЗИН [8]
БАТЮШКОВ [7]
ЖУКОВСКИЙ [5]
ГРИБОЕДОВ [8]
ПУШКИН [55]
ЛЕРМОНТОВ [19]
ФЕТ [14]
КРЫЛОВ [5]
ГОГОЛЬ [139]
НЕКРАСОВ [2]
САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН [5]
А.ОСТРОВСКИЙ [8]
Л.ТОЛСТОЙ [14]
ТУРГЕНЕВ [13]
ДОСТОЕВСКИЙ [9]
ЧЕХОВ [13]
БУНИН [30]
А.БЛОК [11]
ЕСЕНИН [10]
КУПРИН [15]
БУЛГАКОВ [35]
БРОДСКИЙ [17]
ПАСТЕРНАК [12]
АХМАТОВА [22]
ГУМИЛЕВ [16]
МАНДЕЛЬШТАМ [3]
ЦВЕТАЕВА [16]
ТВАРДОВСКИЙ [6]
ШОЛОХОВ [6]

Статистика

Форма входа


Главная » Файлы » ПЕРСОНАЛЬНЫЙ УГОЛОК ПИСАТЕЛЯ » ГРИБОЕДОВ

Речевые действия в комедии А.Грибоедова "Горе от ума"
17.06.2012, 12:42

При чтении первых реплик Чацкого в комедии «Горе от ума» (имею в виду чтение вслух, в классе) можно рассказать детям о том, что такое речевые действия. Теорией речевых действий занимается серьёзная лингвистика, нам же для наших целей будет достаточно примерно следующего.

"Что делаете вы, говоря: «Я прыгаю на одной ножке»? Несомненно, говорите, а не прыгаете, то есть описываете действие, а не производите его. А если вы скажете: «Я поздравляю вас с окончанием учебного года»? Странно, вы как будто тоже говорите, но в то же время и делаете — поздравляете. Если дальше вы захотите пожелать окончившим учёбу прекрасного отдыха, то стоит только сказать «желаю» — и дело будет сделано. А вот предложение: «Дарю вам на память этот небольшой, скромный подарок!» действием, увы, не будет — сказать-то сказали, а подарка в руках у ваших слушателей не оказалось.

Значит, есть глаголы, которые не только описывают какое-то действие, но и сами его совершают — фактом своего произнесения. С их помощью можно построить такое высказывание, которое будет равносильно поступку, действию. Действую по-латыни — перформо, высказывания-действия называются в науке поэтому перформативами.

Именно перформативом пользуется разъярённая старуха Шапокляк, когда Крокодил Гена и Чебурашка отказываются принимать участие в её кознях: «Ах так?! Тогда я объявляю вам войну!!!» После этого высказывания война уже объявлена.

Вот примеры, в которых содержатся наиболее распространённые перформативные глаголы (во всех случаях принцип один и тот же: сказано — сделано):

Торжественно клянусь чистить по утрам зубы! Обещаю также причёсываться по утрам!

Дико извиняюсь, но в гостинице мест нет.

Настоятельно прошу, нет, даже приказываю очистить помещение!

Приглашаю вас на кулебяку!

Возвращаемся к Чацкому. Его появления на сцене зритель ждёт с нетерпением: ведь о нём только что говорили Софья с Лизой, в их разговоре много загадок. И вот под повисшую в воздухе рифму "дурацкий — Чацкий” на сцену выбегает герой с такими словами... Здесь затормозим и предложим ребятам вопрос: "Какие речевые действия совершает Чацкий, произнося свои слова?” Дальше читаем текст и считаем (картинно загибая пальцы) эти действия: "Чуть свет уж на ногах! и я у ваших ног. Ну поцелуйте же, не ждали? говорите! Что ж, рады? Нет? В лицо мне посмотрите. Удивлены? и только? Вот приём!..” И дальше: "Не влюблены ли вы? Прошу мне дать ответ, Без думы, полноте смущаться...” Чацкий говорит, только говорит — но одновременно и с горячностью спрашивает, и требует, и изумляется, и упрекает, и пытается иронизировать... Целый каскад действий. Чтобы их выразить, актёру понадобится множество разных интонаций, жестов. Кстати, не упустим возможности послушать, как прочтут этот фрагмент наши ученики. А дальше спросим себя, во-первых, что скажет о герое такая насыщенность речи "действенностью”, а во-вторых, имеет ли право Чацкий так настойчиво и разнообразно обращаться к Софье после трёх лет молчания и отсутствия действий или каких-то знаков его интереса к ней? Отсюда разговор пойдёт к преды­стории отношений Софьи и Чацкого, к причинам разного понимания ими происходящего, то есть вглубь действия.

Строго говоря, всё это можно было бы объяснить и без теории речевых действий. А ещё строже — слова Чацкого по правде речевыми действиями и не являются (в приведённых цитатах есть только один перформатив — найдут ли его наши ученики?). Зачем же тогда было огород городить? Да просто уж очень девятиклассники покупаются на эту тему — проверено неоднократно. Кроме того, можно увидеть, что, даже не пользуясь перформативами, Чацкий строит свою речь так, что она превращается в действие —
а значит, в его арсенале есть другие важные ораторские приёмы (их будем коллекционировать позже).
И, наконец, самое важное: живые и непреднамеренные (хотя и тщательно запланированные) отходы в сторону от линии урока, связанные с языковым опытом учеников, существенно повышают общий интерес к предмету. Так что попробуйте!

Категория: ГРИБОЕДОВ | Добавил: admin | Теги: Чацкий, русская словесность, Фамусов, русские писатели XIX века, русская литература реферат, сайт о Грибоедове, Грибоедов, «Горе от ума»
Просмотров: 1222 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
ВИДЕОУРОКИ

ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск


Copyright MyCorp © 2022 
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0