При чтении первых реплик Чацкого в
комедии «Горе от ума» (имею в виду чтение вслух, в классе) можно
рассказать детям о том, что такое речевые действия. Теорией речевых действий занимается серьёзная лингвистика, нам же для наших целей будет достаточно примерно следующего.
"Что делаете вы, говоря: «Я прыгаю на одной ножке»? Несомненно, говорите, а не прыгаете, то есть описываете действие, а не производите его. А если вы скажете: «Я поздравляю вас с окончанием учебного года»?
Странно, вы как будто тоже говорите, но в то же время и делаете —
поздравляете. Если дальше вы захотите пожелать окончившим учёбу
прекрасного отдыха, то стоит только сказать «желаю» — и дело будет сделано. А вот предложение: «Дарю вам на память этот небольшой, скромный подарок!» действием, увы, не будет — сказать-то сказали, а подарка в руках у ваших слушателей не оказалось.
Значит, есть глаголы, которые не только описывают какое-то действие,
но и сами его совершают — фактом своего произнесения. С их помощью можно
построить такое высказывание, которое будет равносильно поступку,
действию. Действую по-латыни — перформо, высказывания-действия называются в науке поэтому перформативами.
Именно перформативом пользуется разъярённая старуха Шапокляк, когда
Крокодил Гена и Чебурашка отказываются принимать участие в её кознях:
«Ах так?! Тогда я объявляю вам войну!!!» После этого высказывания война
уже объявлена.
Вот примеры, в которых содержатся наиболее распространённые
перформативные глаголы (во всех случаях принцип один и тот же: сказано —
сделано):
Торжественно клянусь чистить по утрам зубы! Обещаю также причёсываться по утрам!
Дико извиняюсь, но в гостинице мест нет.
Настоятельно прошу, нет, даже приказываю очистить помещение!
Приглашаю вас на кулебяку!
Возвращаемся к Чацкому. Его появления на сцене зритель ждёт с
нетерпением: ведь о нём только что говорили Софья с Лизой, в их
разговоре много загадок. И вот под повисшую в воздухе рифму "дурацкий — Чацкий” на сцену выбегает герой с такими словами... Здесь затормозим и предложим ребятам вопрос: "Какие речевые действия совершает Чацкий, произнося свои слова?” Дальше читаем текст и считаем (картинно загибая пальцы) эти действия: "Чуть
свет уж на ногах! и я у ваших ног. Ну поцелуйте же, не ждали? говорите!
Что ж, рады? Нет? В лицо мне посмотрите. Удивлены? и только? Вот
приём!..” И дальше: "Не влюблены ли вы? Прошу мне дать ответ, Без думы, полноте смущаться...”
Чацкий говорит, только говорит — но одновременно и с горячностью
спрашивает, и требует, и изумляется, и упрекает, и пытается
иронизировать... Целый каскад действий. Чтобы их выразить, актёру
понадобится множество разных интонаций, жестов. Кстати, не упустим
возможности послушать, как прочтут этот фрагмент наши ученики. А дальше
спросим себя, во-первых, что скажет о герое такая насыщенность речи
"действенностью”, а во-вторых, имеет ли право Чацкий так настойчиво и
разнообразно обращаться к Софье после трёх лет молчания и отсутствия
действий или каких-то знаков его интереса к ней? Отсюда разговор пойдёт к
предыстории отношений Софьи и Чацкого, к причинам разного понимания
ими происходящего, то есть вглубь действия.
Строго говоря, всё это можно было бы объяснить и без теории речевых
действий. А ещё строже — слова Чацкого по правде речевыми действиями и
не являются (в приведённых цитатах есть только один перформатив — найдут
ли его наши ученики?). Зачем же тогда было огород городить? Да просто
уж очень девятиклассники покупаются на эту тему — проверено
неоднократно. Кроме того, можно увидеть, что, даже не пользуясь
перформативами, Чацкий строит свою речь так, что она превращается в
действие —
а значит, в его арсенале есть другие важные ораторские приёмы (их будем коллекционировать позже).
И, наконец, самое важное: живые и непреднамеренные (хотя и тщательно
запланированные) отходы в сторону от линии урока, связанные с языковым
опытом учеников, существенно повышают общий интерес к предмету. Так что
попробуйте!